В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся.
На современном этапе развития образования, с переходом к развивающему личностно-ориентированному образованию, возникает потребность в тестах, т.к. деятельностный подход предполагает органическое сочетание в этих тестах развивающей, контролирующей функций и использование обучающего контроля.
Анализ современной учебно-методической литературы, а также образовательная практика свидетельствуют о том, что тестирование не является универсальным методом обучения и формой контроля, но в сочетании с другими методами контроля в процессе проверки качества образования учащихся обеспечивает наибольший эффект.
Поэтому я выбрала тему самообразования «Использование тестовых заданий в процессе обучения младших школьников». Она является актуальной, так как итоговой формой контроля знаний учащихся за курс начальной школы является ЕГЭ, основу которого составляют тестовые задания.
Цель самообразования: Использование тестовых заданий в процессе обучения младших школьников.
Задачи: Изучить научно-методическую литературу по формам контроля в начальной школе:
- подбор и систематизация тестовых заданий для учащихся;
- анализировать результаты использования тестов уч-ся;
- создать электронный тренажёр.
По данной теме работаю 4-й год.
(Этапы исследования: Исследование проводится с 2009-2010 учебного года и включает три этапа.
- На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы.
- На втором этапе велась работа по сбору и подбору тестов, создавались тесты, осуществлялась апробация.
- На третьем этапе планирую создать электронный тренажер.)
ЧТО ТАКОЕ «ТЕСТ»?
Тесты - это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма. Последняя бывает также стандартизированной: вычеркнуть лишнее, продолжить запись, отметить правильный ответ знаком. Работающий с тестами должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой.
Тестовые исследования отличаются большой точностью и объективностью, доступностью для измерения. Использование тестов на начальном этапе образования даёт возможность закреплять и проверять усвоение младшими школьниками основных тем и разделов курса, совершенствовать языковые умения и навыки, закладывать основы учебной самостоятельности.
Какие виды тестов используются в начальной школе?
- тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках математических определений, правил;
- тесты, в которых требуется установить соответствие;
- тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;
- тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;
- тесты, которые ведут к созданию схем, графиков и др.
Варианты использования на уроках тестов могут быть различными. Выбор каждого из них зависит от особенностей изучаемой темы, подготовленности класса, а также готовности учителя к этой работе.
Изучив научную методическую литературу, я пришла к выводу, что тестовый контроль знаний эффективен только тогда, когда со стороны учителя приложено большое усилие. Учитель должен знать, как правильно подбирать тесты и как следует их составлять. Ведь не каждый набор вопросов с вариантами ответов на них можно назвать тестом.
Предметом текущего контроля и оценки знаний и умений является материал, изученный в ходе нескольких уроков, поэтому предлагаются тесты небольшие по объёму. Младшим школьникам предоставляется право свободного выбора, т.к. это способствует развитию таких важных учебных умений, как целеполагание, контроль и оценка результатов собственной учебной деятельности. В тестах предлагаются задания различной степени трудности. Примеры заданий можно посмотреть в лежащих на столе папках. В них находятся тестовый материал по разным предметам, темам и разделам. Тестовые задания по бурятскому языку и литературе разработаны мной, так как готовых заданий по данному предмету нет.
Я стараюсь использовать тестовые задания с первого года обучения:
- итоговый тест (1 кл.)
- тестовые задания по литературному чтению и окружающему миру (2 кл.)
- тематические и итоговые тесты по математике, направленные на формирование индивидуальной траектории развития учащихся (4 кл.)
- в конце учебного года в 3-м и 4-м классах в форме теста проводится итоговый контроль развития читательских умений, а именно:
- умения вычитывать из текста фактуальную, подтекстовую (неявную, скрытую «между строк») и концептуальную (главный смысл, авторский замысел) информацию;
- умения ориентироваться в структуре текста;
- умения объяснять и оценивать прочитанное;
- умения видеть и понимать используемые в тексте языковые средства;
- умения определять жанровую и тематическую принадлежность текста;
- умения составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа.
Для учащихся 4 класса задания объединены в индивидуальные папки. Учащиеся самостоятельно читают задания и письменно выполняют их. Учащиеся могут работать с тестами самостоятельно в классе или дома. Все тесты составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми государственными программами. Работа проводится с целью установить глубину и прочность усвоения учащимися изученного материала, определить уровень подготовки по разным учебным дисциплинам при переходе из класса в класс начальной школы и на следующую ступень образования.
Вышеописанная работа ведётся на уроке и во внеурочное время.
Рассмотрим результативность использования тестирования при сдаче выходного контроля в форме ЕГЭ в 4 классе. В прошлом году мои ученики закончили 4 класс.
По результатам выходного контроля в форме ЕГЭ в 4 классе показывают следующие результаты:
- по математике:
- на высоком уровне – 1 чел., что составляет 14,2,
- на среднем – 5 чел – 71,4;
- задания базового уровня выполняют – 73,8 %,
- повыш.уровня – 69%, задания высокого уровня – 80,5 %.
- по русскому языку:
- на высоком уровне – нет,
- на среднем уровне – 6 чел (83, 3%),
- на низком уровне – 1 чел. (16,7%).
- задания базового уровня – 69,2%,
- повыш.уровня – 38,9, высокого уровня – 37,1%.
- по окружающему миру:
- на высоком – нет,
- на среднем уровне – 6 чел. (100%) ,
- задания базового уровня – 71,4 %,
- повыш.ур.- 69,2%, высокого уровня – 58,3%
- по литер.чтению:
- высокий уровень – 33,3%,
- средний уровень – 50%,
- низкий уровень – 16,7%.
Во многих готовых тестах их содержание, уровень сложности, часто не соответствует программному материалу, и они могут быть использованы только для итогового тестирования за определенный курс. В повседневной работе нужно проводить текущее тестирование по очень широкому спектру изучаемого материала. Для этого учителю необходимо создавать свои тесты.
Тесты можно создавать в PowerPoint, Excel, в специальных программах.
В будущем планирую продолжить работу над созданием электронных тренажеров с использованием различных видов тестов и вовлечь в эту деятельность своих учеников. В тренажере могут быть использованы разнообразные тестовые задания. Учащиеся могут работать с тестами самостоятельно в классе или дома.
Показ на компьютере программы «My test» с комментариями.
Для редактирования тестов необходимо открыть «My test editor».
- «My test student» - компьютерное тестирование для учащихся. (дети выполняют задания).
- «My test server» - журнал тестирования для учителя. Чтобы видеть или получить результаты, узнать оценку выполненных работ учащихся все компьютеры ( 2 или несколько) должны быть соединены между собой по локальной сети.
«My test editor». Создание тестов из 5-6 заданий.
- Открыть папку «My test editor».
- Нажать задание - добавить
- Выбираем тип теста – например, выделяем одиночный выбор - ок.
- В открывшемся окне пишем вопрос задания – внизу пишем 4 варианта ответов, затем выбираем (отмечаем) правильный ответ. – сохранить задание
- Добавить следующее задание – сохранить и т.д.
- Все эти задания из нескольких вопросов сохраняем в общую папку. Для этого нажимаем файл - сохранить как - дать название - сохранить
Уважаемые коллеги, я порошу вас разделиться на 3-4 группы. Прошу сесть за компьютеры. По инструкциям каждая группа попробует создать тесты из 5-6 заданий. Дается 5 минут.
«My test student» - в роли учеников. Выполним задания. Поменялись местами.
Вывод: Использование тестовых заданий и использование электронных тренажеров позволит подготовить учащихся к ЕГЭ в 4 классе, мотивировать на успех, избавить от страха перед экзаменом, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. И эту работу надо начинать с начальной школы.