Если среди педагогов есть те, кто использует этот приём в своей практике, то, конечно, поймут меня о чём пойдёт речь.
Для тех же, кто хочет понять суть приема и применять, надеюсь, будет интересно, с удовольствием поделюсь своим опытом применения интеллект-карты на уроках математики.
Что же такое интеллект-карты и как они могут вам пригодиться?
- Это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека.
- Это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию интеллектуального потенциала каждого человека вне зависимости от возраста.
- Это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Обобщая выше сказанное, получаем: Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.
Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями. Когда вы создаете, вы убиваете сразу нескольких зайцев: записываете информацию, запоминаете ее, развиваете мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память, при этом задействуете весь потенциал своего мозга! Да и сама интеллект-карта по форме напоминает работу мозга (нейроны мозга).
Есть определенные правила, которым необходимо придерживаться при составлении карты:
- Бумагу лучше брать белую, нелинованную, желательно формата А4, лист расположить горизонтально, чтобы всё на нем уместилось.
- Слова располагать на веточках сверху, не сбоку, не под веткой. Это делает карту более наглядной. На одной ветке только одно, максимум два слова, не нужно писать целое предложение. Наше мышление ассоциативно - одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации. Пишите печатными буквами, и вы сэкономите время на прочтение.
- Структура карты радиальная: основная тема в центре, остальные слова записываются на ветках, отходящих от центра к периферии.
- Используйте как можно больше картинок: к главным веткам и центральной теме они обязательны! Выделяйте разные ветки разными цветами: так будут лучше видны основные информационные блоки, а картинки позволят намного быстрее запомнить информацию.
- Используйте различные виды линий, стрелок. Центральные линии всегда толще. Стрелки показывают связь между объектами. Длина ветки должна равняться длине слова - так карта будет более наглядной, и вы эффективно используете пространство бумаги.
- Используйте коды (свои или уже существующие), это сократит время при составлении интеллект – карты.
Следуя этим правилам, вы сможете создавать красивые, легко запоминающиеся интеллект - карты и учить, и учиться с удовольствием.
Обратите внимание, какие виды интеллект-карт, которые можно использовать в процессе обучения математике:
- «Карта памяти». Применяется для развития творческих способностей, генерирования новых идей, написания выступлений, сбора и систематизации информации.
- «Карта текста». Позволяет понять и на 100% запомнить любой текст, развивает аналитическое мышление.
- «Карта правила». Ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения.
Для более эффективного применения данного метода обучения мы с ребятами изучили все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию. Обработали полученную информацию из разных источников и выработали краткую инструкцию по созданию интеллект-карт:
- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
- Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседним.
Интеллект-карта – это графическое представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать на разных типах и формах урока:
- изучение нового материала
- закрепление материала
- обобщение материала
- написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
- подготовка проекта, презентации
- аннотирование
- конспектирование
Некоторые способы, которые я использую на уроках математики:
- На уроках изучения нового материала. Интеллект-карты можно составлять по мере изучения темы.
- Как средство актуализации опорных знаний. Например, на уроке рефлексии можно использовать интеллект-карты, заполненные только на концах ветвей.
- На уроке систематизации знаний. Лучше всего подойдёт незаполненная интеллект-карта. Для её заполнения ученикам потребуется разобраться в теме, построить логические связи между понятиями, обобщить весь изученный материал.
Также учитель может вести конспект в тетради в виде интеллект-карты, используя рассказ учителя. Во время представления учебного материала учащиеся структурируют материал, добавляя необходимые записи, и формируют ассоциации.

Рекомендации по составлению и рисованию интеллект-карты
1. Центральный образ - Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт. Он должен быть самым ярким объектом, чётко ставьте задачу, так чтобы при создании центрально образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.
2. Оформление:
- От главного образа пошли ваши идеи, выраженные в ветвях рисунка. Начинайте с правого верхнего угла по часовой стрелке.
- Рисуйте разными цветами, создавая радугу цветов. Любая ассоциация, которая возникла у вас в мозгу мгновенно на любое слово ту и рисуйте. Используя разные утолщения линий.
- Раскрашивайте. У каждого цвета есть своё значение, причём это очень индивидуально для каждого человека.
- Используйте ключевые слова, их должно быть немного. Используйте печатные буквы. Они воспринимаются быстрее.
- Связывайте мысли. Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.
- Используйте не более 5-7 ветвей от каждого объекта, так как такую картину сможет воспринимать даже уставший человек, например две ветки. Иногда рисуя картину, не получается сформулировать их название, оставьте их пустыми. Картину можно рисовать и на компьютере, но мы будем рисовать их вручную.