С чем сравню тебя, мордовский,
Мой родной язык певучий?!
Может, с юною берёзкой
Или с яблоней цветущей?
Схож ты с соловьиной трелью,
С песней жаворонка в поле,
Пахнешь ты землёй апреля,
Льёшься речкой в водополье.
Емельян Пятаев
Шумбратадо, вечкивикст оят, шумбратадо вечкивикст ялгат!
Здравствуйте, дорогие друзья!
Поздравляю Вас с праздником, С яблочным спасом!
Улида вечкевикст, уцяскат, иляда середе и улида пекине мазыйть!
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – это социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать ребёнка настоящим патриотом Родины? Эта задача не из лёгких в современном мире. Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего.
«Корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях.»
(Джавахарлал Неру)
Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания детей мордовской национальности в нашей школе.
Мир мордовской культуры открывает детям нравственные ценности мордовского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Члены мордовского кружка «Кальне» получают информацию о культуре мордовского этноса, истории развития мордовских сёл, о традициях и истории мордовского народа.
Практическое решение данной темы заключается в поиске новых современных подходов к развитию патриотических чувств школьников. Формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре способствует активизации патриотических качеств у детей школьного возраста.
Очень важно заложить в школьном возрасте интерес к языку той земли, где он живёт. И эта любовь ребёнка к национальному языку, произведениям мордовской художественной литературы, музыке будет являться одним из проявлений патриотизма, ступенькой любви к большой Родине.
Развивая ребёнка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы; на желании участвовать в их сравнении и приумножении; на чувстве гордости, уважения и любви к малой родине.
Важное средство патриотического воспитания детей школьного возраста - это любовь к своему народу, языку, к народному творчеству.
Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.
Мордовская художественная литература и фольклор, произведения народных промыслов несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребёнка.
В процессе реализации этнографического компонента кружковцы знакомятся со сказками, праздниками, традициями, и обычаями мордовского народа, осознают собственную культурную принадлежность; воспитываются в духе уважения народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Проводимая работа с детьми кружка «Кальне» знакомит с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; народным декоративно-прикладным искусством, мордовскими народными играми; произведениями мордовских писателей; музыкой и музыкальным фольклором, позволяя раскрыть все многообразие национального колорита.
Наша Николаевская средняя школа - не национальная, она русскоязычная. Обучаются в ней 884 ученика. Из них - 112 детей мордовской национальности. Но только 45 детей хорошо владеют родным мордовским языком. Именно они посещают мордовские кружки, которые организованны на базе нашей школы. «Баягине» - рук. Алькина Е.В., «Кальне» - Паксеваткина О.Н., «Килейне» Пондина Люд. Степ.
Конечно горько признавать, что народ мордва почти весь обрусел.
Реализация этнокультурного мордовского компонента как основа патриотического воспитания предполагает приобщение детей к культуре, традициям и истории мордовского народа.
Работа направлена на воспитание и пробуждение у детей интереса к мордовскому языку и стремления к общению на этом языке. Общение на мордовском языке организуется в различных формах совместной деятельности, в игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о друзьях, о сказочных персонажах. Одним из наиболее ярких выражений в народном творчестве всех народов является национальный костюм. На кружковых занятиях ребята получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.
Во время занятий ребята с большим удовольствием демонстрируют и рассказывают про элементы костюма, оформляют проекты по изученным темам и представляют их перед своими одноклассниками.
Дети с удовольствием слушают мордовскую музыку, исполняют песни на мордовском языке. Неоднократно принимают участие в фестивале «Сиянь баягине», «Эрьгине» являются призёрами и победителями этого конкурса.
На базе Николаевского района в мае прошёл фестиваль «Тирень келесь-народонь ойме» (Родной язык - душа народа) мои воспитанницы приняли активное участие и исполнили современные мордовские песни.
В прошлом году на базе Баевской средней школы было проведено районное мероприятие « Симбирская земля-народов дружная семья», где Сюндюкова Анастасия исполнила песню на родном языке «Самсон лелей».
Чичина Варвара является неоднократной победительницей в конкурсе рисунков.
Слугина Виктория является лицом кружка по рассказу стихотворений.
В текущем учебном году Сюлаева Ангелина была участницей олимпиады по профилю - Эрзянский язык и литература и вышла в финал!
Проводим тематические мероприятия как внутри кружка (литературный час - Первая мордовская азбука и её автор - Юртов А.Ф так и на школьном уровне с приглашением родительского комитета школы. (с ребятами из кружка «Баягине») проводим устные журналы, где дети показывают своё мастерство.
Пример подаёт сам преподаватель, стараюсь идти в ногу со временем. Провожу мастер-класс по изготовлению куклы-оберега, принимаю участие в конференциях «Межкультурная коммуникация как фактор укрепления единства народа», в празднике « Шумбрат», неоднократно обучающиеся школы принимали участие в акция «Мордовский диктант на эрзянском и мокшанском языке».
Знакомятся с произведениями устного народного творчества.
Это могут быть сказки (читаем с детьми с журнала «Чилисема», с газеты «Ялгат», истории, пословицы, загадки. Прослушивая художественные произведения, дети знакомятся с красотой языка, мелодичностью повествования.
Изучение национальных праздников. Детям рассказывают об их истории, значении, традициях и обычаях, приуроченных к этим праздникам. Ребятам очень нравиться самим искать информацию про национальные праздники и затем делиться с ней с остальными. Девочек интересуют праздники, которые связанны с гаданием (Иван Купала, Рождество, Крещение)
Использование народной музыки. Народные музыкальные произведения в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом мордовского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Я веду уроки музыки в 5-м классе и при изучении темы «Песни народов мира» мы устраиваем мини концерт. Каждая национальность, которая есть в классе готовят и исполняют свою любимою песню на своём родном языке. Это татары, цыгане, русские и в первую очередь - мои мордва. Детям очень нравиться исполнять, а особенно слушать национальные песни.
Создание национального уголка. В музее нашей школы есть экспонаты мордовской старины, что вызывает интерес у детей к мордовскому языку и стремлению научиться общаться на нём.
Так как я являюсь классным руководителем, теперь уже 8 класса сначала 5 класса я провожу работу с родителями. Провожу опрос о национальном воспитании детей и семейных традициях . С детьми провожу беседу на тему «Мой родной язык».
Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но и развивают основные психологические процессы: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательную активность.
Таким образом, реализация этнокультурного мордовского компонента способствует формированию у детей чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину и уважения к ней.
Хотела бы остановиться на том патриотизме, который сейчас необходим всем жителям России, не имея значения какой ты национальности.
2025 год президентом В.В.Путиным объявлен годом Защитника Отечества. В рамках этого проекта на своих занятиях с ребятами провожу тематические занятия, такие как:
- _________ «Помни их имена» - ...
- _____«Песни прошедшие с войной» - вспоминали слова песен, которые пели солдаты в годы ВОВ. Послушали песню «Катюша», «День Победы» на мордовском языке.
- ______«Знаменитые земляки» - изучали биографии мордовских героев Советского Союза, участников Афганской и Чеченской войн.
- _____ «Сражаюсь, верую, люблю» - беседа про участников и героев СВО - которые являются уроженцами Николаевского района.
- СВО - Салдин Владимир, Дойкин Андрей, Кежаев Сергей, Буртаев Иван, Яшкин Николай.
- Афганистан - Юдин Виктор Петрович.ъ
- Чеченская война - Плешаков Александр Николаевич.
Каждый четверг в нашей школе проводится политинформация. Члены кружка «Кальне» с большим удовольствием выступают перед учениками начальной школы с разными темами, которые прививают любовь к Родине и своему родному языку.
На занятиях «Разговоры о важном» ребята кружков часто говорят о днях воинской Славы и о героях нашей малой Родины.
У нас в Николаевском районе выпускают газету «Наш край», где теперь уже часто пишут статьи про героев Отечества. С большим интересом дети читают их на занятиях. Очень часто использую газету «Ялгат» и журнал « Чилисема», где помещена информация про героев мордовской национальности.
Таким образом, реализация этнокультурного мордовского компонента способствует формированию у детей чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину и уважения к ней.