Развитие межполушарного взаимодействия посредствам применения кинезиологических упражнений

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: кинезиологические упражнения


Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Ранний и дошкольный возраст - период активного развития мозговых структур. Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями. Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное восприятие. (восприятие мира через рецепторы, расположенные на теле человека) Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, оно отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Если нарушается работа межполушарных связей, то это ведет к нарушению пространственных ориентаций, страдает адекватное эмоциональное реагирование и координация работы зрительного восприятия. Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

  • инфантильность;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • задержка умственного развития;
  • поведенческие нарушения;
  • моторная неловкость;
  • логопедические отклонения (речевые нарушения, дислексия и дизграфия).

Причин слабого развития межполушарных связей может быть много:

  • болезни матери,
  • стресс во время беременности;
  • родовые травмы;
  • болезни ребёнка в первый год жизни; психотравмирующие ситуации.

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребёнка.

«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения». Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движении, кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение.

Развитие истории изучения двигательной активности в России официально начиналась с 30-х годов 20 века с работ профессора Павлова И.П. и называлась она Биомеханика человека. Современная целительская кинезиология ведет свое существование с 1964 года. Ее основатель - американский дипломированный хиропрактик доктор Джордж Гудхарт. Именно он разработал свой собственный метод работы с мышцами и назвал его «прикладной кинезиологией».

Цель кинезиологических игр и упражнений: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
  • Развитие речи.
  • Снятие эмоциональной напряженности.

Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития. Часто данную методику применяют к деткам с проблемами в развитии (ДЦП, гиперактивность, аутизм).

Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время. Занятия должны быть оформлены в виде игры. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Существуют основные виды кинезиологических упражнений:

  1. Дыхательные упражнения (отвечают за развитие произвольности, самоконтроля, ритмики организма)
  2. Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики (стимуляция речевых зон головного мозга)
  3. Упражнения на релаксацию (снятие внутреннего напряжения, расслабление, повышение стрессоустойчивости)
  4. Глазодвигательные упражнения (улучшение восприятия, развитие межполушарного взаимодействия)
  5. Растяжки (нормализация гипер- и гипотонуса).

Кинезиологические пальчиковые игры и упражнения на развитие общей моторики вызывают у детей особый интерес.

Упражнения для дошкольников:

  • «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.
  • «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
  • «Лягушка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
  • «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
  • Массаж «Прижимающий» Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимант каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо.
  • «Щелчки» Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимант пальцы по одному. Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз.
  • «Цепочки» Потягивание специальных пальцев в противоположные стороны одноименные пальцы сцепляются вторыми фалангами, и руки разводятся в противоположенные стороны.
  • «Упражнение с прищепками» Прищепками прищемляем ноогтевые фаланги пальцев(кроме большого) на каждый ударный слог.
  • «Дом-ежик-замок» Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.

Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребёнка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребёнка в занятие.