Формирование критического мышления на уроках английского языка в старшей школе

Разделы: Иностранные языки

Класс: 10

Ключевые слова: английский язык, критическое мышление


В настоящее время в современных школах возрастает роль иностранных языков, так как при помощи языка ребенок всесторонне развивает свою личность: приобретает творческие и интеллектуальные способности, нравственные качества, способность к самообразованию и саморазвитию. Кроме того, смотря фильмы и читая книги на оригинальном языке, ребенок развивает речевые умения, воображение, память, внимание.

Среди иностранных языков особенно популярен английский, так как он является международным. Английский язык принадлежит к числу наиболее сложных учебных дисциплин, так как он постоянно изменяется: появляются новые идиомы, выражения, заимствованные из других языков слова и многое другое. Но как показывает практика, грамматика – самый трудный аспект для людей, изучающих английский. Очевидно, что в школе следует создавать условия практического овладения языком, подобрать приемы и методы обучения, которые помогут ученику проявить активность, личный опыт, что будет способствовать более успешному освоению материала на уроках английского языка [9, с. 1; 4, с. 31].

Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам к обучению. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика при непосредственном обучении иностранному языку, обеспечивает комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель развивает желание у ученика использовать иностранный язык на практике, а также учиться, достигая успеха в овладении предметом.

Не все современные ученики знают, что такое критическое мышление и что оно собой представляет, как и где его применять, какие способы формирования критического мышления существуют.

Данная работа посвящена изучению способов формирования критического мышления на уроках английского языка в старшей школе.

Термин «критическое мышление» известен давно из работ известных психологов Ж.Пиаже [8], Дж.Брунера [3], Л.С.Выготского [11], но в языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно, примерно в конце 20 века. Предпосылками к развитию критического мышления являются современные тенденции общества: расширяющееся информационное пространство, повышение роли информации, что находит свое отражение в системе образования и в социальной сфере. Эта теория представляет собой целостную систему, которая формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Существует множество определений «критического мышления». Понятие «критический» предполагает оценочный компонент, происходит от двух греческих слов «kritike» - искусство судить и «criterion» - средство для суждения. Критическое мышление – это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений; это – способность анализировать информацию с позиции логики, находить противоречия, выдвигать обоснованные суждения и уметь применять полученные результаты на практике [7]. В этой работе разделяется точка зрения на определение критического мышления Д.Клустера и Д.Халперна:

По мнению Д.Клустера, «критическое мышление – это некий навык, который поможет глубже понять то, что мы делаем и изучаем» [2].

По мнению Д.Халперна «критическое мышление – это направленное мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, и которое увеличивает вероятность получения желаемых результатов» [10; 12].

Таким образом, критическое мышление представляет сложный процесс, состоящий из осмысления, оценки, анализа, синтеза, наблюдения, опыта, размышления и рассуждения [5].

Д.Клустер и Д.Халперн выделили черты критического мышления:

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит самостоятельный и индивидуальный характер.
  2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотив, без которого человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать большое количество фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Нужно идти от старого – к новому, снова и снова углубляться в фактический материал.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Замечать что-то новое – и узнать, что это такое – это и есть познавательный процесс. Любой его этап характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Всякая аргументация содержит в себе четыре основных элемента – утверждение, доводы, доказательства и основание.
  5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Также учёные выделили ряд качеств, которые необходимы учащимся для пользования критическим мышлением [10, с. 5-10; 12].

Таблица 1. Качества для пользования критическим мышлением

1. Готовность к планированию

Важно упорядочить мысли, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

2. Гибкость

Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

3. Настойчивость

Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

4. Готовность исправлять свои ошибки

Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

5. Осознание

Это качество, предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

6. Поиск компромиссных решений

Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний

При планировании современного урока учитель задумывается о том, как построить урок, чтобы каждый ученик принял в нем активное участие. Иностранный язык представляет собой сложный процесс запоминания, воспроизведения и применения изученного материала на практике. Современные технологии позволяют обогатить данный процесс, раскрывая творчество учеников, повышая их мотивацию и достигая результаты [13]. Преподаватели нередко используют эффективные приемы и технологии развития критического мышления на уроках английского языка. Существует множество таких приемов, выделим некоторые из них:

1. Работа с таблицей «Know–Have learnt–Want to know». Ученики заполняют первую графу таблицы «Знаю» (пишут, чем они владеют с прошлых уроков), далее вторую графу «Узнал» (на основании того, что они узнали и поняли из нового материала на уроке), затем третью «Хочу узнать». С помощью этой таблицы школьники учатся анализировать собственную мыслительную деятельность, осваивать полезную для них информацию, отсеивая ненужную [5].

2. Таблица «Тонких» и «Толстых» вопросов. Данные вопросы задаются ученику, на которые он должен ответить. «Тонкие» вопросы требуют простой, односложный ответ. «Толстые вопросы» требуют подробный, развернутый ответ [6].

Таблица 2. «Тонкие» и «толстые» вопросы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Who…?

Why…?

What…?

Explain why…?

When…?

What do you think…?

Where…?

Was his\her choice right or wrong to your mind…?

Was it…?

What is the most important idea of the story…?

What was the name…?

What is the difference between…?

Do you agree that…?

If you were…, would you…?

3. Кластер (spidergram) позволяет ученикам тренировать изученную лексику, грамматические структуры. В центре схемы находится ключевое понятие, вокруг него – слова, относящиеся к данной теме [5;6].

Рис.1. Прием «кластер»

Таким образом, данные приемы помогают ученику воспринимать и пользоваться информацией, повысить интерес к предмету и более ответственно относиться к своему образованию, работать сообща с другими учениками, развить критическое мышление.

Целью данной работы стал анализ учебника английского языка «Starlight 10» [1] на предмет «гибкости» данных приемов на каждом уроке.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. отобрать уроки учебника «Starlight 10» [1] для анализа;
  2. проанализировать упражнения отобранных уроков на предмет применимости приемов критического мышления: (см. с. 6-7)

Основными методами исследования стали метод анализа и обобщения научной литературы, контекстологический анализ.

Учащиеся гуманитарного класса изучают английский язык углубленно по учебнику «Starlight 10». На иностранный язык выделяется 6 часов в неделю. Материалы учебника «Starlight 10» способствуют достижению личностных и предметных результатов обучения. Отличительные особенности учебника: модульное построение, наличие аутентичного материала о России, задания, направленные на подготовку к Единому государственному экзамену по английскому языку [1].

Для анализа были взяты уроки 2.3 и 2.4 второго модуля по теме «Еда» [1, с. 40-43].

1. Работа с таблицей «Know–Havelearnt–Wanttoknow» на основе прохождения нового материала по будущим временам (Future Tenses) английского языка [1, с. 43]. Учащиеся заполняют 3 графы таблицы в начале урока, основываясь на собственные знания по новому материалу. Затем после объяснения нового материала учителем, ученики снова заполняют таблицу на основании того, что они узнали и поняли из пройденного на уроке. С помощью этого приема ученикам будет проще анализировать свою мыслительную деятельность и осваивать полезную информацию.

2. Кластеры (spidergram) могут быть применимы в двух вариантах:

1) вспомни как можно больше слов по теме (remember as many words as you can);

Рис. 2. Прием «Кластер»

2) введение новой лексике по микротемам.

По примеру упражнения 1 из учебника, можно составить кластер по микротеме фрукты (fruits). В центре пишется ключевое понятие, вокруг – слова, относящиеся к данной теме. Благодаря этому приему, учащимся легче вспоминать и тренировать изученную лексику.

Рис. 3. Прием «Кластер»

2) Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Данный прием можно использовать на основании прочитанного текста (учитель, заранее составляя всевозможные вопросы по таблице, задает их ученикам), а также этот прием будет хорош в применении аудирования на основе прочитанного до этого текста. Кроме того, ученики могут самостоятельно составлять вопросы после прочтения текста. Например,

а) «тонкий» вопрос: Who reports about the trip to a pretty fishing village on one of the islands of Okinawa?

б) «толстый» вопрос: How one can live long and prosper?

Также в учебнике «Starlight 10» присутствуют множество других упражнений, направленных на развитие критического мышления:

  1. обвести лишнее слово (circle the odd word out). Например, «plain, low-flat, self-raising, wholemeal flour»;
  2. выбрать слово, которое подходит больше всего (choose the world which fits best). Например, «If you stop eating sweets, you will be able to check/test/examine/control your weight».

В заключение стоит отметить, что использование приемов (см. с. 6-7), в качестве дополнительных к упражнениям из учебника, на каждом занятии иностранного языка будут способствовать формированию критического мышления, мотивации учащихся не просто посещать занятия, но и активно работать на них, продуктивно изучая английский язык.

Список использованных источников

  1. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. / К.М.Баранова, Д.Дули, В.В.Копылова и др. – 2-е изд. – М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2012. – 200 с.
  2. Беркенова, Г.С. «Технология развития критического мышления как условие достижения нового образовательного результата». – 2010.
  3. Брунер, Дж. «Технология Развития Критического Мышления».
  4. Дорофеева, Л.С. «Опыт и перспективы использования технологии "развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроке английского языка» // Научная Электронная Библиотека «Киберленинка». – 2016.
  5. Ковалевская, О.Н., Беланова, Н.В., Горбачёва, Е.Ю. «Критическое мышление» // Rusnauka. - 2013.
  6. Марудина, С.В. «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка» // Открытый урок Первое сентября. - 2013.
  7. Определение критического мышления // Бэкмология URL: http://becmology.ru/blog/warrior/critic_think02.htm
  8. Пиаже, Ж. «Речь и мышление ребенка» // Научная педагогическая электронная библиотека. - 1994.
  9. Тиунова, Н.Ю. Работа над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе // Концепт. - 2012. - № 8.
  10. Халперн, Д. «Психология критического мышления». — СПб., 2000.
  11. Темпл, Ч., Стил, Д., Мередит, К. Технология «Развитие критического мышления».
  12. Шекунова, Л.В. «Технология критического мышления» // Наша сеть. – 2012.
  13. Яфарова, М.П. «Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации» // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 222-229. — URL https://moluch.ru/archive/176/46095/ (дата обращения: 14.05.2019).