Цель: Снижение уровня тревожности, обучение навыкам распознавания и управления тревогой.
Задачи:
- Диагностические: выявить уровень и возможные причины тревожности у детей (через наблюдение и продукты деятельности).
- Образовательные: познакомить детей с понятием «тревога» и «спокойствие» в доступной форме. Научить простым техникам саморегуляции (дыхание, мышечная релаксация).
- Коррекционно-развивающие: снизить эмоциональное и мышечное напряжение. Повысить уверенность в себе. Развивать навыки произвольного контроля и воображение как ресурс для успокоения.
- Воспитательные: формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в группе.
Целевая группа: дети 7-8 лет (оптимальное количество 4-6 человек).
Материалы и оборудование:
- Мягкая игрушка или мячик.
- Листы бумаги А4, цветные карандаши, восковые мелки.
- Спокойная, релаксационная музыка (например, звуки природы).
- Коврик или удобные подушки для релаксации.
- Маленькие подушечки или мягкие шарики для упражнения.
- «Коробочка спокойствия» (красивая коробка, наполненная блестками в глицерине, мелкими игрушками-антистресс).
План занятия
1. Организационный момент (5 минут)
Цель: Создание безопасной, доверительной атмосферы.
Упражнение «Приветствие по кругу».
Дети и психолог сидят в кругу.
Психолог: «Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся необычно. Передавая этот мягкий мячик (игрушку) по кругу, давайте улыбнемся соседу и скажем: "Я рад(а) тебя видеть, (имя)"».
Психолог начинает первым, показывая пример.
2. Разминка (7 минут)
Цель: Снятие первоначального напряжения, активизация группы.
Упражнение «Снежки»
Дети берут по листу бумаги, сминают его в комок – получается «снежок».
Психолог: «Сейчас мы побросаем эти снежки! Можно бросать в любую сторону, главное – не задевать друг друга слишком сильно. По моему хлопку – начинаем, по второму хлопку – останавливаемся и собираем все снежки в корзину».
Проводится игра в течение 2-3 минут.
Обсуждение: «Как вы себя чувствуете после такой разминки? Стало легче, веселее?»
3. Основная часть (25 минут)
Цель: Знакомство с состоянием тревоги и способами его преодоления.
а) Беседа «Что такое тревога?» (7 минут).
Психолог: «Ребята, все мы иногда волнуемся или тревожимся. Например, перед контрольной, когда знакомишься с новыми ребятами, или если ждешь чего-то важного. Тревога – это как будто внутри тебя поселился маленький, дрожащий комочек. Давайте нарисуем свою Тревогу. Какого она цвета? Какой формы? Может, у нее есть глаза, руки?»
Дети рисуют свою «Тревогу» на листах бумаги.
Обсуждение (по желанию): «Расскажи про свой рисунок. Когда твоя Тревога приходит?»
б) Знакомство с «Коробочкой спокойствия» (5 минут).
Психолог показывает коробочку: «Это волшебная коробочка. Когда мы ее трясем, блестки кружатся, и через некоторое время они успокаиваются и оседают. Так и наша тревога: она может бушевать внутри, если остановиться, подышать и посмотреть на что-то красивое и спокойное, она постепенно утихнет».
Дети передают коробочку по кругу, каждый может ее потрясти и понаблюдать.
в) Обучающее упражнение «Дыхание дракона» (5 минут).
Психолог: «А сейчас я научу вас волшебному дыханию, которое помогает прогнать тревогу. Представьте, что вы – добрый дракон. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос (надуваем живот). А теперь с силой выдыхайте через рот со звуком "с-с-с-с" или "ф-ф-ф-ф", как будто выпускаете дым. Давайте попробуем 3-4 раза».
Это упражнение на диафрагмальное дыхание, которое быстро снимает напряжение.
г) Упражнение на мышечную релаксацию «Черепашки» (8 минут)
Включается спокойная музыка. Дети сидят на коврике.
Психолог (говорит медленно, спокойным голосом): «Представьте, что вы маленькие черепашки, которые греются на солнышке (дети расслабляются). Но вдруг они услышали шум! Черепашки испугались и быстро спрятались в свой домик-панцирь (дети сильно напрягают все мышцы: втягивают голову в плечи, сжимают кулачки, поднимают плечи к ушам). Сидят тихо-тихо, никому не показываются. Держим напряжение... А теперь опасность миновала, выглянуло солнышко. Черепашки вылезают из панциря, расслабляют лапки, шею, греются на теплом песке (дети полностью расслабляются)».
Упражнение повторяется 2-3 раза.
4. Завершающая часть (5-8 минут)
Цель: Закрепление положительного эмоционального состояния, рефлексия.
Упражнение «Мое спокойное место»
Психолог: «А теперь закройте глаза и представьте себе самое спокойное, безопасное и красивое место на свете. Это может быть реальное место или сказочное. Что вы там видите? Слышите? Чувствуете? (пауза). Запомните это ощущение. Теперь медленно открывайте глаза».
Рисунок «Мое спокойное место»
Дети коротко (3-4 минуты) рисуют то место, которое они представили.
Прощание «Круг уверенности»
Все встают в круг, берутся за руки.
Психолог: «Давайте передадим друг другу по кругу тепло и уверенность. Я начинаю: легонько сжимаю руку соседа и говорю: "Я справлюсь!". И так каждый».
В конце все хором говорят: «До свидания!».
Домашнее задание (необязательно, по желанию).
Попробовать использовать «Дыхание дракона», когда почувствуешь волнение или тревогу.