Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в коррекционной школе

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственное воспитание, коррекционная работа


Воспитание нравственного самосознания является наиболее значимым направлением работы в специальной коррекционной школе.

Цель нравственного воспитания – воспитание человека, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные нормы поведения.

Воспитание нравственного самосознания учащихся осуществляется в комплексе со всеми другими направлениями воспитательной работы.

У многих воспитанников в коррекционной школе с опозданием и трудом вырабатываются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга и другие. Формирование высших чувств предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Если не будет соответствующего воспитания, то место высших чувств по мере роста ребенка могут стихийно занимать элементарные потребности и эмоции.

У детей с нарушениями интеллекта нарушена эмоционально-волевая сфера, что также затрудняет процессы их воспитания. То есть, своеобразное развитие проблемного ребенка затрудняет процесс его нравственного воспитания и может привести к закреплению отрицательных черт поведения. Поэтому важная воспитательная задача в коррекционной школе – помочь детям осмыслить, обобщить и выделить те нравственные нормы, которые им подлежит усвоить. При этом важно, чтобы дети проявляли личную заинтересованность в правильном поступке.

В воспитательной работе педагогам рекомендуем применять методы, с помощью которых происходит формирование у детей нравственных знаний, убеждений.

Приучение - Воспитанникам дается определенный образец поведения, например, за столом, во время трудовой деятельности, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила. Например, учить детей здороваться со сверстниками и взрослыми, благодарить учителей в конце урока, благодарить воспитателей и других работников школы.

Разъяснительные, информационные методы — Беседы, положительные примеры, которые взяты из жизни, экскурсии в театры и музеи, использование художественной литературы и предметов искусства.

В связи с приобретением новой информации ребенок вырабатывает нравственные оценки и представление об окружающем мире.

  • Практические методы — Ситуации, направленные на формирование навыков ручного труда, самообслуживания и др. Сюда входит также разнообразная художественная деятельность. При работе с детьми с ОВЗ очень важно организовывать общественную деятельность, в ходе которой у детей возникает возможность помочь или как-либо иначе принести пользу.
  • Пример для подражания – Пример для подражания является своеобразным наглядным образом и необходимым ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный герой.
  • Внушение – Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Впечатлительность детей младших школьных возрастов делает их податливыми к внушению. Внушение применяется по отношению к отдельным детям с учетом их индивидуальных особенностей (застенчивость, робость, неуверенность или, наоборот зазнайство, хвастовство, эгоизм).
    Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности.
  • Этическая беседа. Опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанника.

Словесные методы помогают более осознанному изучению поведенческих правил. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Разнообразные словесные методы:

  • Приём «Обсуждение рассказов, книг, историй». Педагогом выбираются книги с содержанием, несущим нравственную нагрузку. Очень важно при обсуждении затронуть вопросы, касающиеся морального выбора и помочь ребенку верно оценить поступки главных героев и сделать правильные выводы;
  • Приём «Сказка». Педагогом придумывается история, герои которой схожи с воспитанником и окружающей его обстановкой. Сюжет может содержать в себе разнообразные примеры для сравнения и нравственные поучения. Педагог может предложить ребенку помочь закончить историю. Благодаря этому, появится возможность увидеть, насколько ребенок усвоил те или иные принципы поведения и этики.
  • Приём «Планы». В ходе беседы педагога и воспитанника обсуждаются планы и желания ребенка, обсуждаются возможности к решению тех целей, которые ставит ребенок

Метод стимулирования или оценочный подход — Этот метод применяется совместно с другими методами воспитания. Он определяется использованием поощрений за положительные результаты и успехи ребенка, и наказанием за проступки.

Методом поощрения закрепляются положительные привычки и навыки, вселяется уверенность, повышается самооценка. Есть разнообразные формы поощрения: похвала, одобрение, награда, благодарность педагога и пр. Кроме того, очень важно при организации учебной, трудовой, воспитывающей, и других видах деятельности педагогом моделировать ситуацию успеха, в которой заведомо (независимо от прогнозируемого результата) ребенок поощряется как успешный.

В качестве наказания можно использовать осуждение, порицание. Решение вопроса о наказании является всегда индивидуальным, должно быть справедливым и не унижать воспитанника.

Большое значение для преодоления трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями эмоционально-волевой сферы, имеет вовлечение детей в коллективный общественно-полезный и производительный труд и в процесс выполнения элементарных трудовых действий на всех занятиях и в режимных моментах.

В воспитательной работе необходимо формировать у детей чувства: дружбы, товарищества, коллективизма, которые легко закрепляются в совместных мероприятиях, играх.

Главная же задача педагога в специальной (коррекционной) школе заключается в том, чтобы нравственные нормы стали внутренними убеждениями ребенка.

Используемая литература

  1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика Ростов-на-Дону, 2004г.
  2. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дефектология», М.: Просвещение, 1977.
  3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя / Под ред. В.В.Воронковой. М., 1994
  4. Дефектология Научно-методический журнал № 2 Москва 2003г.
  5. Специальная педагогика. Учебное пособие / под редакцией Назаровой Н.М. М., 2006.
  6. Т.Д.Зинкевич–Евстигнеева, Л.А. Нисневич Как помочь «Особому» ребенку Санкт-Петербург, 2001г.
  7. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Москва 2005г.
  8. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. Москва 2004г.