Открытый урок в 5-м классе на тему "Имя существительное"

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: имя существительное, Имя существительное как часть речи


Конспект открытого урока с применением активных форм обучения.

Предмет: русский язык.

Класс: 5.

Тип: урок-путешествие.

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное».

Задачи:

  • Развивающая (развитие памяти, мышления учащихся)
  • Обучающая (научить учеников делать выводы, систематизировать изученный материал)
  • Воспитательная (воспитать умение слушать другого)

Формы урока: театрализация, работа с маршрутными листами, работа с ЭД, работа в парах, работа в группах.

Оборудование: ЭД, маршрутные листы, костюмы, бумажные цветы, фрукты, полоски разных цветов.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель тепло приветствует ребят. Выдает маршрутные листы и карту.

2. Подготовка к восприятию материала

- Ребята, любите ли вы гулять? Тогда я вас приглашаю прогуляться по небольшому, но очень уютному городу. Только вот название этого города я забыла. Может быть, поможет нам загадка: «Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам». (Существительное)

Цель: посетить городок под названием «Имя существительное» и вспомнить все, что нам известно об этой части речи. (Рассматриваем вместе карту города. Карта лежит на каждой парте).

- Сегодня мы будем писать не в тетрадях, а на маршрутных листах, они перед вами.

3. Путешествие

- Нашу прогулку начнем с улицы «Теоретическая».

В класс заходит ученик этого же класса в образе Митрофана (из комедии «Недоросль»).

Учитель: Здравствуй, Митрофан. Не хочешь ли ты с нами повторить все об имени существительном?

Митрофан: А я и так все знаю!

Учитель: Давай проверим. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Учитель: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Учитель: Почему ж?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту.

- Ребята, вы согласны с Митрофаном?

Митрофан садится на свое место.

- А что такое имя существительное? (выводы)

- Таких, как Митрофан, называют невеждами.

- Дайте лексическое значение слову невежда, и чем оно отличается от слова невежа? Впишите определения в ваши маршрутные листы.

- А кого мы называем невежей и невеждой: мальчика или девочку?

Выводы. (Имя существительное может обозначать и характер человека)

Улица «Земные слова»

- Как вы понимаете словосочетание «земные слова?

Чтение стихотворения «Земные слова».

На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.

- Какие имена существительные у вас вызывают теплые чувства? (Родина, мать, счастье). На доске вывешиваются иллюстрации.

- Какие цвета подходят к этим существительным? Ребята поднимают полоску того цвета, который больше всего подходит к данному существительному.

- А какие существительные бросают в дрожь? (Война, разоренье). На доске появляются иллюстрации.

Какие цвета вы подобрали бы к ним? (Черный, серый). Ученики показывают цветные полоски.

Выводы (имена существительные могут повлиять и на наше настроение).

- Определите основную мысль отрывка.

- Определите склонение выделенных существительных (ребята вписывают склонения в свои маршрутные листы).

Выводы.

«Проспект В.И.Даля»

- Что вы знаете о В.И.Дале? (Портрет)

Учитель показывает словарь В.И.Даля.

- А вот что еще известно об этом человеке.

В.И.Даль обош… л и объехал всю страну. Он был на территори… Карели…, в пустынях Средней Ази… А также в составе русской арми… воевал против Турци… .

- Вставить пропущенные падежные окончания существительных, объяснить выделенные орфограммы.

- Найти собственные и нарицательные имена существительные.

Выводы.

Физминутка

- Ребята, Вы, наверное проголодались? Я предлагаю Вам сходить в магазин, но для этого нужно перейти дорогу.

- Когда переходим дорогу, в какую сторону сначала нужно посмотреть?

- А потом?

Дети встают со своих мест и поворачивают головы налево. Потом шагают на месте и поворачивают головы направо. И так несколько раз.

- Вот мы и дошли. Садимся на свои места.

Магазин

- Перед нами фрукты. Учитель выносит корзину с фруктами.

- Ваша задача: представьте себе, что Вы в магазине. Вам нужно купить фрукты. А для этого необходимо поставить существительные в форму родительного падежа (например, килограмм апельсинОВ).

- Но сначала вспомним вежливые слова (ученики выходят к доске и записывают по одному слову, объясняя орфограммы): пожалуйста, спасибо и так далее. Остальные ребята записывают вежливые слова в свои маршрутные листы.

- А теперь придумайте диалог между продавцом и покупателем, используя опорные слова). Разыгрывается сценка. Один ученик надевает фартук и выступает в образе продавца.

- А как оформляется диалог на письме?

Выводы.

Парк

- Хочется подышать свежим воздухом.

- Я вам предлагаю прогуляться по парку и собрать цветы.

Каждой колонке дается цветок, на лепестках которого слова:

  • 1 цветок: страшаться, а, глаза, делают, руки
  • 2 цветок: мастер, работа, каков, такова, и
  • 3 цветок: руки, печь, а, не, кормит

Задача: собрать слова в пословицы (В.И.Даль собирал не только слова, но и пословицы)

- Что объединяет все эти пословицы? (тема труда)

Одна пословица записывается на доске и в маршрутные листы. Выполняется синтаксический разбор, определяется синтаксическая роль существительного.

Выводы.

4. Подведение итогов

Рефлексия.

- На своем маршрутном листе поставьте, пожалуйста, себе оценку за работу на уроке.

При выходе из класса маршрутный лист можно поменять на любой фрукт из нашей корзины.