Разделы: Русский язык.
Класс: 3.
Цели урока:
- формировать умение распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- распознавать части речи;
- определять изученные орфограммы;
- работать со словарем;
- развивать творческое мышление;
- воспитывать трудолюбие и аккуратность.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи;
- различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- работать со словарем.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь , герои сказок Мудрая Сова, Ученный Кот, Снеговик, конверты с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Вы на парты посмотрите,
Все в порядок приведите.
(Детям даётся на это время).
А теперь тихонько сели и на доску посмотрели.
II. Актуализация знаний. Минутка чистописания
- Отгадайте загадку
Лес укрыла одеялом,
Льдом озера заковала,
Застудила все дома,
Это к нам пришла… ЗИМА. (Слайд 1)
- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, Январь, Февраль)
- Какой по счету месяц январь? (второй)
- Записать заглавную и строчную буквы – Я я (в тетради)
- К слову ЗИМА подобрать однокоренные слова и записать, выделить корень. (в тетради)
Словарная работа.
- Наши уроки не обходятся без словарной работы. Снеговик принес нам много зимних слов. (Слайд 2, Словарная работа).
| З … МА | М … РОЗ |
ИН … Й |
УЛ … ЦА |
СЕВ … Р |
СВ … РКАЕТ |
К … ТОК |
К … НЬКИ |
- Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в тетрадь.
- Найдите лишнее слово. Объясни свой ответ. (Сверкает – прил., остальные слова имена сущ.)
- Что вы знаете об имени существительном.
III. Определение темы и постановка учебной задачи урока. Самоопределение к деятельности
Работа с группами существительных (Работа в парах).
- Сегодня к нам на урок пришли гости Мудрая Сова и Ученый Кот. Обратите внимание, какой у героев в жизни девиз: « Хочу все знать!» (Слайд 3)
- А, вы ребята, хотите знать как можно больше и уметь как можно больше?
- Но это не так просто. У вас хватит терпения?
Мудрая Сова и Ученый Кот принесли вам задания.
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.
- Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.(в тетради)
- По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что? (Слайд 4)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые имена существительные)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос что? (Неодушевлённые имена существительные)
- Сформулируйте тему урока:
- Одушевленные и неодушевленные имена существительные
- Сформулируйте задачи нашего урока:
- Распознавать части речи, одушевленные и неодушевленные имена существительные.
IV. Открытие новых знаний
1. Задание Ученого Кота (работа в группах) (Слайд 5).
- Найдите лишнее слово. Докажите что оно лишнее.
1) ручей, ребенок, гроза, книга
2) сова, ученица, конь, пень
3) собака, туман, город, пенал
2. Задание Мудрой Совы. Работа по учебнику. (По вариантам)
Упр. 15 с.12. (Взаимопроверка)
- Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.
- Как называется орфограмма (Слова с непроверяемым написанием)
- Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю)
- Назовите одушевлённые имена существительные?
- Назовите неодушевлённые имена существительные?
- Что обозначают одушевлённые имена существительные?
-На какой вопрос отвечают в начальной форме?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
-На какой вопрос отвечают в начальной форме?
Упр. 16 с. 12. (Взаимопроверка) (Слайд 6-7 задание Умной Совы):
- Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.
Назовите слова, лексическое значение которых вы затрудняетесь определить. Почему? (Устаревшие слова)
- Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно найти эти слова? (В толковом словаре)
- Прочитайте информацию об этих слова в рубрике «Обратите внимание!». Как они называются? (Учебник)
-Выполните письменное задание к упражнению.
V. Физкультминутка
Пора немного отдохнуть.
- Если я назову одушевленное имя существительное, выполняем прыжки на месте.
- Если неодушевленное имя существительное – приседаем.
- Если назову другую часть речи – летаем.
Озеро, мышь, баянист, книга, летать.
Праздник, веселый, кукушка, музыка, восемнадцать.
Заяц, дорога, воробей.
VI. Обобщение изученного материала
Работа по учебнику.
Упр. 17 с.13. (Взаимопроверка)
Задание от Ученого Кота. Самостоятельная работа
- Прочитайте слова. Объясните лексическое значение существительных.
- Найдите в тексте устаревшие слова.
- Прочитайте слова в учебнике, и постарайтесь заменить устаревшие слова синонимами.
- Выполните письменное задание к упражнению.
VII. Итог урока. Рефлексия
(Слайд 8)
Задание от Мудрой Совы
Игра «Угадай-ка!»
Отгадай слово по его значению. Запиши.
Промежуток времени, равный 60 минут. (Час)
- Военнослужащий, стоящий на посту, на часах. (Часовой)
- Лесной доктор. (Дятел)
- Модель земного шара. (Глобус)
- Какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие что? Почему?
- Что обозначают одушевленные имена существительные?
- Что обозначают неодушевленные имена существительные?
- Что такое устаревшие слова?
VIII. Домашнее задание. (Работа по учебнику)
Упр. 18 с. 13.
- Мудрая Сова и Ученый Кот благодарят вас за работу.