Проектная грамотность: квест вместо инструкции

Разделы: Иностранные языки

Класс: 8

Ключевые слова: Проектная грамотность


В условиях современного образования на первый план выходит не просто усвоение знаний, а способность применять их в реальных жизненных ситуациях. Одним из ключевых инструментов формирования этой компетенции становится проектная грамотность – умение ставить цели, планировать действия, работать в команде, находить и анализировать информацию, создавать продукт и презентовать результат. Мы не случайно используем термин «проектная грамотность» и считаем, что она должна быть отдельным компонентом функциональной грамотности наряду с читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотностью, а также глобальными компетенциями и креативным мышлением.

Проектная грамотность – это не просто метод обучения, а навигационная система для ребёнка в мире постоянно меняющихся знаний и вызовов. Она развивает критическое мышление, инициативность, ответственность и готовность к самообучению – качества, востребованные как в школе, так и за её пределами.

В нашей школе образовательный процесс выстроен так, что проектная работа становится неотъемлемой частью учебного плана. Особое внимание проектному обучению уделяется в 10 классе: здесь в рамках внеурочной деятельности (предмет «Индивидуальный проект», рассчитанный на 34 часа) школьники получают углублённую подготовку по методологии исследования. Кроме того, в старших классах школьники, как правило, уже обладают достаточным уровнем самостоятельности, критического мышления и навыков планирования, чтобы успешно реализовывать проекты. И результаты не заставляют себя ждать: наши учащиеся достаточно успешно выступают как на школьных, так и городских, межмуниципальных и даже всероссийских научно-практических конференциях.

Однако на уровне основного общего образования (5–9 классы) ситуация иная: учащиеся часто испытывают трудности с постановкой задач, распределением ролей, сбором и анализом информации, а также с оформлением и презентацией результатов. Без чёткой структуры и поддержки проектная деятельность превращается для них в источник стресса, а не развития. Были выделены самые распространённые проблемы.

Самые распространенные проблемы при написании проектной деятельности:

  • Неправильная постановка цели проекта и формирование задач (цель сформирована неправильно или расплывчато)
  • Неумение или отсутствие навыков анализа литературы (устаревшие источники, недостоверная информация)
  • Несоблюдение структуры проекта (включают ненужные элементы или упускают ключевые разделы, такие как введение, заключение, список использованной литературы)
  • Ошибки оформления текста и иллюстраций.

Столкнувшись с этой проблемой на практике, мы – команда учителей – решили не просто «давать» проекты, а научить детей делать их. Мы разработали систему пошаговых заданий, направленных на формирование базовых компетенций проектной деятельности: постановка цели, составление плана, работа с источниками, командное взаимодействие, презентация и рефлексия.

Эта система органично оформилась в учебный квест – увлекательный, но в то же время структурированный формат, в котором каждый этап – это не просто игра, а осмысленное освоение проектного мышления.

Первую «ласточку» мы запустили совсем недавно. Учащиеся 8 класса в количестве 26 человек проходили составленный нами квест, направленный на формирование навыков создания проекта. Почему мы взяли именно 8 класс в качестве целевой группы? Всем известно, что в 9 классе учащиеся выполняют и защищают итоговый учебный проект в рамках государственных требований к образовательным результатам. Поэтому мы решили сформировать у них базовые навыки проектной деятельности и тем самым обеспечить успешную подготовку к обязательному проекту.

Квест состоит из следующих станций:

  1. «Комната мотивации» - почему это важно (выбор темы проекта и его актуальности)
  2. «Лаборатория целей» - сформулируй цель и задачи (нет цели – нет пути)
  3. «Библиотека исследований» - найди и проанализируй информацию (отбор материала для проекта)
  4. «Мастерская идей» - создай прототип продукта (как будет выглядеть продукт проекта)
  5. «Театр презентаций» - подготовь защиту (что и как говорить на защите проекта)
  6. «Зеркало размышлений» - проведи и напиши рефлексию. (анализ проведенной работы)

Учащиеся были разделены на 4 группы, каждая группа двигалась по маршруту по всем станциям. Каждая станция помогает ученикам выработать необходимые компетенции в увлекательном формате.

Станция 1. «Комната мотивации» - почему это важно?

Вопросы, которые помогут определить тему исследования:

  1. Что мне интересно больше всего?
  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  4. По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Новизна темы

Во время формулировки новизны исследования в рамках проекта автор, опираясь на авторитетные источники и публикации по изучаемой теме, должен в процессе исследования раскрыть малоизученные аспекты темы, подчеркнуть нестандартный подход к их изучению, найти и рассказать что-то новое и ранее не описанное.

Новизна исследований может быть трех типов:

  1. полное изменение знаний, существующих по теме исследования;
  2. расширение известных данных своими открытиями;
  3. конкретизация имеющихся знаний, применение известных результатов в исследовании новых объектов и т.д.

Игра:

Игра под названием «Исследователи будущего», основанная на механике мозгового штурма, отлично подойдёт детям, чтобы весело и эффективно учиться придумывать темы для исследовательских проектов.

Суть игры:

Дети объединяются в команды и соревнуются друг с другом, придумывая самые оригинальные и перспективные темы исследований. Основная задача — быстро и активно предлагать варианты идей, основываясь на предложенных категориях.

Материалы:

  • Карточки с различными словами-категориями (например, природа, космос, здоровье, спорт, техника);
  • Лист бумаги и ручки для записи идей;
  • Таймер или часы для ограничения времени раунда.

Ход игры:

  1. Разделите участников на команды по 3-5 человек.
  2. Каждая команда получает случайную категорию, вытянув карточку (например, «животные»).
  3. Включаете таймер на 2 минуты.
  4. Задача команд — предложить максимальное количество оригинальных тем исследований внутри заданной категории. Важно, чтобы каждая идея была оригинальной и реально возможной для исследования.
  5. После окончания времени одна команда представляет свои лучшие идеи остальным участникам, остальные слушают внимательно.
  6. Остальные участники голосуют за самую понравившуюся идею каждой команды.
  7. Команда-победительница зарабатывает очко.
  8. Затем повторяется новый раунд с другой категорией.

Оценочные критерии:

Идея должна быть:

  • Интересной,
  • Реалистичной,
  • Ясно сформулированной,
  • Практически значимой.

Станция 2 «Лаборатория целей» - сформулируй цель и задачи

Объясняем детям что такое цель и с каких слов может начинаться цель. Показываем примеры формирования цели.

Цель исследовательской работы — это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта.
Схема составления цели исследовательской работы (проекта)

1. Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете:

изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

2. Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).

Полученная формулировка цели в исследовательской работе записывается так:

Цель исследовательской работы: исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды.

Объясняем детям что такое задачи.

Задачи исследовательской работы — это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца, в рамках взятой темы проекта и поставленной цели.

Схема составления задач исследовательской работы (проекта)

1. Вопросы, которые помогут определить задачи:

«Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»
"Что я должен сделать по порядку для осуществления задуманного результата?"

2. Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами:

выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Пример:

Тема исследования: «Эмодзи – язык?»

Цель исследования: Выяснить, являются ли эмодзи новым языком передачи информации?

Задачи исследования:

  1. Изучить историю возникновения эмодзи.
  2. Определить признаки, свойства, функции языка и речи.
  3. Проверить, являются ли эмодзи искусственным языком
  4. Проверить, соответствуют ли эмодзи признакам языка.
  5. Создать лепбук «Правила русского языка» с использованием эмодзи.

Игра:

В качестве задания для формирования цели и задач на станции можно представить, лабораторию, где в виде колбы с веществом это цель проекта, а пробирки с компонентами — это задачи. Исходя из названия проекта дети должны назвать цель исследования, а потом уже поэтапно написать на каждой колбе задачи. И наглядно мы покажем детям, что при использовании каждой пробирки (т.е. поэтапное выполнение задач) приведёт нас к желаемой цели. (Можем взять колбу и пробирки у Екатерины Семеновны для яркости картинки)

Станция 3 «Библиотека исследований» - найди и проанализируй информацию

Основные принципы поиска и анализа информации включают принципы, связанные с работой с источниками данных, оценкой информации и преобразованием разрозненных сведений в структурированные знания. Эти принципы универсальны и применяются в разных контекстах: поиске информации в источниках (книгах, документах, интернет-сайтах) и анализе данных.

Главным принципом поиска информации является принцип релевантности - получение информации, соответствующей запросу пользователя.

Некоторые аспекты принципа:

  • Чёткое формулирование запроса – использование ключевых слов, избегание длинных фраз в разговорном стиле.
  • Использование фильтров поиска – например, отбор по времени публикации или по типу источника помогает сузить выдачу.
  • Перепроверка информации – информация проверяется по нескольким источникам, обращается внимание на совпадение фактов.

При анализе информации главными являются:

  • Принцип объективности анализа – процесс работы с данными должен быть свободен от предвзятости и подтверждающих искажений.
  • Принцип цикличности и итеративности – анализ данных редко бывает линейным процессом — это скорее спираль, где каждый виток приближает к более глубокому пониманию и точным выводам.

Критерии оценки достоверности информации

  • Авторитетность источника – кто автор или издатель, каковы его квалификация, репутация и аффилиации (от англ. affiliation — «связь», «присоединение») - потребности человека в установлении, поддержании и укреплении социальных связей.
  • Актуальность – когда информация была создана или обновлена, соответствует ли она современному состоянию знаний в данной области.
  • Точность – насколько информация согласуется с другими надёжными источниками, содержит ли она фактические ошибки.
  • Полнота – представлены ли все важные аспекты темы или информация избирательна.

Вопросы, которые помогут в поиске:

  1. Что именно нужно найти?
  2. Где искать информацию?
  3. Какие ограничения есть у поиска?

Вопросы, которые помогут в анализе:

  1. Что, как и зачем нужно анализировать?
  2. Насколько найденная информация соответствует определённым критериям?
  3. Есть ли связи и закономерности между различными переменными или явлениями?
  4. Как полученные результаты соотносятся с общей картиной или целями исследования?

Ученикам был предложен список ресурсов, которыми они могут воспользоваться в ходе своего исследования, а также определить, какие из них стоит отнести к достоверным и недостоверным. Необходимо было аргументировать свой выбор.

«Библиотека исследований» – найди и проанализируй информацию

Недостоверные

Видео блогера-репетитора английского языка
Статья на портале Яндекс Дзен
Статья в группе социальной сети vk.com
Сайтонлайн-школы skyeng.ru

Достоверные

Грамматический справочник учебника УМК Spotlight 8
Учебник Essential Grammar In Use

1. На этом же этапе ученики анализируют информацию, выбирая самые проблемные грамматические правила, по их мнению.

2. Также анализируют, какое правило можно представить наиболее увлекательно и необычно.

Частые грамматические ошибки

  1. have / has (I has a cat / She have a dog)
  2. Неправильные глаголы с ed (Hegoed)
  3. do/does/-s (She don’t go / He go)
  4. Неиспользование артиклей (a/an/the)

Станция 4 «Мастерская идея» - создай прототип продукта

Продукт проектной или исследовательской деятельности – это результат работы, то, ради чего был задуман проект. Он должен быть «осязаемым»: если проблема теоретическая, то должно быть представлено её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию.

Вопросы, которые помогут в выборе и создании продукта:

  1. Что я создам, чтобы цель была достигнута?
  2. Какие шаги я должен преодолеть?
  3. Всё ли у меня есть, чтобы проделать эти шаги?

«Мастерская идей» - создай прототип продукта

  1. На данном этапе ученики выбирают в какой форме будет представлен их продукт, обосновывая свой выбор.
  2. Выбор был сделан в пользу съемки короткого ролика (шортса).

«Мастерская идей» - создай прототип продукта

  1. Далее ученики анализируют, какое из отобранных правил можно представить наиболее увлекательно и необычно.
  2. Создают краткий сценарий для своего продукта.
  3. Снимают ролик.

Станция 5 «Театр презентаций» подготовь защиту проекта

Цель этапа: научить ребят четко, уверенно и убедительно представить свой проект.

Защита проекта – это совокупность знаний, принципов и структурированных подходов, которые помогают автору проекта ясно, логично и убедительно представить свою работу перед аудиторией (например, комиссией, преподавателями или экспертами). Защита проекта – это не просто пересказ того, что уже написано в работе, а демонстрация понимания темы, умения аргументировать выбор решений и отвечать на вопросы критически.

Что обычно оценивается на защите:

  • актуальность и значимость проекта. Почему тема важна, что она даёт.
  • глубина понимания темы. Знаете ли вы материал, можете ли объяснить, как всё устроено.
  • структурность и логика выступления. Есть ли чёткое введение, основная часть, выводы.
  • уверенность в подаче. Насколько спокойно и грамотно вы говорите.
  • ответы на вопросы. Умеете ли вы быстро соображать и аргументировать свою позицию.
  • оформление презентации и дополнительных материалов.

Подготовка выступления предполагает составление краткого устного доклада, структурой которого является:

  • Введение: актуальность темы, цель и задачи.
  • Основная часть: методы, ход работы, основные находки.
  • Заключение: выводы, возможные перспективы, личный вклад.

Кроме того, важно создать визуальную поддержку. В презентация: слайды должны быть лаконичными, содержать ключевые тезисы, схемы, графики, но не перегружены текстом.

Типичные ошибки при защите:

  • Чтение доклада по бумажке или с экрана.
  • Перегруженность деталями, уход в технические нюансы без объяснения сути.
  • Неспособность объяснить, почему выбраны именно такие методы или подходы.
  • Игнорирование критических замечаний или защитная реакция вместо конструктивного диалога.

Задание: «В театре готовится премьера! Но занавес не поднимется, пока вы не подготовить трехминутную защиту своего проекта. Зрители должны понять: зачем это нужно, как ты это сделал.

Учащиеся получают «речевой каркас» (опорную схему на карточке)

  1. Приветствие и тема: «Здравствуйте! Мой проект называется…»
  2. Проблема: «Я заметил(а), что… Это важно, потому что…»
  3. Что я сделал(а): «Я собрал(а) информацию, выбрал(а) формат…»
  4. Результат: «Вот мой продукт… Он помогает…»
  5. Призыв / вывод: «Я предлагаю… / Теперь я знаю, что…»

Ребята тренируют выступление, затем вытягивают карточки с заданиями. Например:

  1. рассказать проект за 60 секунд;
  2. защитить проект без слов (только жестами и мимикой);
  3. ответить на каверзный вопрос от зрителя.

Станция 6 «Зеркало размышлений» напиши рефлексию

Цель этапа: помочь учащимся проанализировать свою деятельность, отметить успехи, выявить недостатки, осознать, чему они научились в процессе работы над проектом.

Рефлексия в проектной деятельности – это процесс анализа и осмысления хода и результатов работы над проектом.Это не просто «что я сделал?», а «как я это делал?», «почему выбрал именно так?», «что получилось, а что — нет?», «что я теперь понимаю по-другому?».

Примеры рефлексии для школьников (5–9 классы)

Простые вопросы для письменной рефлексии:

- Что у меня сегодня получилось лучше всего?

- Что было самым трудным? Почему?

- Чему я научился(лась), чего не умел(а) раньше?

- Как бы я сделал(а) это задание по-другому в следующий раз?

- Какая часть проекта/урока мне запомнилась больше всего?

Визуальные формы рефлексии:

«Светофор»:

«Лестница успеха»:

Где я сейчас?

На верхней ступени («Я справился!»), в середине («Пока не всё, но я стараюсь») или внизу («Мне нужна помощь»)?

«Дорожка проекта»:

Нарисуй путь: где были «ямы» (трудности), «горы» (успехи), «мосты» (помощь от других).

Письмо себе в будущее:

«Привет! Сейчас я заканчиваю проект о... Я горжусь тем, что... В следующий раз я обязательно...»*

«Чемодан, мясорубка, корзина»:

В чемодан — что я забираю с собой (полезное),

В мясорубку — что нужно переработать (осмыслить глубже),

В корзину — что выбрасываю (ненужное, ошибочное).

Задание: «Последняя дверь откроется только тогда, когда ты взглянешь в Зеркало размышлений и честно ответишь: что ты узнал(а) о себе, работая над проектом.

Учащиеся выполняют задание «Рефлексия 1-2-3», учащиеся отвечают на три коротких вопроса:

  • одно слово – как я себя чувствовал(а) при выполнении проекта
  • две вещи, которые я узнал(а) и понял(а)
  • три действия, которые я могу применить в будущем (или три идеи, которые возникли).

Финал квеста: когда 6 фрагментов собраны, учащиеся составляют картинку.

После квеста был проведен опрос учащихся. Заданы три вопроса:

  1. Улучшилось ли ваше понимание процесса создания проекта?
  2. Понятна ли вам структура проекта?
  3. Был ли квест для вас увлекательным?

Итоги данного опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Большинство учащихся ответили положительно на все три вопроса. Безусловно, были и те, кто не все понял, у кого остались вопросы, кто не был вовлечен в процесс. Планируется индивидуальная работа с данными учащимися.

В заключение хотелось бы сказать, что задачи нашего педагогического проекта были выполнены, и мы довольны результатом. Учащиеся в интересном формате квеста получили знания, необходимые для успешной работы над проектом, проявили самостоятельность и метапредметные навыки. Такой квест не просто обучает структуре проекта, он проживается как маленькое приключение, где каждый этап – и умственный, и эмоциональный опыт, что не менее важно для детей.

Поэтому можно с уверенностью рекомендовать для практического применения представленную педагогическую методику. Ведь проведенная работа показала не только актуальность проблематики, но и перспективность изысканий в данном направлении, может быть адаптирована под разный возраст и предметные области.