В условиях современного образования на первый план выходит не просто усвоение знаний, а способность применять их в реальных жизненных ситуациях. Одним из ключевых инструментов формирования этой компетенции становится проектная грамотность – умение ставить цели, планировать действия, работать в команде, находить и анализировать информацию, создавать продукт и презентовать результат. Мы не случайно используем термин «проектная грамотность» и считаем, что она должна быть отдельным компонентом функциональной грамотности наряду с читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотностью, а также глобальными компетенциями и креативным мышлением.
Проектная грамотность – это не просто метод обучения, а навигационная система для ребёнка в мире постоянно меняющихся знаний и вызовов. Она развивает критическое мышление, инициативность, ответственность и готовность к самообучению – качества, востребованные как в школе, так и за её пределами.
В нашей школе образовательный процесс выстроен так, что проектная работа становится неотъемлемой частью учебного плана. Особое внимание проектному обучению уделяется в 10 классе: здесь в рамках внеурочной деятельности (предмет «Индивидуальный проект», рассчитанный на 34 часа) школьники получают углублённую подготовку по методологии исследования. Кроме того, в старших классах школьники, как правило, уже обладают достаточным уровнем самостоятельности, критического мышления и навыков планирования, чтобы успешно реализовывать проекты. И результаты не заставляют себя ждать: наши учащиеся достаточно успешно выступают как на школьных, так и городских, межмуниципальных и даже всероссийских научно-практических конференциях.
Однако на уровне основного общего образования (5–9 классы) ситуация иная: учащиеся часто испытывают трудности с постановкой задач, распределением ролей, сбором и анализом информации, а также с оформлением и презентацией результатов. Без чёткой структуры и поддержки проектная деятельность превращается для них в источник стресса, а не развития. Были выделены самые распространённые проблемы.
Самые распространенные проблемы при написании проектной деятельности:
- Неправильная постановка цели проекта и формирование задач (цель сформирована неправильно или расплывчато)
- Неумение или отсутствие навыков анализа литературы (устаревшие источники, недостоверная информация)
- Несоблюдение структуры проекта (включают ненужные элементы или упускают ключевые разделы, такие как введение, заключение, список использованной литературы)
- Ошибки оформления текста и иллюстраций.
Столкнувшись с этой проблемой на практике, мы – команда учителей – решили не просто «давать» проекты, а научить детей делать их. Мы разработали систему пошаговых заданий, направленных на формирование базовых компетенций проектной деятельности: постановка цели, составление плана, работа с источниками, командное взаимодействие, презентация и рефлексия.
Эта система органично оформилась в учебный квест – увлекательный, но в то же время структурированный формат, в котором каждый этап – это не просто игра, а осмысленное освоение проектного мышления.
Первую «ласточку» мы запустили совсем недавно. Учащиеся 8 класса в количестве 26 человек проходили составленный нами квест, направленный на формирование навыков создания проекта. Почему мы взяли именно 8 класс в качестве целевой группы? Всем известно, что в 9 классе учащиеся выполняют и защищают итоговый учебный проект в рамках государственных требований к образовательным результатам. Поэтому мы решили сформировать у них базовые навыки проектной деятельности и тем самым обеспечить успешную подготовку к обязательному проекту.
Квест состоит из следующих станций:
- «Комната мотивации» - почему это важно (выбор темы проекта и его актуальности)
- «Лаборатория целей» - сформулируй цель и задачи (нет цели – нет пути)
- «Библиотека исследований» - найди и проанализируй информацию (отбор материала для проекта)
- «Мастерская идей» - создай прототип продукта (как будет выглядеть продукт проекта)
- «Театр презентаций» - подготовь защиту (что и как говорить на защите проекта)
- «Зеркало размышлений» - проведи и напиши рефлексию. (анализ проведенной работы)
Учащиеся были разделены на 4 группы, каждая группа двигалась по маршруту по всем станциям. Каждая станция помогает ученикам выработать необходимые компетенции в увлекательном формате.
Станция 1. «Комната мотивации» - почему это важно?
Вопросы, которые помогут определить тему исследования:
|
Новизна темы
Во время формулировки новизны исследования в рамках проекта автор, опираясь на авторитетные источники и публикации по изучаемой теме, должен в процессе исследования раскрыть малоизученные аспекты темы, подчеркнуть нестандартный подход к их изучению, найти и рассказать что-то новое и ранее не описанное.
Новизна исследований может быть трех типов:
|
Игра:
Игра под названием «Исследователи будущего», основанная на механике мозгового штурма, отлично подойдёт детям, чтобы весело и эффективно учиться придумывать темы для исследовательских проектов.
Суть игры:
Дети объединяются в команды и соревнуются друг с другом, придумывая самые оригинальные и перспективные темы исследований. Основная задача — быстро и активно предлагать варианты идей, основываясь на предложенных категориях.
Материалы:
- Карточки с различными словами-категориями (например, природа, космос, здоровье, спорт, техника);
- Лист бумаги и ручки для записи идей;
- Таймер или часы для ограничения времени раунда.
Ход игры:
- Разделите участников на команды по 3-5 человек.
- Каждая команда получает случайную категорию, вытянув карточку (например, «животные»).
- Включаете таймер на 2 минуты.
- Задача команд — предложить максимальное количество оригинальных тем исследований внутри заданной категории. Важно, чтобы каждая идея была оригинальной и реально возможной для исследования.
- После окончания времени одна команда представляет свои лучшие идеи остальным участникам, остальные слушают внимательно.
- Остальные участники голосуют за самую понравившуюся идею каждой команды.
- Команда-победительница зарабатывает очко.
- Затем повторяется новый раунд с другой категорией.
Оценочные критерии:
Идея должна быть:
- Интересной,
- Реалистичной,
- Ясно сформулированной,
- Практически значимой.
Станция 2 «Лаборатория целей» - сформулируй цель и задачи
Объясняем детям что такое цель и с каких слов может начинаться цель. Показываем примеры формирования цели.
Цель исследовательской работы — это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта.
Схема составления цели исследовательской работы (проекта)
1. Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете:
изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др. |
2. Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).
Полученная формулировка цели в исследовательской работе записывается так:
| Цель исследовательской работы: исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды. |
Объясняем детям что такое задачи.
Задачи исследовательской работы — это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца, в рамках взятой темы проекта и поставленной цели.
Схема составления задач исследовательской работы (проекта)
1. Вопросы, которые помогут определить задачи:
«Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» |
2. Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами:
выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п. |
Пример:
Тема исследования: «Эмодзи – язык?»
Цель исследования: Выяснить, являются ли эмодзи новым языком передачи информации?
Задачи исследования:
- Изучить историю возникновения эмодзи.
- Определить признаки, свойства, функции языка и речи.
- Проверить, являются ли эмодзи искусственным языком
- Проверить, соответствуют ли эмодзи признакам языка.
- Создать лепбук «Правила русского языка» с использованием эмодзи.
Игра:
В качестве задания для формирования цели и задач на станции можно представить, лабораторию, где в виде колбы с веществом это цель проекта, а пробирки с компонентами — это задачи. Исходя из названия проекта дети должны назвать цель исследования, а потом уже поэтапно написать на каждой колбе задачи. И наглядно мы покажем детям, что при использовании каждой пробирки (т.е. поэтапное выполнение задач) приведёт нас к желаемой цели. (Можем взять колбу и пробирки у Екатерины Семеновны для яркости картинки)

Станция 3 «Библиотека исследований» - найди и проанализируй информацию
Основные принципы поиска и анализа информации включают принципы, связанные с работой с источниками данных, оценкой информации и преобразованием разрозненных сведений в структурированные знания. Эти принципы универсальны и применяются в разных контекстах: поиске информации в источниках (книгах, документах, интернет-сайтах) и анализе данных.
Главным принципом поиска информации является принцип релевантности - получение информации, соответствующей запросу пользователя.
Некоторые аспекты принципа:
- Чёткое формулирование запроса – использование ключевых слов, избегание длинных фраз в разговорном стиле.
- Использование фильтров поиска – например, отбор по времени публикации или по типу источника помогает сузить выдачу.
- Перепроверка информации – информация проверяется по нескольким источникам, обращается внимание на совпадение фактов.
При анализе информации главными являются:
- Принцип объективности анализа – процесс работы с данными должен быть свободен от предвзятости и подтверждающих искажений.
- Принцип цикличности и итеративности – анализ данных редко бывает линейным процессом — это скорее спираль, где каждый виток приближает к более глубокому пониманию и точным выводам.
Критерии оценки достоверности информации
- Авторитетность источника – кто автор или издатель, каковы его квалификация, репутация и аффилиации (от англ. affiliation — «связь», «присоединение») - потребности человека в установлении, поддержании и укреплении социальных связей.
- Актуальность – когда информация была создана или обновлена, соответствует ли она современному состоянию знаний в данной области.
- Точность – насколько информация согласуется с другими надёжными источниками, содержит ли она фактические ошибки.
- Полнота – представлены ли все важные аспекты темы или информация избирательна.
Вопросы, которые помогут в поиске:
- Что именно нужно найти?
- Где искать информацию?
- Какие ограничения есть у поиска?
Вопросы, которые помогут в анализе:
- Что, как и зачем нужно анализировать?
- Насколько найденная информация соответствует определённым критериям?
- Есть ли связи и закономерности между различными переменными или явлениями?
- Как полученные результаты соотносятся с общей картиной или целями исследования?
Ученикам был предложен список ресурсов, которыми они могут воспользоваться в ходе своего исследования, а также определить, какие из них стоит отнести к достоверным и недостоверным. Необходимо было аргументировать свой выбор.
«Библиотека исследований» – найди и проанализируй информацию
Недостоверные Видео блогера-репетитора английского языка |
Достоверные Грамматический справочник учебника УМК Spotlight 8 |
1. На этом же этапе ученики анализируют информацию, выбирая самые проблемные грамматические правила, по их мнению.
2. Также анализируют, какое правило можно представить наиболее увлекательно и необычно.
Частые грамматические ошибки
- have / has (I has a cat / She have a dog)
- Неправильные глаголы с ed (Hegoed)
- do/does/-s (She don’t go / He go)
- Неиспользование артиклей (a/an/the)
Станция 4 «Мастерская идея» - создай прототип продукта
Продукт проектной или исследовательской деятельности – это результат работы, то, ради чего был задуман проект. Он должен быть «осязаемым»: если проблема теоретическая, то должно быть представлено её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию.

Вопросы, которые помогут в выборе и создании продукта:
- Что я создам, чтобы цель была достигнута?
- Какие шаги я должен преодолеть?
- Всё ли у меня есть, чтобы проделать эти шаги?
«Мастерская идей» - создай прототип продукта
- На данном этапе ученики выбирают в какой форме будет представлен их продукт, обосновывая свой выбор.
- Выбор был сделан в пользу съемки короткого ролика (шортса).
«Мастерская идей» - создай прототип продукта
- Далее ученики анализируют, какое из отобранных правил можно представить наиболее увлекательно и необычно.
- Создают краткий сценарий для своего продукта.
- Снимают ролик.
Станция 5 «Театр презентаций» подготовь защиту проекта
Цель этапа: научить ребят четко, уверенно и убедительно представить свой проект.
Защита проекта – это совокупность знаний, принципов и структурированных подходов, которые помогают автору проекта ясно, логично и убедительно представить свою работу перед аудиторией (например, комиссией, преподавателями или экспертами). Защита проекта – это не просто пересказ того, что уже написано в работе, а демонстрация понимания темы, умения аргументировать выбор решений и отвечать на вопросы критически.
Что обычно оценивается на защите:
- актуальность и значимость проекта. Почему тема важна, что она даёт.
- глубина понимания темы. Знаете ли вы материал, можете ли объяснить, как всё устроено.
- структурность и логика выступления. Есть ли чёткое введение, основная часть, выводы.
- уверенность в подаче. Насколько спокойно и грамотно вы говорите.
- ответы на вопросы. Умеете ли вы быстро соображать и аргументировать свою позицию.
- оформление презентации и дополнительных материалов.
Подготовка выступления предполагает составление краткого устного доклада, структурой которого является:
- Введение: актуальность темы, цель и задачи.
- Основная часть: методы, ход работы, основные находки.
- Заключение: выводы, возможные перспективы, личный вклад.
Кроме того, важно создать визуальную поддержку. В презентация: слайды должны быть лаконичными, содержать ключевые тезисы, схемы, графики, но не перегружены текстом.
Типичные ошибки при защите:
- Чтение доклада по бумажке или с экрана.
- Перегруженность деталями, уход в технические нюансы без объяснения сути.
- Неспособность объяснить, почему выбраны именно такие методы или подходы.
- Игнорирование критических замечаний или защитная реакция вместо конструктивного диалога.
Задание: «В театре готовится премьера! Но занавес не поднимется, пока вы не подготовить трехминутную защиту своего проекта. Зрители должны понять: зачем это нужно, как ты это сделал.
Учащиеся получают «речевой каркас» (опорную схему на карточке)
- Приветствие и тема: «Здравствуйте! Мой проект называется…»
- Проблема: «Я заметил(а), что… Это важно, потому что…»
- Что я сделал(а): «Я собрал(а) информацию, выбрал(а) формат…»
- Результат: «Вот мой продукт… Он помогает…»
- Призыв / вывод: «Я предлагаю… / Теперь я знаю, что…»
Ребята тренируют выступление, затем вытягивают карточки с заданиями. Например:
- рассказать проект за 60 секунд;
- защитить проект без слов (только жестами и мимикой);
- ответить на каверзный вопрос от зрителя.
Станция 6 «Зеркало размышлений» напиши рефлексию
Цель этапа: помочь учащимся проанализировать свою деятельность, отметить успехи, выявить недостатки, осознать, чему они научились в процессе работы над проектом.
Рефлексия в проектной деятельности – это процесс анализа и осмысления хода и результатов работы над проектом.Это не просто «что я сделал?», а «как я это делал?», «почему выбрал именно так?», «что получилось, а что — нет?», «что я теперь понимаю по-другому?».
Примеры рефлексии для школьников (5–9 классы)
Простые вопросы для письменной рефлексии:
- Что у меня сегодня получилось лучше всего?
- Что было самым трудным? Почему?
- Чему я научился(лась), чего не умел(а) раньше?
- Как бы я сделал(а) это задание по-другому в следующий раз?
- Какая часть проекта/урока мне запомнилась больше всего?
Визуальные формы рефлексии:
«Светофор»:
«Лестница успеха»:
Где я сейчас?
На верхней ступени («Я справился!»), в середине («Пока не всё, но я стараюсь») или внизу («Мне нужна помощь»)?
«Дорожка проекта»:
Нарисуй путь: где были «ямы» (трудности), «горы» (успехи), «мосты» (помощь от других).
Письмо себе в будущее:
«Привет! Сейчас я заканчиваю проект о... Я горжусь тем, что... В следующий раз я обязательно...»*
«Чемодан, мясорубка, корзина»:
В чемодан — что я забираю с собой (полезное),
В мясорубку — что нужно переработать (осмыслить глубже),
В корзину — что выбрасываю (ненужное, ошибочное).
Задание: «Последняя дверь откроется только тогда, когда ты взглянешь в Зеркало размышлений и честно ответишь: что ты узнал(а) о себе, работая над проектом.
Учащиеся выполняют задание «Рефлексия 1-2-3», учащиеся отвечают на три коротких вопроса:
- одно слово – как я себя чувствовал(а) при выполнении проекта
- две вещи, которые я узнал(а) и понял(а)
- три действия, которые я могу применить в будущем (или три идеи, которые возникли).
Финал квеста: когда 6 фрагментов собраны, учащиеся составляют картинку.
После квеста был проведен опрос учащихся. Заданы три вопроса:
- Улучшилось ли ваше понимание процесса создания проекта?
- Понятна ли вам структура проекта?
- Был ли квест для вас увлекательным?
Итоги данного опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Большинство учащихся ответили положительно на все три вопроса. Безусловно, были и те, кто не все понял, у кого остались вопросы, кто не был вовлечен в процесс. Планируется индивидуальная работа с данными учащимися.
В заключение хотелось бы сказать, что задачи нашего педагогического проекта были выполнены, и мы довольны результатом. Учащиеся в интересном формате квеста получили знания, необходимые для успешной работы над проектом, проявили самостоятельность и метапредметные навыки. Такой квест не просто обучает структуре проекта, он проживается как маленькое приключение, где каждый этап – и умственный, и эмоциональный опыт, что не менее важно для детей.
Поэтому можно с уверенностью рекомендовать для практического применения представленную педагогическую методику. Ведь проведенная работа показала не только актуальность проблематики, но и перспективность изысканий в данном направлении, может быть адаптирована под разный возраст и предметные области.