Современные образовательные технологии: реализации принципов системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, метод проектов


В современном мире проблема межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам является актуальной. Поэтому, высокую значимость в современной методике имеет проблема обучения английскому языку как средству межкультурного общения.

Предмет «Иностранный язык» имеет деятельностный характер, что позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, познавательную, художественную деятельность ученика и формирует общеучебные умения и навыки. Наиболее эффективным методом в обучении иностранному языку является коммуникативный системно-деятельностный подход. Он способствует интеллектуальному и духовно-нравственному развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, развивает критическое мышление, формирует умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, выдвигать аргументы и контраргументы.

Одним из эффективных методов, применяемых в моей практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.
Проектная методика предоставляет возможность вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает больший интерес у каждого участника проекта, что, определенно, влечет за собой повышенную включенность в работу учащегося. Он сам выбирает объект исследования. Также этот вид работы предполагает поиск дополнительной информации в других источниках. Обучающиеся находя информацию, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное. Первый этап работы над проектом — введение и обсуждение темы — предлагается на обычном уроке, параллельно изучается базовая лексика, грамматика, происходит осваивание простых конструкций. Практическая работа над проектом начинается во время закрепления материала и повторения и становится частью единого процесса обучения. Важной особенностью проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели — наглядное представление результата, это может быть рисунок, аппликация, стенгазета, презентация или сочинение. Таким образом, метод проектов дает возможность обучающимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни. А это способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

В УМК «Spotlight» имеются интересные и увлекательные задания, выполняя которые, обучающиеся с минимальной помощью учителя могут сформулировать основную проблему раздела урока и самостоятельно открыть новые знания. Предлагаю учащимся проекты по темам «Wild animals», «My family tree», «My dream home», «A famous person», «Traditional food», «Cookery book», «My favourite book», «My school», «Great inventions», «Traditional Costumes», «Festivals in my region», «Types of media for doing homework», «Welcome to our town», «Famous building in our country».

Важным условием эффективной работы над проектом является создание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей обучающимся испытывать чувство успеха.

При оценке таких уроков основное внимание отводится положительным критериям: применению сложных предложений, новых слов, умение адекватно ответить на поставленный вопрос. Способность успешно выступать перед публикой, защищать свою точку зрения, уважая чужое мнение, отвечать на поставленные вопросы состоит из многих лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков.

Таким образом, метод проектов позволяет реализовать систему деятельностного подхода на уроках иностранного языка. Он способствует повышению мотивации к изучение иностранного языка, дают возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве, учителю же дает возможность быть ориентированным на каждого ученика, строить обучение на основе формирующей деятельности.