Введение
Актуальность
Изучение иностранных языков необходимо современному человеку для реализации межкультурного взаимодействия и способности к общему развитию. Сегодня уже доказано, что обучение языкам следует начинать как можно раньше. Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста при изучении иностранного языка дают им преимущества. Рассматриваемый нами в данной работе вопрос формирования учебной мотивации младшего школьника является, на наш взгляд, интересным и актуальным.
Младший школьный возраст – это особый период детства человека, когда в психологическом плане в нем соединяются дошкольные и школьные черты. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Современная наука на текущем этапе продолжает изучать 6 возможности, которые помогают младшему школьнику осваивать знания.
Проблема повышения мотивации изучения иностранного языка всегда остается актуальной. Сложность иностранного языка, как учебного предмета, большой объем лексического и грамматического материала, необходимость выполнять однообразные и зачастую скучные упражнения объясняет нежелание учащихся глубоко вникать в изучение данного предмета и, как результат, низкий уровень языковой подготовки в большинстве неязыковых школ.
Проблеме формирования мотивации посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы таких отечественных и зарубежных ученых, как А.И.Леонтьев, Л.И.Маркова, П.Я.Гальперин, Б.И.Додонов, И.А.Зимняя, Л.С.Рубенштейн, Божович Л.И.
На сегодняшний день в ФГОС, учебная деятельность предполагает развитие у школьников умения "самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности". Мотивацию в таком случае можно охарактеризовать как соподчинение различных мотивов, их иерархия, устойчивость и сбалансированность. Школьников нужно научить ставить перед собой перспективные цели и достигать их, видеть последствия деятельности и поведения; преодолевать любые препятствия на пути к намеченной цели. Мотивационные способности, начиная с самых ранних лет обучения в школе, служат развитию личности, раздвигая образовательные рамки, расширяя горизонты познания. Чем раньше начинается подобная подготовка, тем больше возможностей это открывает перед человеком.
Проблема: как формировать положительную мотивацию у младших школьников в процессе овладения иностранным языком.
Объект исследования: процесс формирования положительной мотивации как одной из главной составляющей при обучении английскому языку.
Предмет исследования: формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка младших школьников в общеобразовательной организации.
Цель исследования – разработать комплекс мотивационных упражнений, направленный на формирование положительной учебной мотивации у младших школьников и экспериментально проверить его эффективность.
Для реализации данной цели нужно решить несколько задач:
- Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
- Определить понятие и рассмотреть виды мотивации;
- Рассмотреть методы формирования мотивации к изучению иностранного языка младших школьников в общеобразовательной организации;
Новизна исследования работы состоит в том, что выявлены критерии уровня сформированности учебной мотивации младших школьников, разработан и реализован комплекс уроков английского языка, способствующий формированию положительной учебной мотивации младших школьников в процессе изучения английского языка.
Практическая значимость: выводы и предложения автора по формированию учебной мотивации, которые позволяют осмыслить и эффективно осуществить процесс формирования мотивации учения младших школьников. Подготовленные диагностические инструменты и учебно - методические материалы, могут использоваться в практике обучения иностранным языкам младших школьников
1. Теоретические основы формирования положительной мотивации у учащихся начальной школы в процессе овладения иностранным языком
1.1. Сущность и содержание учебной мотивации при изучении иностранного языка
Мотивация – одна из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы и структуры.
Существуют различные точки зрения на проблему определения мотива. Так, Ж.Годфруа определяет мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать». Х.Хекхаузен говорит о том, что «мотив – это не понятие, которое нечто описывает, но понятие, призванное нечто объяснить». Л.И.Божович под мотивами понимает внутреннюю позицию личности. П.М.Якобсон определяет мотив как побуждение, которое приводит к совершению поступка.
Таким образом, анализируя разные виды учебных мотивов, их можно свести к двум группам: внешние и внутренние. Внешние осознаются как побуждения, навязанные под влиянием внешних обстоятельств (физических или социальных), внутренние – как собственное желание субъекта деятельности.
В настоящее время мотивы учебной деятельности глубоко изучаются отечественными психологами и педагогами (Гликман И.З., Ковалев В.И., Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б., Скороходова Н.Ю., Якунин В.А. и другие). По мнению А.П. Авдеева, особого интереса заслуживает позиция, определившая две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов.
Изучив различные классификации мотивов учения, хотелось бы остановиться на точке зрения Л.И.Божович. Он считает, что учебная деятельность побуждается двумя видами мотивов: первые связаны с содержанием и процессом учения – они делают привлекательным для учащихся освоение знаний, умений, навыков, развитие своих способностей. Вторые определяются системой отношений между ребенком и окружающей действительностью – они удерживают ребенка в ситуации обучения даже тогда, когда содержание обучения ему не нравится.
К группе мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности, можно отнести:
- Познавательные мотивы
- Мотив достижения
- Инструментальные мотивы
- Мотивы функционирования
К группе мотивов, не связанных с содержанием учебной деятельности можно отнести:
- Игровые мотивы
- Социальные мотивы
- Мотивы «ожидаемой ценности»
Познавательные мотивы связаны с потребностью в новой информации. И.П.Павлов, исследуя психику собак, назвал эту потребность «Что такое?»
Выделяют три уровня познавательных мотивов:
- Широкие познавательные мотивы, когда ученик стремится овладеть новыми знаниями: фактами, явлениями, закономерностями;
- Учебно-познавательные мотивы, когда учащийся стремится овладеть способами приобретения знаний;
- Мотивы самообразования, когда учащийся желает приобрести дополнительные знания и умения и строит программы самосовершенствования
Мотив достижения – это устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Исследования Д.Мак-Клелланда показали, что мотив достижения формируется у ребенка под влиянием положительно окрашенных эмоций, сопровождающих его жизненные успехи. Противоположным мотиву достижения является мотив избегания неудачи, который возникает как страх наказания за ошибки и неудачи в деятельности. Как правило, и положительные и отрицательные эмоции являются реакцией на поощрение или наказание со стороны взрослых (родителей, родственников, учителей).
Инструментальные мотивы – стремление использовать приобретаемые знания, умения и навыки в дальнейшей жизни. Впервые о наличии таких мотивов написал В.X.Врум. Он отметил, что для решения о выборе действия очень важны оценки возможных последствий этого действия. Главным критерием наличия инструментальных мотивов является некоторый «комплекс ожидания», который включает интерпретацию результатов обучения для дальнейшей жизни. Обычно ученики, имеющие инструментальные мотивы, оценивая содержание обучения, говорят: «Это мне понадобится для...»
Мотивы функционирования – желание действовать, возникающее в процессе самой деятельности. Как правило, такое желание возникает у субъекта после принятия цели деятельности и полного включения в деятельность. Наличие таких мотивов обнаружил немецкий психолог К.Левин. Вместе со своими учениками он выявил целый ряд эффектов, порождаемых такими мотивами. Так, Б.Ф.Зейгарник обнаружила, что прерванные действия запоминаются гораздо лучше, чем завершенные, а М.Овсянкина экспериментально доказала, что после прерывания действия люди стремятся его возобновить и закончить по собственной инициативе даже в том случае, если этого уже не требует экспериментатор.
Игровые мотивы – стремление человека обучаться в условной, воображаемой ситуации и осуществлять в этой ситуации действия и взаимоотношения с предметами и людьми. Игры позволяют ученику освоить новые для него знания, умения или навыки без риска, характерного для реальной ситуации деятельности. Фактически содержание обучения является в этом случае не целью деятельности, а необходимым условием поддержания и развития игровой ситуации. Игровой мотив может проявиться в игровом интересе, связанном с желанием победить в игре – соревновании – или перевоплощением в героя литературного произведения. Игровые мотивы учения актуализируются в играх-драматизациях, деловых, дидактических, исследовательских играх.
Социальные мотивы – широкий комплекс стремлений, связанный с направленностью на другого человека в ходе учения. А.К.Маркова выделяет три уровня социальной мотивации:
- Широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения)
- Узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношении с окружающими, получить их одобрение)
- Мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми)
Мотивы «ожидаемой ценности» – побуждению к деятельности, вызванные ожиданием положительных последствий, связанных с результатами этой деятельности. Во многом эти мотивы похожи на инструментальные, однако их отличие заключается в том, что притягательность высоких результатов зависит только от ожидаемой награды и не связывается с перспективой использовать эти результаты в дальнейшей деятельности. Например, в обучении ребенок может быть заинтересован в получении высоких отметок или материальной награды, мало заботясь о том, действительно ли он освоил учебный материал.
Стадии формирования мотивации, их количество и содержание зависят от тех стимулов, под влиянием которых возникают учебные мотивы. Рассмотрим процесс формирования мотива. Он состоит из трех основных стадий:
- Первая стадия: возникновение первичного абстрактного мотива. Он состоит из формирования потребности личности, абстрактной цели и побуждения к поисковой активности. Желание удовлетворить потребность появляется, когда потребность становится осознанной, достигает определенного порога интенсивности, побуждает к поиску путей и средств ее удовлетворения.
- Вторая стадия: поисковая активность. Это деятельность, направленная на изменение неприемлемой ситуации или на изменение своего отношения к ней при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов. Проявлениями отказа от поиска у человека являются депрессия, апатия, беспомощность и безнадежность.
- Третья стадия: выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. Цель представляет осознанный образ будущих результатов. Намерение достижения цели выражается в сознательном побуждении к действию. На этом заканчивается формирование конкретного мотива.
В случае выполнения человеком привычных действий стадии формирования мотива оказываются свернутыми. С опытом у человека формируются мотивационные схемы, то есть знания путей и средств удовлетворения конкретной потребности.
В целом, обобщив различные теории, можно сказать, что этапы формирования учебной деятельности находятся в руках педагога, который может сделать их инструментами, повышающими эффективность обучения.
Это связано с психологическими особенностями учеников 1-4 класса как субъектов образовательного процесса.
Выявить мотивы учения можно с помощью методов наблюдения, анкетирования, тестирования, эксперимента. При этом исследователь вынужден опираться либо на интерпретацию поведения учащегося, либо на его самоанализ, либо на анализ продуктов его деятельности (рисунков, сочинений). При интерпретации поведения наиболее информативным является принятие решения в ситуации выбора из нескольких альтернатив.
1.2. Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Поэтому учителю очень важно знать потребности его учеников, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей.
У младшего школьника при благоприятных условиях возникают и развиваются такие важнейшие для всей будущей жизни потребности, как потребность в умственной деятельности, потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений (почему и как они происходят), потребность в рефлексии и самооценке и др. Важно, чтобы каждый ученик, в том числе и неуспевающий сегодня, ощутил счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы. Учебный материал по содержанию обязательно должен опираться на прошлые знания учащихся. Но в то же время он должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Только при этом условии у учащихся возникнет и разовьется личностная потребность в научном познании мира, без которой обучение просто невозможно.
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Отношение детей к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова её структура и характер.
Выяснилось, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в становлении мотивации учебной деятельности.
Мотивационный этап.
На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
1) Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.
2) Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации.
Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. "Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление", - писал Л.С.Выготский.
3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
После того, как основная учебная задача понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.
Операционально-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит, главным образом, от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступают ли все эти задачи для школьника как явно видимая система, иерархия учебных задач.
Рефлексивно-оценочный этап.
Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.
1.3. Приемы повышения мотивации учеников на уроке иностранного языка
Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся, их общения на уроке в условиях полной социально-психологической совместимости. Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность.
Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, можно применять ролевую игру, игру вообще, особенно на начальном этапе обучения.
Для достижения поставленной цели, а именно развитие и совершенствование коммуникативных навыков младших обучающихся, на уроках следует применять игровой прием. Как известно, игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. А если ребенок при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются, порой, более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.
Наряду с игровым приемом на уроках большинство учителей применяют приём «Образы», который способствует развитию у учащихся навыков говорения, творческой инициативы, воссоздающего воображения языкового умения. Прием «Опиши и изобрази» является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики.
Для развития коммуникативных способностей используются песни. Песни интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. Песни мотивируют деятельность учащихся о чем-либо сообщить, поинтересоваться, то есть фактор коммуникации должен занимать первое место.
При разучивании песни учащиеся получают новую информацию, благодаря чему стимулируется познавательная деятельность. Например, разучивая песню учащиеся узнают, как называются части тела и органы обоняния на английском языке.
Нельзя не упомянуть об эстетической мотивации. Именно она влияет на формирование положительных чувств, эмоций, развивает воображение. Все это возможно, когда учащиеся с удовольствием интонируют полюбившуюся песню на иностранном языке.
Использование песен способствуют:
- совершенствованию навыков произношения
- позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации
- углубляет знания по английскому языку
- обогащает словарный запас
- развивает навыки и умения чтения и аудирования
- стимулирует монологическое и диалогическое высказывание
- развивает как подготовленную, так и спонтанную речь.
Более того, песня вносит в процесс изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.
При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать видеоуроки.
Наибольший интерес у обучающихся вызывают коммуникативные задания, связанные с иноязычным общением. Дети лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи. Диалог на уроке французского языка служит для них мотивом усвоения новых слов. Результаты показывают, что коммуникативные приёмы являются любимой деятельностью учащихся на уроке.
Несмотря на все разнообразие методов и приемов в преподавании французского языка младшим школьникам, все же возникли некоторые трудности. Обучение английскому языку детей младшего школьного возраста основывается на их возрастных и психологических особенностях, а именно: быстрая утомляемость, непроизвольность внимания, подсознательный уровень запоминания. Одновременно к основным трудностям развития коммуникативных способностей следует отнести мотивационные проблемы, такие как:
- у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
- учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;
- учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке. Особенно это касается слабоуспевающих детей.
Поэтому следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. На начальном этапе обучения английскому языку включается в урок зарядка с использованием различного вида движений и танцев. Но при ее проведении ставится перед учениками цель запомнить языковой материал.
Использование стихов и рифмовок позволяет прочно запомнить основные грамматические модели и использовать их в повседневной практике. Кроме того, процесс обучения превращается в увлекательную игру, что поддерживает интерес к данному предмету.
Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: умения декламировать стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию.
2. Реализация мотивационной деятельности учащихся на уроке английского языка
2.1. Диагностика учебной мотивации учащихся младших классов к изучению английского языка
Для проверки эффективности методики опытно-экспериментальной работы по развитию мотивации младших школьников к изучению английского языка был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов – констатирующего, формирующего и контрольного. На каждом из этих этапов решались отдельные задачи, поставленные в исследовании. Так, на констатирующем этапе проводилась диагностика уровня мотивации младших школьников. Формирующий этап включал реализацию системы работы учителя начальных классов по развитию мотивации учащихся начальных классов к изучению английского языка. На контрольном этапе производилась проверка эффективности проведенного опытно-экспериментального исследования.
Практическая часть исследования проводилась с учащимися 2 «г» класса МОАУ «Гимназия №1» г. Новотроицка, в октябре 2024 учебного года, в исследовании участвовало 20 учащихся
На начальном этапе была проведена диагностика с целью изучения уровня развития мотивации учащихся к изучению английского языка. Для проведения исследования на констатирующем этапе были выбраны следующие методики: опросник «5 уровней учебной мотивации», разработанная Н.Г.Лускановой, методика определения мотивов учебной деятельности М.Р.Гинзбург, анкетирование учащихся.
Опросник состоит «5 уровней учебной мотивации», разработанная Н.Г.Лускановой из девяти вопросов, каждый из ответов, на которые оценивается определенным количеством баллов. Количество баллов, которые набирает учащийся, служит выделению определенных уровней, на которых пребывает его учебная мотивация: 1) ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов; 2) нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; 3) ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов Баллы интерпретируются следующим образом:
- 25-27 баллов – высокий уровень учебной мотивации;
- 20-24 балла – хорошая школьная мотивация;
- 15-19 баллов – положительное отношение;
- 10-14 баллов – низкая школьная мотивация;
- ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Результаты анкетирования представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Результаты уровня мотивации к школьной учебе по методике Н.Г.Лускановой
| Уровень мотивации | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 класс |
3 |
4 |
6 |
4 |
3 |
В результате анкетирования было выявлено, что высокий уровень школьной мотивации имеет 15% учащихся. Учащиеся с данным уровнем имеют высокий познавательные мотивы, стремятся выполнить все задания на уроках, ответственно относятся к учебной деятельности. 20% учащихся третьего класса имеют хорошую школьную мотивацию, что свидетельствует о том, что учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью и ведут активную школьную жизнь, но меньше зависимы от жестких правил и норм.
Положительная школьная мотивация была выявлена у 30% учащихся. Данные школьники комфортно чувствуют себя в школе, но учебный предмет их мало интересует, их привлекает вне учебной деятельности, общение с учителями и сверстниками. Низкий уровень мотивации был выявлен у 15% учащихся. Данные школьники ходят в школу без желания, часто прогуливают занятия, во время уроков, отвлекаются и занимаются посторонними делами, имеют серьезные трудности в процессе обучения. Также в процессе диагностики было выявлено, что в классе 20% учащихся демонстрируют негативное отношение к школе. Дети демонстрируют серьезные трудности в учебной деятельности, у них возникают проблемы в общении с одноклассниками и учителями.
Таким образом, можно сделать выводы, что среди учащихся преобладает средний и низкий уровень развития школьной мотивации.
На следующем этапе исследования была проведена диагностика по методике определения мотивов учебной деятельности М.Р.Гинзбург. Данная методика предназначена для того, чтобы изучить, насколько сформированы учебные мотивы, а также выявить среди них ведущий. Она проводилась в экспериментальной и контрольной группах индивидуально с каждым учеником. Детям демонстрировались картинки, сопровождающие историю, рассказываемую человеком, проводящим тестирование. Учащиеся должны были выразить свое отношение к прослушанным историям. В результате были сформулированы наиболее актуальные качественные мотивы учения на уроках английского языка, среди которых стоит выделить:
- Внешний мотив: самостоятельно ребенок ходить на уроки английского языка не желает, он ходит туда, потому что его заставляют родители;
- Учебный мотив: ребенок любит уроки английского языка в целом;
- Игровой мотив: ребенок любит уроки лишь потому, что там есть друзья, с которыми можно поиграть, пообщаться;
- Позиционный мотив: ребенок посещает уроков английского языка не для овладения знаниями, а для подчеркивания собственного статуса как взрослого, повышения авторитета среди ровесников и старших;
- Социальный мотив: ребенок посещает уроки не для получения знаний или новой информации, а потому что осознает необходимость учебы для себя со слов родителей;
- Отметочный мотив: ребенок посещает уроки английского языка для зарабатывания учебных баллов, поскольку за ними обычно следует похвала со стороны учителя и родителей.
Результаты исследования по данной методике представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Результаты исследования приоритетов мотивации к изучению иностранного языка по методике определения мотивов учебной деятельности М.Р.Гинзбург
| Уровень мотивации | Внешний |
Социальный |
Игровой |
Учебный |
3 класс |
8 |
5 |
3 |
4 |
Согласно проведенному исследованию можно отметить преобладание внешних мотивов среди учащихся 3-го класса.
По итогам всех проведенных методик складывается следующая ситуация. Для учащихся характерно преимущество социальных мотивов учения, связанных с оценкой со стороны родителей и учителей. Также отмечено, что они посещают уроки английского языка преимущественно потому, что так «надо», а не потому, что им это нравится. Полученные результаты дают возможность отметить в целом низкий уровень мотивации младших школьников к изучению английского языка.
Учитывая полученные результаты исследования, проведено еще одно анкетирование для выявления потребностей и интересов учащихся. Испытуемым были предложены следующие вопросы:
- Нравится ли Вам изучать иностранный язык и почему?
- Чему бы Вы хотели научиться на уроках английского языка?
- Как бы хотели проводить урок? Какие выполнять задания? Результаты анкетирования представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Интересы и потребности учащихся на уроках иностранного языка
| Виды деятельности | Количество человек |
Просмотр мультфильмов, фильмов на иностранном языке |
4 (27%) |
Изучение англоязычных песен |
4 (15%) |
Чтение литературных произведений на иностранном языке |
2 (7%) |
Освоение навыка письма |
3 (11%) |
Игры, разыгрывание сюжетов на иностранном языке |
7 (40%) |
Для поддержания и развития положительной мотивации, обучение иностранному языку должно опираться на возрастные и психологические особенности учеников. В младших классах происходит смена ведущей деятельности от игровой к учебной, в этот период целесообразно включать игру в образовательный процесс. Опрос показал, что 40% учащихся видят игру, как средство получения знаний, 7% хотят читать сказки и истории, 15% учащихся - учить и переводить песни, 27% учащихся хотят смотреть фильмы или мультфильмы, разыгрывая сценки и выполняя задания по ним. Проанализировав полученные данные, будут проводиться уроки с включением тех видов деятельности, которые наиболее привлекательны учащимся и отвечают их интересам и потребностям.
2.2. Комплекс упражнений по развитию учебной мотивации младших школьников к изучению английского языка
Результаты проведенной диагностики показали необходимость проведения комплекса мероприятий по развитию учебной мотивации младших школьников к изучению английского языка и развития личностных качеств (инициативность, креативность, активность). Данный комплекс рассчитан на 3 классы.
Цель комплекса: развитие учебной мотивации младших школьников к изучению английского языка.
Задачи комплекса:
- использование выделенных приемов и методов для создания ситуации успеха;
- повысить уровень внутренней мотивации к изучению английского языка у младших школьников;
- повысить уровень показателей личностных качеств (инициативность, активность, креативность).
Предполагаемые результаты:
- младшие школьники заинтересованы в изучении английского языка;
- показатели инициативности креативности и активности повысились;
- младшие школьники активно используют пройденный материал на практике;
- учащиеся формулируют собственное мнение и позицию;
- адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.
Комплекс мероприятий «Увлекательный английский»
| № | Мероприятие |
Метод |
1 |
Викторина «Funny English» |
проблемно-поисковый |
2 |
Конкурс чтецов на английском языке «In the World of Poetry» |
дифференцированное обучение |
3 |
Написание проектов «My pet» |
метод проектов |
4 |
Ролевые игры |
проблемно-поисковый |
5 |
Дидактические игры |
проблемно-поисковый |
На первом уроке была организована викторина «FunnyEnglish» с целью развития внутренней мотивации к изучению английского языка у младших школьников. Правила викторины: соревнуются 2 команды по 6 человек: “SWEETS” и “TOYS в 7 раундах: «Лексика», «Кулинария», «Мой дом», «Шарады», «Загадки», «Пазлы», «Рисование», «Музыкальный». На доске за английскими буквами спрятаны названия раундов. Капитаны команд называют букву, открывают табличку и объявляют название раунда. В каждом раунде капитаны команд тянут карточки с заданиями, которые они должны выполнить за определенное время. Команда, сделавшая задание без ошибок, получает определенное количество баллов. Выигрывает команда, заработавшая наибольшее количество баллов.
Приведем пример заданий, которые использовались в процессе викторины
1. Letter Aa – «Charades» (Шарады). Командам предлагается разгадать шарады.
CARD №1 “Guess the charades”
- Скажешь по-английски, из меня попьешь, а по-русски скажешь, мною ты моргнешь (glass; глаз)
- Скажешь по-английски, подарок в ней лежит, а по-русски если, тут же гонг звучит (box; бокс)
CARD №2“Guess the charades”
- Скажешь по-английски, мне имя Джек иль Том, скажешь то ж порусски, услышишь пушек гром (boy; бой)
- Скажешь по-английски, я очень интересная, скажешь то ж по-русски, я дерево чудесное (book; бук)
2. Letter Bb – «Riddles» (Загадки). Командам предлагается разгадать загадки.
CARD №1 “Guess the riddles”
- Готов обед у миссис Эйбл, для на она накрыла …(table)
- Я с иголочки обут, теперь не жмет мне левый …(boot)
- Кудрявый очень негр Джек, от солнца стал совсем уж…(black)
- Он цирковой интеллигент – огромный, важный …(elephant)
- Очень любит меня Джим, я шоколадное …(ice-cream)
CARD №2 “Guess the riddles”
- После того как съеден обед, всем детям нужно go to …(bed)
- Купите ткани мне отрез, сошью для новой куклы …(dress)
- Вот Санта Клауса портрет, он там в наряде цвета …(red)
- Прыгнула из лужи прямо на порог, заквакала от радости пучеглазка…(frog)
- Каждый день её вы пьёте, утоляет жажду…(water)
3. Letter Сс – «Drawing» (Рисование). Задача каждой команды нарисовать картинку и раскрасить ее нужным цветом.
CARD №1 “Draw and paint a picture”
- A red chair
- A green tree
- A yellow ball
CARD №2 “Draw and paint a picture”
- A red apple
- A brown bed
- Blue jeans
4. Letter Ее – «Musical» (Музыкальный). Командам предлагается исполнить одну и песен, которые они пели на уроках английского языка.
- CARD №1 Sing a song “My happy family”
- CARD №2 Sing a song “I love food, I like it”
5. Letter Ff – «Cooking» (Кулинария). Задача команд – приготовить пиццу из указанных ингредиентов. Команды получают бумажные планшеты для пиццы, продукты и клей и готовят пиццу по рецепту.
- CARD №1 “Make a pizza” You have: cheese, sausages, ham, tomatoes, pepper, olives.
- CARD №2 “Make a pizza” You have: cheese, chicken, mushrooms, tomatoes, onion, olives.
7. Letter Gg - «Puzzles» (Пазлы).
Командам необходимо найти 7 слов по определенной теме в пазле. CARD №1 “Find 7 toys in this puzzle”
CARD №1 “Find 7 toys in this puzzle”
T, a, r, w, e, b, d, a, e, l,e, p, h, a, n, t, a, o, l, u, i, l, s, r, s, o, p, n, l, e, a, e, m, d, p, c, D, b, I, t, a, o, e, b, r, e, n, a, t, l, t, w, s, a, z, s, o, l, d, I, e, r, a
CARD №2 “Find 7 school items in this puzzle”
M, e, s, a, p, e, n, d, r, u, b, b, e, r, o, r, u, z, o, a, n, o, t, e, l, s, o, g, c, b, I, a, e, s, k, p, I, a, n, r, r, u, k, e, l, a, g, t, w, o, s, t, I, n, a, b, r, s, c, h, o, o, l, e
Myhouse (Мой дом)
Также для развития мотивации к изучению иностранного языка был организован конкурс чтецов на английском языке «In the World of Poetry». Конкурс проводится среди учащихся начальных классов. Всем желающим были подобраны стихотворения (кто-то выбрал стихотворение сам), и дети с удовольствием их читали наизусть. Выступления учащихся сопровождалось презентацией с переводами стихов на русский язык, а также фотографиями авторов и некоторыми фактами их жизни. В конце всем присутствующим раздали листочки, на которых каждый отметил лучшее выступление, т.о. выявили победителя.
Кроме этого, в работе по развитию использовался проектный метод, учащимся было предложено написать проект «My pet». Проект рассчитан в рамках программы по английскому языку в 3 классе и охватывает несколько учебных тем: мое любимое животное, уход за животными, как мы помогаем животным. Выполняя задания, учащиеся приобретают опыт работать самостоятельно и в команде. Работа в группах ведется по индивидуальному плану. Результаты работы оформляются в виде презентаций.
Для развития мотивации к изучению английского языка на уроках использовались ролевые игры. Ситуационно-ролевая игра. Основной задачей данного упражнения, предлагаемого в УМК, является повторение и изучение лексических единиц winter, summer, spring и autumn и названий 12 месяцев. Для выполнения этой задачи, вместо предложенного некоммуникативного и неигрового задания, можно использовать ролевую игру с наглядным пособием «Rightor Wrong», которая описывается в обучающем пособии «Английский для маленьких полиглотов». Это очень простая игра, которая подойдет для начала комплекса упражнений. Для использования технологии развивающей игры в данном задании предлагается вымышленная ситуация, направленная на повышение внешней мотивации учащихся и, как следствие, на активизацию познавательной деятельности:
Imagine that you are a stranger from another country. In your country seasons are not the same as in Russia. Find out the differences of seasons in your countries with your partner.
В ходе игры каждой паре учащихся предлагаются картинки на тему «Seasons». Задачей учащегося, выполняющего роль россиянина, является спросить, то ли это время года, которое он думает: Isthissummer? Другой учащийся в паре, выполняющий роль иностранца, должен ответить на вопрос утвердительно (Yes, itis) и описать картинку. Если на рисунке изображено что-то другое, школьник должен использовать отрицательную конструкцию (No, itisnot) и предложить свой вариант ответа. В ходе выполнения данной игры учащиеся не только активизируют свой лексический запас на тему «Seasons», но и получают мотивацию к дальнейшему изучению данной лексической темы, испытывают большой интерес к игровой форме урока, а необычная коммуникативная ситуация позволяет повысить познавательный интерес к изучаемой теме.
Развивающая игра – загадка, в ходе которой учащиеся читают загадку, предложенную в учебнике, и отгадывают ее в индивидуальном порядке:
Read and guess what season it is:
a) The season between spring and autumn, when the sun is hot.
b) The season between winter and summer, when birds come back from hot countries.
c) The season between autumn and spring, when it is cold and there is a lot of snow.
С нашей точки зрения, в данном упражнении следует переформулировать само задание с целью получить ролевую игру, направленную на повышение познавательной активности учащихся. В этом случае требуется создать вымышленную ситуацию, близкую к реальной.
Например:
Imagine that your younger brother, sister or friend doesn’t know seasons. You should teach him / her, because you are older and know all the seasons in English very well. Give him riddles and let him guess what season it is. Actthis dialogue out with your partner.
Ситуация с младшим братом / сестрой или другом позволит приблизить ситуацию общения к реальной. В связи с этим у учащихся появится насущная потребность в решении предложенных загадок, что, в свою очередь, повысит их познавательную активность.
Развивающая музыкальная игра.
В УМК данное задание относится к виду развивающей игры, поскольку учащимся предлагается не только вспомнить поэтические произведения и песни о природе и временах года, но и инсценировать их, т.е. исполнить в групповом ролевом пении:
What poems and songs about “Seasons and Nature” do you remember? Actout the one you likebest.
Поэтому данное упражнение в практическом комплексе остается без изменений.
Развивающая видеоигра. Упражнение Read and find out what Misha and Kate think of winter. В данном задании присутствует много незнакомых лексических единиц, которые школьники должны запомнить в рамках урока. С целью изучить данные лексические единицы, помимо основной задачи сделать урок познавательно активным, в разработанном комплексе упражнений предлагается разделить задания:
Today you have different tasks. Divide into two groups. The first group should read the text and find out words concerning winter theme. The second group should watch the video and also find out words concerning winter theme. Can you tell one other your words? Are they the same?
Одной группе учащимся предлагается читать текст, другой просмотреть видеоролик, доступный на ресурсе «Youtube». Лексические единицы, присутствующие в видеоролике, входят в ту же тематическую группу, а форма игрового занятия позволяет детям одновременно слушать произнесение данных слов и смотреть изображения и анимацию к данным словам. Каждое произнесенное в видеоролике слово дублируется на экране в виде субтитров, поэтому трудностей с пониманием текста на слух у учащихся не возникает.
После выполнения заданий школьники обмениваются друг с другом новыми лексическими единицами. При этом в обеих группах возникает большой познавательный интерес, поскольку им известна только часть информации.
Отметим, что видео-ресурсы при изучении иностранного языка обладают большим познавательным и мотивационным потенциалом. По мнению зарубежного исследователя Дж.Хармера, видео материалы необходимо использовать на уроке иностранного языка, поскольку данный вид занятия позволяет увидеть учащимся использование языка в действии и в речи носителей языка. Учащиеся имеют возможность познакомиться с чужой культурой.
Видеоматериалы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка. Их познавательная активность становится выше за счет разнообразия форм работы. Рост объема выполняемых заданий благодаря видеоресурсам может значительно увеличиться. Более того, видеоматериалы, изучаемые на уроке английского языка, придают обучению индивидуальность, развивают способности учащихся самостоятельно изучать язык. Высокое качество наглядности позволяет подать новые материал легко и увлекательно. Развивающая игра – интервью. Учащимся предлагается пять вопросов, на которые они должны ответить:
Name:
- four things you wear on your feet;
- five things that keep you warm;
- two things you wear in hot (cold) weather;
- three things that only women wear;
- six things that men and women can both wear.
Для достижения наибольшего познавательного интереса, формулировку данного задания предлагается в комплексе упражнений заменить, сделав его в виде интервью:
Make questions and answers and act the dialogue out.
Учащийся должен на основе предложенного утверждения в учебнике задать вопрос своему однокласснику. Второй учащийся в паре должен ответить на данный вопрос. Таким образом, формируется конструктивный диалог по теме «Clothes», благодаря которому формируется познавательный интерес учащихся. Кроме этого, для развития мотивации к изучению английского языка, а также познавательной активности всех учащихся на уроке использовались дидактические игры представленный в приложении.
Таким образом, представленные выше задания не являются отдельным единым комплексом заданий. Каждое из них было применено последовательно на разных уроках, так как помимо работы над этими заданиями, необходимо было проводить занятия по основной программе, предложенной в УМК.
2.3. Экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений по развитию учебной мотивации к изучению английского языка
С целью проверки эффективности разработанных упражнений был проведен контрольный эксперимент. Для проведения исследования на контрольном этапе исследования были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе.
По итогам исследования уровня мотивации к школьной учебе по методике Н.Г.Лускановой были получены следующие результаты.
В целом мы видим положительную динамику развития мотивации. Дети стали отвечать на вопросы не стандартными фразами, а обширно, поясняя свой выбор. Можно отметить, что дети, судя по их ответам, стали больше делиться с родителями о том, что происходит на уроках, и то, что выросло желание посещать школу с радостью.
Сравним результаты исследования по данной методике на констатирующем и контрольном этапах исследования. На рис. 1 наглядно видны положительные изменения.
Рис. 1. Сравнительная характеристика результатов использования методики исследования уровня мотивации к школьной учебе Н.Г.Лускановой на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
В результате повторного анкетирования было выявлено, что высокий уровень школьной мотивации имеет 20% учащихся. Учащиеся, имеющие данный уровень, имеют высокие познавательные мотивы, стремятся успешно выполнять все требования, предъявляемые учителем, четко следуют всем указаниям, добросовестны и ответственны, сильно расстраиваются, если получают замечания педагога или неудовлетворительную оценку за выполненную работу. 33% учащихся третьего класса имеют хорошую школьную мотивацию, что свидетельствует о том, что учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью и ведут активную школьную жизнь, но меньше зависимы от жестких правил и норм.
Положительная школьная мотивация была выявлена у 40% учащихся. Данные школьники комфортно чувствуют себя в школе, но учебный предмет их мало интересует, их привлекает вне учебной деятельности, общение с учителями и сверстниками. Низкий уровень мотивации был выявлен у 7% учащихся. Данные школьники ходят в школу без желания, часто прогуливают занятия, во время уроков, отвлекаются и занимаются посторонними делами, имеют серьезные трудности в процессе обучения. На контрольном этапе в результате анализа полученных данных не было выявлено учащихся с негативным отношением к школе.
Таким образом, можно сделать выводы, что после реализации разработанного комплекса упражнений уровень мотивации среди учащихся повысился.
В классе укрепилось преобладание познавательных мотивов в учении. Их доминирование продемонстрировали результаты исследования, согласно которым 54% опрошенных показали приверженность именно этим мотивам. Дети показала, что учатся они преимущественно «для себя», чтобы получать знания и хорошее настроение от учебы У 46% учащихся преобладают социальные мотивы. Данная группа учащихся на первое место ставит стремление не разочаровывать родителей, удовлетворять учителя своей активностью на уроках.
Результаты исследования по методике определения мотивов учебной деятельности М.Р.Гинзбург представлены на рис. 2.
Рис. 2. Сравнительная характеристика изменений по методике М.Р.Гинзбург на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Таким образом, после реализации комплекса упражнений на развитие мотивации у учащихся 3-го класса повысился уровень учебной мотивации. Данный мотив был выявлен у 36% учащихся. Данным учащимся нравится посещать уроки английского языка. Интерес к изучению предмета и выполняемым заданиям ярко выражен. Эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности положительное. Благоприятное эмоциональное самочувствие. Ведущий тип мотива - познавательный: стремление узнать новые факты, проникнуть в суть явлений, проявить интеллектуальную, творческую активность, преодолевать трудности. У учащихся мотивация на получение позитивного результата деятельности.
Таким образом, можно отметить, что по итогам всех проведенных методик складывается следующая ситуация. Для учащихся характерно преимущество познавательных мотивов учения, связанных с учебной деятельностью на уроках английского языка. Также отмечено, что они посещают уроки английского языка преимущественно потому, что им это нравится. Полученные результаты дают возможность отметить в целом высокий уровень мотивации младших школьников к изучению иностранного языка. Так же можно констатировать, что дети стали активнее, инициативнее, внимательными и более дисциплинированными на уроках. Использование игровых, активных методов обучения способствовало включению в процесс всех учеников. Это является показателем эффективности использованных методик.
Заключение
Каждый момент своей жизни мы мотивированы что-то делать: удовлетворять физиологические потребности (кушать, спать) или потребности духовные (писать стихи, ходить в театр, рисовать пейзажи). Если же мотивация отсутствует вообще, то это значит, что человек мёртв. Если человек знает, что ему нужно чего-то достичь, то есть, он мотивирован удовлетворить свою потребность – он может свернуть горы.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; читая, узнавать о других странах. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком. Начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.
Мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся.
Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начиная обучение со 2-го класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.
Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учитель игровые приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.
В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего этого можно достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними.
Список использованных источников
- Азарова С.Н. Примерная программа по иностранным языкам.// ИЯШ. - 2005. - №6. – с.18.
- Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ. – 1993 - №3. с. 20-25.
- Бим И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1989. - №1 – с. 21.
- Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика 1988. – с.131.
- Волокитина Н.М. Очерки психологии младших школьников. М., 1995. - с. 310.
- Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004. – с. 55.
- Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. - Москва, Айрис-пресс, 2004. – с.49.
- Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. – с. 23.
- Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе. – 2004, № 2. – с.95.
- Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. – Минск: 1979. – с. 97.
- Леднева В.С. и др. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Общественно- гуманитарные дисциплины. - Москва, ТЦ Сфера, Прометей, 1998. – с.226.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. – с.192.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М.В.Матюхина. – М., Педагогика, 1984. – с.144.
- М.В.Матюхина, Т.Ф.Иванова «Мотивация достижения и настойчивость младших школьников»
- Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку. // ИЯШ – 2003. - №5 с.25-31.
- Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. – 2001 – №2 с. 14-19.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. - 1991 - №2. с.3-10.