Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы промышленного программирования на языке «Python»

Разделы: Информатика, Дополнительное образование

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: язык Python


Программирование, как вид универсальной деятельности, известно достаточно давно. В настоящее время интерес к программированию резко возрос. Это связано с развитием и внедрением в повседневную жизнь информационно-коммуникационных технологий. Существуют множество языков программирования, которые имеют свои особенности и предназначение для выполнения различных задач. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы промышленного программирования на языке «Python» направлена на формирование и развитие у учащихся представления об основах программирования на языке Python в контексте его применения в промышленной сфере. Python широко используется во многих сферах: от веб-разработки и системного администрирования до бизнес-анализа и работы с большими данными, искусственным интеллектом и интернетом вещей. За счет простого и интуитивно понятного синтаксиса является одним из распространенных языков для обучения программированию.

Преимущества Python

Python – это скриптовый язык с довольно простым синтаксисом, что позволяет быстро освоить основы программирования.

Гибкость и многофункциональность: Python предоставляет широкий набор библиотек и фреймворков, которые позволяют решать задачи в различных областях, от веб-разработки до анализа данных и машинного обучения. Активное сообщество: Python обладает огромным и активным сообществом пользователей, которые делятся знаниями, помогают решать проблемы и разрабатывают новые инструменты.

Популярность: Python широко используется в разных отраслях, что обеспечивает большой спрос на специалистов в данной области.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы промышленного программирования на языке «Python» ориентирована на то, чтобы: развить у учащихся базовые навыки программирования на языке Python, включая основные синтаксические конструкции, типы данных, переменные, операции, циклы, условные операторы, функции, модули, библиотеки. · Познакомить учащихся с основными областями применения Python в промышленности, такими как автоматизация процессов, управление данными, анализ данных, создание приложений и веб-сервисов.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Основы промышленного программирования на языке «Python» имеет техническую направленность.

Актуальность программы

В современном мире, где технологический прогресс стремительно развивается, программирование становится все более востребованным навыком. Язык Python занимает лидирующие позиции в сфере промышленной автоматизации, научных исследований, разработки веб-приложений и многого другого.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Основы промышленного программирования на языке «Python» актуальна по следующим причинам:

  • Высокий спрос на специалистов: Рынок труда испытывает острую нехватку квалифицированных программистов, владеющих Python.
  • Широкий спектр применения: Python используется в самых разных областях, от автоматизации производственных процессов до разработки сложных алгоритмов машинного обучения.
  • Универсальность и простота: Python легко освоить, имеет лаконичный синтаксис и широкую экосистему библиотек.
  • Перспективы карьерного роста: Знание Python открывает путь к высокооплачиваемым позициям в IT-индустрии.
  • Возможность решения актуальных задач: Python помогает автоматизировать рутинные задачи, анализировать большие объемы данных и разрабатывать инновационные решения в различных отраслях.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, адаптированные к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Письмо Министерства образования Московской области № Исх-3597/21в от 24.03.2016);
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Распоряжение Министерства образования Московской области от 31.08.2023 г. Р-900 «Об организации работы в рамках реализации персонифицированного учета и системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Московской области».
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 ").
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Образовательная программа МАОУДО Центр «Диалог»;
  • Учебный план МАОУДО Центр «Диалог».

Новизна программы лежит в ее всеобъемлющем подходе, который объединяет критические знания и практические навыки, необходимые для успешного обучения программированию на Python и развития специалистов начального уровня, а также нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. №996-р., направленных на трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуемое посредством содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Содержание программы способствует формированию цифровой, технической и технологической грамотности учащихся, а также позволяет учащимся получить представление о значимости машинного обучения и искусственного интеллекта в современном мире и с особенностями профессиональной деятельности в этих направлениях.

Цель программы: Создание условий для изучения основ промышленного программирования на языке Python, развитие интереса к изучению технических наук и передовых технологий.

Задачи:

обучающие

  • обучение профессиональным технологиям и основным алгоритмам программирования;
  • приобретение умений проводить самостоятельные исследования в решении сложных задач;
  • формирование понимания значения алгоритмизации, как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;
  • овладение умениями представлять исходную информацию в виде определенной структуры данных; выполнять последовательную структуризацию проблемы;
  • освоение особенностей реализации алгоритмов в виде программ;
  • формирование навыков организации и реализации проектной деятельности;
  • обучение методикам Scrum и Agile при проектной работе;

развивающие

  • повышение интереса к предмету, привлечение внимания обучающихся к новым информационным технологиям;
  • развитие стиля мышления, соответствующего требованиям современного информационного общества – структурного и алгоритмического;
  • развитие алгоритмического и логического мышления в процессе обучения программированию;

воспитательные

  • повышение информационной культуры;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения;
  • воспитание умения планировать, готовности исправлять свои ошибки;
  • воспитание чувства коллективизма и ответственности за порученное дело;
  • приучение к самостоятельной работе

Отличительные особенности программы

Отличительная особенность данной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы "Основы промышленного программирования на языке «Python»" от уже существующих в этой области является то, что программа является практико-ориентированной. Освоение учащимся навыков программирования происходит в процессе практической и самостоятельной работы. Это позволяет учащимся получать не только теоретические знания в области программирования, но и уверенно овладевать навыками и инструментами разработки продуктов.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности реализации учащимися их интересов в области информационных технологий путем разработки проектов промышленного программирования на Python. Полученные знания, умения и навыки способствуют развитию профессионального самоопределения обучающихся.

Адресат программы: Программа рекомендуется для учащихся 14-17 лет.

Возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики.

С наступлением подросткового периода в жизни ребенка, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю: друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи.

Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.

Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.

Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

В обучении учебные предметы начинают уже выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения. В то же время в отличие от младшего возраста, в котором ребенок с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности.

Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д.

Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего возраста, в котором ребенок все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа педагога, он ждет доказательности, убедительности.

Подростковый возраст характеризуется значительными затруднениями в усвоении теоретических, абстрактных знаний, способность к абстрактному мышлению у детей только формируется, переход от конкретного к абстрактному мышлению может длиться до 3 лет, поэтому визуализация сложных процессов значительно упрощает восприятие материала и способствует его лучшему усвоению. Переходный период от детства к взрослости характеризуется перестройкой организма, самоопределением своего места в окружающем мире, развитием предметных и метапредметных компетенций, интересов. В старшем школьном возрасте закладываются основы моральных и социальных установок личности. Для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, самостоятельность. Проявляется склонность аргументировать суждения, делать выводы.

Для детей старшего возраста характерно словесно-логическое мышление. Ведущей деятельностью этого возраста является общение со сверстниками, с педагогами, родителями на основе определенных морально-этических норм, нравственных установок, формируется представление о собственной личности, создаются предпосылки для постановки новых задач, мотивации к дальнейшей собственной творческой деятельности.

Объем и срок освоения программы

Предполагаемый объем учебного времени на весь период обучения и необходимый для освоения программы составляет 144 часа за 1 год обучения.

Формы обучения

Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Дистанционная форма обучения возможна во всех модулях программы при закреплении тем, а также для получения дополнительного информационного и практического материала по пройденным темам и может включать: презентации, справочники, задания, практические работы, тесты. Также дистанционная форма предполагает организацию материала, обеспечивающего доступ к более сложным и специфическим знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы с целью реализации уровневой дифференциации. Для дистанционной формы обучения используется собственный сайт Центра "Диалог" https://moodle.dialog-el.ru/, на котором выложен дистанционный материал по всем модулям программы, и предусмотрена обратная связь с детьми: тесты, консультации в чате, отправка работ детьми на проверку, проверка работ педагогом и отправка замечаний с последующей корректировкой детьми и повторной отправкой работ. В связи с этим, допускается реализация данной дополнительной общеразвивающей программы полностью в дистанционном режиме. Электронная форма обучения возможна во всех модулях программы при закреплении тем, а также для получения дополнительного информационного и практического материала по пройденным темам и может включать: презентации, справочники, задания, практические работы, тесты. Также электронная форма предполагает организацию материала, обеспечивающего доступ к более сложным и специфическим знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы с целью реализации уровневой дифференциации.

Особенности организации образовательного процесса

Данная программа предполагает занятия в группе с основным составом учащихся одного возраста. Состав группы - постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество учебных часов по программе - 144. Занятия два раза в неделю по два академических часа (один академический час составляет 40 минут, перемена между академическими часами составляет 10 минут). Наполняемость учебных групп: до 16 человек.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

В результате освоения программы «Основы промышленного программирования на языке «Python» обучающийся должен:

знать:

  • основные этапы разработки программного обеспечения;
  • основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
  • основные принципы отладки и тестирования программных приложений

уметь:

  • осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
  • владеть принципами структурной алгоритмизации;
  • создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
  • выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
  • создавать проекты с использованием методик Scrum и Agile;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Формы аттестации

Аттестация учащихся по общеразвивающей программе дополнительного образования осуществляется в соответствии с «Положением об итоговой и промежуточной аттестации учащихся в МАОУДО Центре "Диалог"».

Основной формой аттестации является зачёт/незачёт, который определяется на основании следующих критериев:

  • самостоятельная работа,
  • контрольная работа,
  • практические задания,
  • индивидуальные занятия,
  • защита проекта

Преобладающей формой текущего контроля выступает выполнение практических, самостоятельных и контрольных работ, направленных на проверку уровня освоения программного материала. Основными критериями оценивания являются полнота и качество выполнения заданий, степень понимания изученных тем, а также способность обучающегося аргументированно объяснять ход выполнения работы.

Результаты текущего контроля фиксируются в индивидуальном рейтинге обучающегося, который формируется на основе систематической оценки учебных достижений.

Механизм оценивания образовательных результатов (см. приложение 1)

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

  • журнал посещаемости;
  • аналитические материалы (отчеты, диагностические работы);
  • проектная деятельность с итоговой защитой.

В рамках защиты проекта обучающийся должен:

Представить разработанный программный продукт, продемонстрировав:

  • его ключевые компоненты и функциональные возможности;
  • обоснование выбора алгоритмов и методов реализации;
  • сферу практического применения.

Дать развернутые ответы на вопросы по:

  • архитектуре программного решения;
  • особенностям его работы;
  • возможным направлениям доработки.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • На каждом занятии проводится устный опрос в формате беседы по материалам предыдущего урока.
  • В течение учебного года организуются мероприятия для промежуточной оценки знаний:
  • Выполнение практических и самостоятельных работ по программе
  • Проведение тестирования и анкетирования
  • Такая система контроля позволяет:
  • Регулярно проверять усвоение материала
  • Оценивать динамику развития навыков
  • Своевременно корректировать учебный процесс
  • Участие в мероприятиях различного уровня (в соответствии с МР №Исх.3597/21 от 24.03.2016, стр.7 табл. №2; см. Календарный план воспитательной работы
  • и участия учащихся в мероприятиях);
  • Размещение результатов работ и проектов детей в социальных сетях.

Вариативность дополнительных программ позволяет обеспечивать многообразие видов деятельности, областей знаний, которые максимально способствует удовлетворению интересов, развитию интеллекта, творческой реализации в зависимости потребностей детей и их родителей.

Воспитательный потенциал программы

«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2)

Разработка и реализация плана мероприятий воспитательной программы решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми, т.к. воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.

Цель воспитательной составляющей программы: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.

Задачи:

Предметные:

  • содействие в организации единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающегося; - предоставление возможности каждому ребёнку участия в деятельности творческих объединений различной направленности; - развитие системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
  • способствование развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.

Личностные:

  • способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
  • формирование социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения;
  • содействие в формировании сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей - развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности.

Метапредметные:

  • развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных инициатив и достижений учащихся через традиционные мероприятия, выявление и работа с одаренными детьми;
  • содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам воспитания учащихся.
  • совершенствование системы воспитательной работы, используя современные инновационные технологии в дополнительном образовании.

Результат воспитания – это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии учащихся, которые они приобрели в процессе воспитания. Формы работы направлены на:

  • работу с коллективом учащихся:
    • формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования (коммуникация и кооперация);
    • обучение практическим умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
    • развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала учащихся в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
    • содействие формированию активной гражданской позиции;
    • воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
  • работу с родителями:
    • рганизация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
    • содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей, тематических мероприятий в течение года);
    • оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.

Календарный план воспитательной работы и участия учащихся в мероприятиях (см. Приложение 2)

Материально-техническое обеспечение

  • Компьютерный класс №1
  • 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 24" Monitor
  • Компьютерный класс №2
  • 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 19" Monitor
  • Проектор, школьная доска.

Информационное обеспечение

Для занятий по программе необходим высокоскоростной Интернет для участия учащихся в дистанционных конкурсах различного уровня, а также для доступа к дистанционным образовательным ресурсам. Дидактический материал разработан для каждого занятия, оформлен в виде презентаций в программе Microsoft Power Point. В программе Microsoft Word разработаны конспекты занятий для педагога, а также, раздаточный материал с заданиями для индивидуального и группового выполнения обучающимися. Презентации используются для наглядной подачи информации на большом экране с одновременным ее комментированием. Дидактический материал: презентации и раздаточный материал с заданиями к каждому занятию - находятся в общем доступе для всех педагогов, работающих по данной программе, на сервере Центра «Диалог»: fs\Методика\Объединения\ИИ (Искусственный интеллект)

Основное:

  1. IDLE Python версии 3.10 и выше.
  2. MS Office или аналогичное ПО.
  3. Браузер Google Chrome.

Дополнительное:

  1. Среда разработки PyCharm Community Edition
  2. По для работы с СУБД

Кадровое обеспечение

Реализовывать данную общеобразовательную общеразвивающую программу может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы, владеющий компетенциями, необходимыми для организации проектной деятельности обучающихся, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.

Список литературы для педагога

  1. Болотова, Л.С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях : учебник / Л.С.Болотова. - Москва : Финансы и статистика, 2023. - 664 с. - ISBN 978-5-00184-097-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2051330.
  2. Боровская, Е.В. Основы искусственного интеллекта : учебное пособие / Е.В.Боровская, Н.А.Давыдова. - 4-е изд. - Москва: Лаборатория знаний, 2020. - 130 с. - (Педагогическое образование). - ISBN 978-5-00101-908-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1201358.
  3. Бастиан Ш. Крупномасштабное машинное обучение вместе с Python - ДМК Пpecc, 2017 г.
  4. Возможности искусственного интеллекта в совершенствовании информационного образовательного пространства регионов России: монография / Е.А.Арапова, А.А.Бочаров, И.Е.Вострокнутов [и др.] ; под. ред. С.О.Крамарова. - Москва : РИОР, 2022. - 140 с. - (Научная мысль). - DOI: https://doi.org/10.29039/02104-0. - ISBN 978-5-369-02104-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2034512.
  5. Вьюгин В. В. Математические основы машинного обучения и прогнозирования - МЦНМО., 2013 г.
  6. Джонс, Т. Программирование искусственного интеллекта в приложениях : практическое руководство / Т.Джонс пер. с англ. А.И.Осипов. - Москва : ДМК Пресс, 2018. - 312 с. - ISBN 978-5-97060-579-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2012525.

Список литературы для обучающихся и родителей

  1. Жданов, А.А. Автономный искусственный интеллект: учебное пособие / А.А.Жданов. - 5-е изд. - Москва: Лаборатория знаний, 2020. - 362 с. - (Адаптивные и интеллектуальные системы). - ISBN 978-5-00101-655-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1094345
  2. Жуков, Р.А. Язык программирования Python. Практикум: учебное пособие / Р.А.Жуков. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 216 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-015638-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1916202
  3. Г.А.Кухарев, Е.И.Каменская, Ю.Н.Матвеев, Н.Л.Щеголева. Методы обработки и распознавания изображений лиц в задачах биометрии — Санкт-Петербург, Вильямс, 2013 г.
  4. Лонца, А. Алгоритмы обучения с подкреплением на Python: практическое руководство / А.Лонца; пер. с англ. А.А.Слинкина. - Москва: ДМК Пресс, 2020. - 286 с. - ISBN 978-5-97060-855-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1210701
  5. Пенькова, Т.Г. Модели и методы искусственного интеллекта: учебное пособие / Т.Г.Пенькова, Ю.В.Вайнштейн. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. - 116 с. - ISBN 978-5-7638-4043-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1816605

Список интернет источников

  1. Среда для работы с машинным обучением - https://colab.research.google.com/
  2. Платформа для соревнований - https://www.kaggle.com/
  3. Академия ИИ от Сбера - https://ai-academy.ru/