Сказка в практике школьного урока музыки

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Работа с родителями, Социальная педагогика, Профессия — педагог

Классы: 3, 4, 5, 6, 7

Ключевые слова: музыка, музыкальная сказка


Сказка уходит своими корнями в глубокую древность. Что побуждало многие поколения собирать, оберегать и передавать их? Если в них заключена народная мудрость, душа народа - чем мы рискуем, заменяя их сегодняшними развлекательными роликами из Тик-тока?

Нужен ли нам вековой опыт наших предков - сегодня? Важно найти новые убедительные доводы его ценности и важности: общество, ясно ощущающее свои общие корни, гораздо устойчивей к внешним воздействиям и внутренним потрясениям.

ГИПОТЕЗА: Несмотря на то, что Сказка - наследие далекого прошлого - воспринимается она легко, ее образы понятны. Еще одна особенность Музыкальной Сказки - для ее понимания нужен опыт слушания. Как правило, в варианте прочтения Сказки отражается портрет самого слушателя - его опыт, интересы, душевный склад и характер.

ЦЕЛИ: Обращаясь к музыкальным сказкам - попробуем понять их сюжет и сформулировать идею этих произведений. Сюжет ее не так конкретен, как в тексте, но зато дает простор для творческой фантазии слушателя.

ЗАДАЧИ:

  • Важно отметить особенность сказки - ее многоплановость и глубина - которая, на первый взгляд неразличима – требует от слушателя духовной зрелости.
  • Необходимо научиться искать и находить наставляющую, ободряющую и одухотворяющую идею Сказки, научиться формулировать ее живыми, мотивирующими словами, избегая невыразительных, затертых клише.

МЕТОДЫ: Разбор и анализ музыкальных произведений проходил в ходе урока музыки. К некоторым мы возвращались на протяжении нескольких лет обучения. Сначала, в младших классах, оценивали музыкальный образ, потом - форму и главные элементы мелодии, и, наконец, - сюжет и идею произведения. Многие решения были найдены в процессе диалога-обсуждения.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Мы обозначили главную идею каждого произведения, позитив и созидательную силу, заложенную в них.
  • Убеждения, питаемые народом и имеющие нередко безмерную силу, относятся только к тому, как следует жить и что следует делать. И эти секреты правильной и счастливой жизни - понятны и сегодня.
  • Обращаясь к народному творчеству, мы убеждаемся в его важности, жизненности и актуальности.

Искусство как духовный опыт поколений, опыт познания мира и самого себя

ПРОКОФЬЕВ С.С. «Сказочка».
ЧАЙКОВСКИЙ П.И. Нянина сказка.
КОСЕНКО В.С. Сказка.
ЛЯДОВ А.К. «Баба Яга».
АЛЯБЬЕВ А.А. "Соловей".

  • Если желаете, чтобы ваши дети были умными, - читайте им сказки. Если желаете, чтобы они были еще умнее – читайте им еще больше сказок.
    Альберт ЭЙНШТЕЙН (1879-1955)
  • Сейчас, когда ваши дети еще маленькие, вы должны им помочь понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни. (Старец Паисий Святгорец.

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания. (Википедия)

Фольклор уходит своими корнями в глубокую древность. Что побуждало многие поколения собирать, оберегать и передавать их? Если в них заключена народная мудрость, душа народа - чем мы рискуем, заменяя их сегодняшними однодневками - развлекательными шоу, популярными мелодиями "из телевизора"?

Нужен ли нам вековой опыт наших предков - сегодня?

Выдающийся русский мыслитель Н.Н.Страхов, в книге "Мир как целое" отмечает, что ученые часто противопоставляют научному знанию - народные мифы и сказания. В частности - как образец невежественности и наивности - предрассудок, что "земля стоит на трех китах".

Но, замечает Н.Страхов, научные истины в обыденной жизни мало пригодны. "Наш ученый сильно затруднился бы, если бы его допросили, - почему он так дорожит истиной, что Земля есть шар и обращается вокруг Солнца? На что ему эта истина? В практическом отношении для него, конечно, все равно, как если бы мир стоял на трех китах.."

И главное - системы трех китов не существует, и никто не выдает этих китов за научный результат, за открытие, за научное знание. Свет, который признает в себе народ, есть свет чисто нравственный. Убеждения, питаемые народом и имеющие нередко безмерную силу, относятся только к тому, как следует жить и что следует делать.

Почему сказку слушают с таким интересом? Главная задача сказки – напугать, ошеломить или научить чему-то? (научить!) Чему же учит нас сказка?

Если главная задача сказки - научить - почему цель этого урока так запрятана? Даже в баснях, где мораль выделена и ясно сформулирована, большая часть отведена описанию какого-либо происшествия... А сам итог басни тоже приходится объяснять.

Видимо, поиск решения - это важная часть понимания.

Попробуем найти свое решение ГЛАВНОЙ ИДЕИ СКАЗКИ. Возможно, что оно будет неполным или не общепризнанным - т.к. наш вывод будет опираться на наш опыт и наше понимание ситуации, но наши поиски - уже шаг к более ясному пониманию нашего взгляда на мир.

Что привлекает в образе персонажа сказки о Колобке? Что делает героем самого Колобка? Качества характера, сюжет рассказа или возраст слушателей?

Охарактеризуйте колобка: - любознательный, подвижный, веселый, добрый, находчивый...

Это - характеристика любого ребенка - плюс настойчивость, упрямство, желание двигаться и узнавать что-то новое...

Можно сказать и хитрый, нахальный, неблагодарный (убежал от бабушки и дедушки)... Но это спорные характеристики...

Печальный финал для детей "проходит мимо" - никто не плачет, когда сказка заканчивается... Основная идея произведения - жажда движения и желание увидеть мир...

Взрослый в Колобке услышит другое - неумение остановиться, движение в сторону наименьшего сопротивления, и, взрослые обязательно подчеркнут печальный финал - как итог безрассудства и глупой отваги...

С.С.ПРОКОФЬЕВ «Сказочка»

Мир незамысловатой детской фантастики. Здесь нет ничего поражающего воображение, страшного, чудовищного. Это мягкая, добрая сказочка-повествование, в которой быль и фантастика тесно переплетены. Можно полагать, что тут воплощаются образы не сказки, рассказываемой детям, а собственные их представления о фантастическом, всегда живущие в сознании детворы, рядом с виденным и пережитым.

В первом проведении - на бесстрастное и ровное движение басовых голосов "накладывается" легкая и нежная мелодия - это детский голос... Дважды повторяется рассказ - в конце второго проведения возникает тема часов - тема Времени...

В третий раз, мелодия опускается на октаву ниже - и это уже голос взрослого человека. Возможно, свою любимую сказку, теперь он пересказывает своим детям... Мы следим за жизнью одного ребенка... сначала слушателя, а потом - уже рассказчика...

О чем эта сказка? О том, что остается с человеком на всю жизнь - о том, над чем время не властно: о воспоминаниях счастливого детства и связующих семейных узах.

ЧАЙКОВСКИЙ П.И. - Нянина сказка

В младших классах мы легко определяли сказку, которую рассказывает няня - средняя часть - "тиканье часов" - подсказка - "Золушка!" Но чему учит эта сказка? Почему волновалась Золушка? Ровно в полночь ее роскошное платье превратится снова в обычное, ее карета в тыкву... Все ее волнение понятно...

Но в конце сказки, когда принц находит ее - и хрустальная туфелька оказывается впору, почему сказка заканчивается "хорошо" - ведь Золушка выходит к принцу в обычном платье! - Ее доброта, ум, красота - остались при ней - платье только помогло ей показать их...

И если первый урок сказки - ценить время - сформулировать легко, другие уроки - требуют более глубоких знаний и серьезного анализа..

КОСЕНКО - Сказка

Спокойное и плавное развитие, перемежающееся волнением и колокольным перезвоном - но заканчивается сказка - снова спокойным и печальным описанием неподвижности сонного царства... Почему? Урок сказки - это не приказ, а призыв к размышлению...

Два персонажа А и В. (как вариант - А - спокойное и недвижимое и В - беспокойное и напряженное). Строение произведения А-В-А-В1-А.

Охарактеризуйте каждого героя: пять слов и, обязательно, отметьте, какой элемент мелодии - главный в создании образа?

  • А - медленное движение, тихая динамика, низкие звуки - образ таинственный, спокойный, загадочный, тревожный и сумрачный.
  • В - движение оживляется, динамика контрастная, звуки устремляются вверх - образ мятущийся, тревожный, взволнованный, беспокойный, драматичный.

Обратить внимание на заключительные такты сказки - появляется образ "времени" - "но проходят дни за днями" - и ничего не меняется...

Какую из частей можно определить как: ЭПИЧЕСКАЯ, а какая - ЛИРИЧЕСКАЯ?

  • А = эпическая, спокойная, бесстрастная, низкие звуки, движение никуда не направлено "в некотором царстве, в некотором государстве..."
  • В = лирическая - мелодия устремляется вверх, появляется имитация колокольного звона...

Легко укладывается в сюжет известной сказки: фея предсказала принцессе, что придет время и у ее замка появится прекрасный принц. В средней части - принцесса выходит на балкон, вглядывается вдаль - как будто на горизонте видно какое-то движение... Колокола начинают радостно звонить - но ничего не происходит.. И снова "... но проходят дни за днями, годы идут за годами..."

Каждая сказка чему-то учит. Чему учит эта сказка, которая заканчивается тем же спокойным и отрешенным напевом? Не появился принц, не побежден злой колдун и не появилась главная присказка "стали жить поживать да добра наживать". Та же неопределенность и настороженность в конце... О чем же эта сказка? Почему начало сказки и конец - одинаковый? Усилия героя В ничего не изменили...

Как написали учащиеся 5-го класса - это сказка о надежде и разочаровании... Можно сказать, что есть сказки со счастливым концом, эта сказка - о времени...

О важности терпеливого ожидания. Многое в жизни нельзя получить "сразу". Нельзя сразу стать взрослым, в сентябре уже закончить учебный год и лето наступит только тогда, когда пройдет осень, зима и весна...

Персонаж Баба-Яга

Все русские композиторы отдали дань этому образу. Чайковский – внешние признаки (полет, скользящее движение), скорее реакция ребенка на рассказ няни. Мусоргский помещает «Избушку на курьих ножках» рядом с «Богатырскими воротами» - подчеркивая близость и единство этих составных русского характера: стихийная сила, широта, загадочность, тайна.

А.К.ЛЯДОВ «Баба Яга»

Как изобразить сказочный образ? То, чего нет? Мелодия – неопределенная, ритм – изменчивый, нестабильный, контрасты – резкие и непредсказуемые. Баба Яга – это наши страхи, комплексы и опасения. Человек пугается сразу, поэтому начало пьесы такое резкое и сразу пугающе таинственное. Больше всего передают атмосферу ночного леса – низкие звуки (фагот, контрабас, ударные). Резкие переходы – треск ветки, вспышка ночного огонька, шорох листвы.

Интересно появление трубного сигнала. Труба – характерный сигнал – ясное обращение к персонажу сказок – Ивану-царевичу (в сказке он мчится на сером волке за Марьей царевной), солдату (идущему через ночной лес домой). Трудно отнести этот сигнал к Бабе Яге (хотя она и дает меч-кладенец и указывает дорогу). Это как обращение героя к самому себе с ободряющими словами: не раскисай, не бойся! Таинственные образы то сгущаются и ясно проступают маршевые интонации, то рассеиваются – и ритмы смягчаются.

Но ночные кошмары – рассеиваются при утреннем свете. Окончание пьесы – легкий пассаж флейты – ночные страхи исчезают...

Рассказ Эдгара По о страшном кошмаре – огромный паук внезапно преградил лесную тропинку – при ближайшем рассмотрении оказалось, что это паутинка, прилипшая к стеклу очков.

Нужны ли нам ужасы? Почему их слушают с таким интересом? Как котенок, играя с фантиком, изображает испуг и вздыбливает шерсть на загривке, так и мы, слушая страшные истории – готовимся и в жизни – к неожиданному и неприятному – готовимся встретить, и достойно пережить.

"Соловей" А.Алябьева

Слова Дельвига - о несчастной судьбе брошенной девушки: "Не найти тебе нигде Горемычнее меня"...

Жемчуга поблекли, колечко распаялась, дружок бросил...

Но музыка - не плач и не причитания... Объясните - почему?

Один из вариантов объяснения - музыка (соловьиная песня относится к ней) - один из видов искусства, которое, по природе своей, должно человека воодушевлять, вдохновлять, утешать и наставлять. Выйдя в ночной сад, услышав соловьиную песню - девушка находит это утешение. Весенняя песня - успокаивает и обещает.

Есть два взгляда на мир. Один - из нашего "Я" - где главное - наши чувства, переживания и наше эгоистичное "мир хорош, пока мне хорошо". И взгляд со стороны, где мы - только часть этого прекрасного и необъятного мира. И надо понять, увидеть и почувствовать его необъятность и свою малость... И искать свое место в этом бесконечном движении...

Те, кто умеет слышать и видеть, понимать язык природы - те легко найдут утешение и надежду в этом мире. Да, беда и грусть девушки понятна, но соловьиная песня говорит ей о красоте и необъятности этого мира, о надеждах и радости будущих дней...

Религия постоянно возвращает человека к реальности, напоминая ему о его слабостях и суетности его будней. Современная реклама "живи сегодня", "будь весел, молод и счастлив" - постепенно внедряясь, при малейшей житейской неудаче, от которых никто не застрахован, выбивает почву из под ног, делая человека беззащитным и потерянным.

А.Алябьев "Соловей". О чем этот романс? О красоте весенней ночи... Но почему свист и щебет соловья мы называем песней? Крик лягушек - кваканием... Скорее потому, что весенняя песня соловья "привязана" к началу нового жизненного цикла природы и олицетворяет начало нового - надежду и воодушевление... Хотя ученые утверждают, что песня соловья имеет чисто практическое значение - обозначить территорию - на расстоянии хорошей слышимости его песни другой соловей не селится - иначе им не хватить пищи для прокорма семьи...

Возможно, идея произведения в том, что только художник, поэт, музыкант (Творец) – может наполнить силой своего таланта, силой чувства – птичий щебет – и придать ему сокровенный смысл, глубину и одухотворенность…

Возможно, поэтому, название романса отсылает нас к сказке Ганса Христиана Андерсена "Соловей". Где главная идея - противопоставление искусства настоящего Творца и его бездушной механической подделке.

** ** ** **

Зачем нам "расшифровывать" послания сказок?

Показателем воспитательных усилий школы является гражданская зрелость выпускника, разносторонность его интересов, умение правильно воспринимать и оценивать жизненные процессы, активно участвовать в них. Необходимо воспитать у школьников твердые убеждения, выработать четкие нравственные критерии, которые нужны им в анализе современной обстановки, преодолении жизненных противоречий.

Некоторая размытость и нечеткость общественных ценностей и идеалов, активная пропаганда «достатка и денег» как главного критерия успеха, досуг, заполняемый не общением и трудом, а «виртуальным общением с электронными игрушками» - это реальности наших дней.

Опасность воздействия на молодежь безыдейных, слабых в художественном отношении произведений в том, что воздействуя на чувственную сферу, подделки легко находят путь во внутренний мир неискушенного слушателя. Как картонные декорации на сцене создают иллюзию домашних стен, согревающих и защищающих нас, но в реальности не способных ни обогреть, ни защитить, как раковые клетки внедряются в живой организм под видом здоровых, так и эрзац-культура заполняет жизненное пространство молодежи, создавая видимость и культуры, и жизни.

Идеи, которые мы получаем, прослушивая сказочные истории - осознаются нами или воспринимаются нами неосознанно, но, так или иначе - они формируют наш характер, нашу личность, наше отношение к миру.

Философы утверждают, что любые понятия этики и морали как: добро, зло, правда, справедливость, честность, предательство, отвага и т.д. - человек может понять и усвоить только тогда, когда они заключены в какую-то историю, затрагивающую не только логику но и чувства.

Поэтому, можно утверждать, что все жанры искусства, по сути, сказочные истории. Литература, музыка, живопись... Их главное назначение - пробудить в человеке разумное, доброе и вечное.

Удивительная сила и волшебство Сказки особенно ярко проявляется в семейных чтениях. Эйнштейн призывал читать как можно больше сказок детям. Часто акцент в этом афоризме ставят на саму сказку, на их количество и на конечный результат этого действия - дети станут умнее... Но главное здесь - сам процесс - общение родителя и ребенка. Когда Сказка оживает в устах рассказчика - ее можно сравнить с горящим очагом камина в зимний вечер - она становится тем, что, обычно, называют "теплом семейного очага" - первое и главное воспоминание детства, которое и делает его таким ярким и незабываемым.

Современные родители (это заметно), часто заменяют общение - подсовывая ребенку телефон с мультиком, объясняя это интересным содержанием теле-сказки. Но эта замена - неравноценная. Ребенок на время "выпадает" из семьи, а с возрастом эти "отлучки" становятся все длиннее..

В сказке Аксакова "Аленький цветочек", купеческая дочь, полюбила страшное чудище, которого сила любви превратила в прекрасного принца. Особенно подчеркнуто в сказке то, что первый взгляд на чудище настолько испугал ее, что она потеряла сознание. Но не все сразу отвечают на вопрос - что же стало причиной такой перемены? Часто называют богатство, услужливость чудища, волшебство... Но подсказка в самой сказке - чудище общается с ней, она привыкает к его голосу и, их беседы становятся важным этапом взаимного узнавания. Не подарки и роскошь дворца, а душевное тепло, сердечность и искренность - причина счастливого финала.

Понятия добра и зла - усваиваются нами сначала в действиях героев сказок - в последствии - проявляются в наших поступка.

Ценности, идеи и мотивы, усвоенные нами неосознанно, бездумно, а порой - просто неправильно интерпретированные - впоследствии могут удивить и неприятно поразить нас - как часто говорят многие "я от себя такого не ожидал"...

Сила подлинного искусства в том, что оно может дать человеку высшие идеалы и принести истинную радость. Развитие личности в большой степени зависит от исходной установки. Если у ученика сложились хотя бы в общем виде представления о гуманизме, добре, красоте, тогда он сможет отделить положительное и отрицательное в области морали, идеологии, эстетики.

Подлинное искусство, его понимание, поднимают не только эстетический уровень личности, но и воспитывают человека разносторонне, раскрывая перед ним разные стороны действительности.