Конспект открытого урока с применением активных форм обучения.
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Тип: урок-путешествие.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное».
Задачи:
- Развивающая (развитие памяти, мышления учащихся)
- Обучающая (научить учеников делать выводы, систематизировать изученный материал)
- Воспитательная (воспитать умение слушать другого)
Формы урока: театрализация, работа с маршрутными листами, работа с ЭД, работа в парах, работа в группах.
Оборудование: ЭД, маршрутные листы, костюмы, бумажные цветы, фрукты, полоски разных цветов.
Ход урока
1. Оргмомент
Учитель тепло приветствует ребят. Выдает маршрутные листы и карту.
2. Подготовка к восприятию материала
- Ребята, любите ли вы гулять? Тогда я вас приглашаю прогуляться по небольшому, но очень уютному городу. Только вот название этого города я забыла. Может быть, поможет нам загадка: «Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам». (Существительное)
Цель: посетить городок под названием «Имя существительное» и вспомнить все, что нам известно об этой части речи. (Рассматриваем вместе карту города. Карта лежит на каждой парте).
- Сегодня мы будем писать не в тетрадях, а на маршрутных листах, они перед вами.
3. Путешествие
- Нашу прогулку начнем с улицы «Теоретическая».
В класс заходит ученик этого же класса в образе Митрофана (из комедии «Недоросль»).
Учитель: Здравствуй, Митрофан. Не хочешь ли ты с нами повторить все об имени существительном?
Митрофан: А я и так все знаю!
Учитель: Давай проверим. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь? Котора дверь?
Учитель: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Учитель: Почему ж?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту.
- Ребята, вы согласны с Митрофаном?
Митрофан садится на свое место.
- А что такое имя существительное? (выводы)
- Таких, как Митрофан, называют невеждами.
- Дайте лексическое значение слову невежда, и чем оно отличается от слова невежа? Впишите определения в ваши маршрутные листы.
- А кого мы называем невежей и невеждой: мальчика или девочку?
Выводы. (Имя существительное может обозначать и характер человека)
Улица «Земные слова»
- Как вы понимаете словосочетание «земные слова?
Чтение стихотворения «Земные слова».
На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
- Какие имена существительные у вас вызывают теплые чувства? (Родина, мать, счастье). На доске вывешиваются иллюстрации.
- Какие цвета подходят к этим существительным? Ребята поднимают полоску того цвета, который больше всего подходит к данному существительному.
- А какие существительные бросают в дрожь? (Война, разоренье). На доске появляются иллюстрации.
Какие цвета вы подобрали бы к ним? (Черный, серый). Ученики показывают цветные полоски.
Выводы (имена существительные могут повлиять и на наше настроение).
- Определите основную мысль отрывка.
- Определите склонение выделенных существительных (ребята вписывают склонения в свои маршрутные листы).
Выводы.
«Проспект В.И.Даля»
- Что вы знаете о В.И.Дале? (Портрет)
Учитель показывает словарь В.И.Даля.
- А вот что еще известно об этом человеке.
В.И.Даль обош… л и объехал всю страну. Он был на территори… Карели…, в пустынях Средней Ази… А также в составе русской арми… воевал против Турци… .
- Вставить пропущенные падежные окончания существительных, объяснить выделенные орфограммы.
- Найти собственные и нарицательные имена существительные.
Выводы.
Физминутка
- Ребята, Вы, наверное проголодались? Я предлагаю Вам сходить в магазин, но для этого нужно перейти дорогу.
- Когда переходим дорогу, в какую сторону сначала нужно посмотреть?
- А потом?
Дети встают со своих мест и поворачивают головы налево. Потом шагают на месте и поворачивают головы направо. И так несколько раз.
- Вот мы и дошли. Садимся на свои места.
Магазин
- Перед нами фрукты. Учитель выносит корзину с фруктами.
- Ваша задача: представьте себе, что Вы в магазине. Вам нужно купить фрукты. А для этого необходимо поставить существительные в форму родительного падежа (например, килограмм апельсинОВ).
- Но сначала вспомним вежливые слова (ученики выходят к доске и записывают по одному слову, объясняя орфограммы): пожалуйста, спасибо и так далее. Остальные ребята записывают вежливые слова в свои маршрутные листы.
- А теперь придумайте диалог между продавцом и покупателем, используя опорные слова). Разыгрывается сценка. Один ученик надевает фартук и выступает в образе продавца.
- А как оформляется диалог на письме?
Выводы.
Парк
- Хочется подышать свежим воздухом.
- Я вам предлагаю прогуляться по парку и собрать цветы.
Каждой колонке дается цветок, на лепестках которого слова:
- 1 цветок: страшаться, а, глаза, делают, руки
- 2 цветок: мастер, работа, каков, такова, и
- 3 цветок: руки, печь, а, не, кормит
Задача: собрать слова в пословицы (В.И.Даль собирал не только слова, но и пословицы)
- Что объединяет все эти пословицы? (тема труда)
Одна пословица записывается на доске и в маршрутные листы. Выполняется синтаксический разбор, определяется синтаксическая роль существительного.
Выводы.
4. Подведение итогов
Рефлексия.
- На своем маршрутном листе поставьте, пожалуйста, себе оценку за работу на уроке.
При выходе из класса маршрутный лист можно поменять на любой фрукт из нашей корзины.