Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Управление БПЛА»

Разделы: Информатика, Технология, Дополнительное образование

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Управление БПЛА


В последние годы значительно возросла популярность малых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с дистанционным управлением и, в частности, мультикоптеров. И если раньше БПЛА воспринимались большинством людей лишь как высокотехнологичные игрушки, то сейчас ситуация изменилась. Многие из этих аппаратов используются для выполнения серьезных задач: фото и видеосъемки, наблюдения и мониторинга различных объектов, процессов и явлений в том числе наблюдение за труднодоступными объектами, ортофотосъемки, доставки небольших грузов и др. Интенсивное внедрение мультикоптеров в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления, программирования, создания и обслуживания беспилотных летательных аппаратов, что позволит быстро развивать новую отрасль.

Направление «БПЛА» в образовании — это междисциплинарные занятия, интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело и математику. Изучение БПЛА позволяет учащимся ознакомиться с технологиями 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Детьми и подростками материал усваивается гораздо лучше, в том случае, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают.

Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, адаптированные к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Письмо Министерства образования Московской области № Исх-3597/21в от 24.03.2016).
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2023 № 1630–р «Об утверждении Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года и плана мероприятий по ее реализации»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20»).
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Образовательная программа МАОУДО Центр «Диалог»;
  • Учебный план МАОУДО Центр «Диалог».

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Управление БПЛА» имеет техническую направленность.

Программа дает объем технических и естественнонаучных компетенций, которыми вполне может овладеть современный ребёнок, ориентированный на научно-техническое и технологическое направление дальнейшего образования и сферу профессиональной деятельности. Программа ориентирована в первую очередь на обучающихся, желающих изучить сферу применения беспилотных летательных аппаратов и получить практические навыки в конструировании, пилотировании, настройке беспилотных летательных аппаратов. Образовательная программа направлена на ознакомление обучающихся с физическими основами и современными возможностями беспилотных летательных аппаратов

Актуальность данной программы в том, что она дает пропедевтические знания для дальнейшего развития интересов воспитанников в курсе «Беспилотные летательные аппараты».

Новизна этой программы заключается в интеграции современных и инновационных достижений в области малой беспилотной авиации, а также использовании цифровых технологий, включая цифровой образовательный контент.

Цель программы: ознакомление обучающихся с принципами действия и основами управления беспилотными летательными аппаратами.

Задачи курса научить

обучающие:

  • дать первоначальные знания о конструкциях, механизмах, используемых в БПЛА;
  • подготовка лиц, обладающих уникальными компетенциями для развития отрасли беспилотных летательных аппаратов
  • воспитательные:
  • воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности;
  • воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.

развивающие:

  • развитие творческой инициативы и самостоятельности;
  • развитие психофизиологических качеств учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
  • развитие умения излагать мысли в последовательности, отстаивать свою точку зрения анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от существующих является то, что изучение БПЛА дает возможность в дальнейшем объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания технологии, информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество.

Адресат программы

Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости.

Изменившиеся условия обучения детей 11-17 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов.

Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. к концу младшего школьного возраста у обучающихся должны быть сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в 5-ом классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности обучающихся.

Так как ведущей деятельностью детей 11-17 лет является общение, то наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками, на эмоциональное состояние ребенка начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами. Даже в школу, как показывают опросы, они ходят, в первую очередь, ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют смысл лишь, когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если же в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный ученик может специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям».

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ребенка.

Объём освоения программы: 18 часов.

Срок реализации программы – 2 месяца.

Форма обучения: очная с элементами дистанционного обучения.

Особенности организации образовательного процесса: формы проведения занятий подбираются с учётом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания программы и возраста воспитанников: рассказ, беседа, лекция, практикум и др. При организации практических занятий формируются малые группы, состоящие из 2 обучающихся. Для каждой группы выделяется беспилотный летательный аппарат (квадрокоптер). Выполнение общеразвивающей программы предполагает активное участие в конкурсах, выставках ученического технического творчества.

Режим занятий: 1 занятие по 2 часа в неделю, всего 18 часов. Один учебный час включает 40 минут учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв.

Количество детей в группе 8-10 человек.

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при эксплуатации БПЛА;
  • основные компоненты беспилотных летательных аппаратов;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • основы аэродинамики полета;
  • основы электричества, радиоэлектроники;
  • конструктивные особенности различных БПЛА и их применение;
  • способы настройки и подготовки коптера к полету

Обучающиеся должны уметь:

  • показывать взаимосвязь между причиной и следствием;
  • настраивать и калибровать полетные контроллеры разных производителей
  • проводить «чистый» эксперимент, меняя отдельные параметры, и наблюдать или измерять результаты;
  • производить систематические наблюдения и измерения;
  • определять, согласуются ли выводы с предварительными оценками и возможны ли дальнейшие прогнозы;
  • выделять важные моменты и устранять недоработки.

Формы аттестации обучающихся.

Аттестация обучающихся производится в соответствии с «Положением об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУДО Центре «Диалог». Основной формой аттестации считается зачет-незачет по общеобразовательной общеразвивающей программе, который складывается из следующих составляющих:

  • самостоятельная работа,
  • анкетирование,
  • практические задания,
  • работа в группах,
  • индивидуальные занятия,
  • участие в мероприятиях.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

  • журнал посещаемости;
  • аналитический материал;
  • материалы анкетирования, тестирования;
  • фото, видеоматериалы;
  • статьи;
  • анкеты – отзывы на пройденный курс.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

На каждом занятии проводится опрос в форме беседы по вопросам предыдущего занятия. Оценка промежуточных результатов по темам и итоговые занятия проводятся в разных формах: тестирование, соревнования, защита. В течении года идёт выкладка результатов работ и проектов детей в социальных сетях.

Оцениваемые параметры /Оценки

Низкий

Средний

Высокий

Уровень теоретических знаний

 

Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами

Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы

Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Уровень практических навыков и умений

Уровень практических навыков и умений

Работа с БПЛА, техника безопасности

Требуется постоянный контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности

Требуется периодическое напоминание о том, как работать с оборудованием

Четко и безопасно работает с оборудованием

Способность подготовки и настройки беспилотного летательного аппарата к полету

Не может подготовить, настроить БПЛА без помощи педагога

Может подготовить, настроить БПЛА при подсказке педагога

Способен самостоятельно подготовить, настроить БПЛА без помощи педагога

Степень самостоятельности управления БПЛА

Требуется постоянные пояснения педагога при управлении

Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям

Самостоятельно выполняет операции при управлении БПЛА без подсказки педагога

Качество выполнения работы

 

Навыки управления в целом получены, но управление БПЛА невозможно без присутствия педагога

Навыки управления в целом получены, управление БПЛА возможно без присутствия педагога

Навыки управления получены в полном объеме, присутствие педагога не требуется.

Воспитательный потенциал программы

«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2)

Разработка и реализация плана мероприятий воспитательной программы решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми, т.к. воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.

Цель воспитательной составляющей программы: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.

Задачи:

Предметные:

  • содействие в организации единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающегося; - предоставление возможности каждому ребёнку участия в деятельности творческих объединений различной направленности; - развитие системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
  • способствование развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.

Личностные:

  • способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
  • формирование социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения;
  • содействие в формировании сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; - развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности.

Метапредметные:

  • развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия, выявление и работа с одаренными детьми;
  • содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам воспитания обучающихся.
  • совершенствование системы воспитательной работы, используя современные инновационные технологии в дополнительном образовании.

Результат воспитания – это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии обучающихся, которые они приобрели в процессе воспитания. Формы работы направлены на:

работу с коллективом обучающихся:

  • формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования (коммуникация и кооперация);
  • обучение практическим умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
  • развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
  • содействие формированию активной гражданской позиции;
  • воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.

работу с родителями:

  • организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
  • содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей, тематических мероприятий в течение года);
  • оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.

Календарный план воспитательной работы и участия обучающихся в мероприятиях


Уровень

Название

Форма проведения

Сроки

1

Муниципальный

Мастер-класс «Основы управления квадрокоптерами»

очная

Умные каникулы

2

Диалог

Соревнования «Свободный полет»

очная

в конце курса

Материально-техническое обеспечение программы

  • 1 беспилотный летательный аппарат на 2-х воспитанников;
  • 1 комплект инструментов на 2-х воспитанников;
  • 1 ресурсный комплект на 6 воспитанников;
  • 1 компьютер с установленным программным обеспечением для педагога;
  • набор запасных пропеллеров;
  • 3 запасные батареи (акб) к каждому БПЛА;
  • учебный кабинет для проведения занятий, оборудованный мультимедийным оборудованием, проекционной техникой;
  • иллюстративный и информационный видеоматериал для лекционной формы занятий.
  • плакаты и иллюстрации технических конструкций и решений.

Рекомендуемый набор беспилотного летательного аппарата на группу из 2-х обучающихся:

  • Радиоуправляемый квадрокоптер SkyWalker Aerocraft UFO 4CH 2.4G - HM1306
  • Аккумулятор Hubsan LiPo 3.7V 1S 25С 380 mAh - H107-a24 - 5 шт
  • Мотор B (черно-белые провода) для квадрокоптера HM1306 - HM1306-12 - 2 шт
  • Мотор A (сине-красные провода) для квадрокоптера HM1306 - HM1306-11 - 2 шт
  • Батарейки Duracell (АА) 1 шт. - LR6-8BL - 8 шт
  • Конференц-зал: персональный компьютер Pentium CPU 8gb RAM 128Fb SSD, 1 шт. интерактивный дисплей 85" с поддержкой сенсорного ввода.

Информационное обеспечение

Дидактический материал разработан для каждого занятия, оформлен в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint. В программе Microsoft Word разработаны конспекты занятий для педагога, а также, раздаточный материал с заданиями для индивидуального и группового выполнения обучающимися. Презентации используются для наглядной подачи информации на большом экране с одновременным ее комментированием.

Дидактический материал находится в общем доступе для всех педагогов, работающих по данной программе, на сервере Центра «Диалог»: hdc\Методика\Объединения\БПЛА

Список литературы для педагога

  1. Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие /В.Н.Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.
  3. С.И.Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.
  4. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
  5. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: МПСИ, 2006.- 312с
  6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.: Питер, 2012.
  7. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика. [Электронный ресурс] (http://opac.skunb.ru)
  8. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные психологические труды/ Под ред. Е.Д.Божович. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 512с.
  9. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов. - М.: МПСИ, 2005.- 288с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008. - 713 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
  11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2т./ Д.И.Фельдштейн – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – Т.2. - 456с.
  12. Н.Н.Фирова. Поиск и творчество – спутники успеха// «Дополнительное образование и воспитание» №10(156)2012. – С.48-50.

Интернет-ресурсы для педагога

  1. www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
  2. www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
  3. www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"
  4. www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
  5. http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э.Баумана. Электрон.журн. 2013. №4.
  6. http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html Гурьянов А.Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э.Баумана. Электрон.журн. 2014 №8.
  7. http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy_ajerodtnamiki_Riga.pdf. Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010.
  8. http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html Наука и образование. МГТУ им. Н.Э.Баумана. Электрон.журн. 2012. №3.

Интернет-ресурсы для обучающихся и родителей

  1. http://avia.pro/blog/ Беспилотные летательные аппараты. Дроны. История.
  2. http://cyclowiki.org/wiki/ Беспилотный летательный аппарат – Циклопедия
  3. http://www.genon.ru/ Что такое беспилотные летательные аппараты? – Генон
  4. http://www.nkj.ru/archive/articls/4323/ Наука и жизнь. Беспилотные самолеты: максимум возможностей
  5. http://www.testpilot.ru/ espace/bibl/tm/1946/8-9/chel-real.html
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Беспилотный летательный аппарат – Википедия