В современном обществе патриотическое воспитание охватывают практически все средства массовой информации и искусства. Среди них можно выделить кинематограф как самое яркое средство благодаря его глубокому психологическому воздействию, наглядности и доступности среди населения. Говоря о кинематографе как об эффективном средстве патриотического воспитания, нельзя обойти стороной его гражданскую функцию. Фильмы не только транслируют истории, но и могут воспитывать чувство ответственности за судьбу своей страны. Кинофильмы способны вызывать у молодых людей ощущение сопричастности героям и подлинности происходящих на экране событий. В результате систематического воздействия на объект через кинематограф происходит переход от ознакомления с историей до переноса показанной модели поведения и образов в реальный мир. Патриотические идеалы, которые отражены в искусстве и усвоены личностью, сохраняются в сознании человека в виде зримых образов и переживаний явлений социальной действительности. [1]
В рамках урока наиболее целесообразно использовать короткометражные фильмы. Их формат позволяет уложиться во временные рамки урока и обсудить просмотренное. Но важно также искать ответственно отнестись к поиску фильмов, пользоваться проверенными источниками.
Один из таких источников – онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс». Он создан для детей и подростков, молодежи, взрослых, педагогов и наставников. Платформа собирает в себе сотни фильмов и сериалов – анимационных, игровых, документальных, научно-популярных. Площадка обладает интерактивным функционалом осмысленного просмотра. Это значит, что родители и педагоги могут создавать киноуроки, используя видеоматериал платформы, задавать вопросы и тесты к фильмам, делать задания на внимание и развитие памяти.
Функционал позволяет сформировать в детях более осмысленный подход к кинопросмотру и навыки вдумчивого взаимодействия с любым аудиовизуальным контентом. В содержание платформы онлайн-кинотеатра входят обучающие материалы по кинопедагогике и медиаобразованию с методиками по применению кино в воспитательном процессе.
На базе онлайн-кинотеатра собраны познавательные анимационные, игровые, документальные, научно-популярные фильмы. Картины разделены на тематические подборки, например, «О чести и достоинстве», «Патриотические фильмы», «Взаимодействие поколений», «О выборе и поступках» и т.д. [2]
«Про людей и про войну» – цикл короткометражных новелл, созданных петербургской киностудией Artel Film Production и основанных на рассказах людей, испытавших на себе тяготы военного времени. Герои всех сюжетов – молодые люди, у которых были мечты, планы, любовь, счастье. Но вмешалась война. Это трагические, героические или даже ироничные случаи, которые произошли с парнями и девушками в годы войны 1941-1945 гг. Проект «Про людей и про войну» был приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он создан при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ») в рамках реализации нацпроекта «Культура». В марте 2020 года проект стал одним из победителей конкурса ИРИ на создание социально значимого интернет-контента для молодежи. [3]
Другой официальный источник фильмов – сайт проекта «Киноуроки в школах России». Проект реализуется с 2014 года. Его целью является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России.
Обучение на основе игровых фильмов и методических разработок к ним способствует формированию моральных принципов у детей и подростков, знакомит их с системой вечных духовных ценностей человечества, решает задачи нравственного воспитания личности. Вокруг каждого фильма ведется активная социально-творческая работа: акции в поддержку создания фильма, совместные просмотры, обсуждения в группе, написание сочинений и т.д. Все это формирует систему, позволяющую ученикам полноценно погрузиться в творческий процесс и приобрести действенную социальную практику.
Системная реализация проекта в масштабе географии всей страны поможет заложить мощный созидательный потенциал в современном поколении детей, способный, как следствие, привести к новому витку культурного и интеллектуального развития государства.
Все материалы Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России» были рассмотрены экспертами ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» и получили положительное заключение. [4]
Таким образом, короткометражные фильмы обладают большим воспитательным потенциалом. Важно уметь построить работу на занятии, грамотно составить вопросы для обсуждения. Использование короткометражных фильмов на уроке требует особой внимательности с целью избежать поверхностности и манипулятивности. Фильмы должны быть не просто эмоционально захватывающими, но и глубокими по своему наполнению, стимулирующими юных зрителей к размышлениям и осознанию своей роли в истории и культуре страны. [1]
Список использованных источников
- Рыбакова Э.В. Кинематограф как средство патриотического воспитания подрастающего поколения // Вестник науки. 2024. №12 (81).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinematograf-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-podrastayuschego-pokoleniya (дата обращения: 20.11.2025). - Некоммерческий образовательный онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс» [электронный ресурс] //
URL: https://minkult.khabkrai.ru/events/Novosti/4330?ysclid=mibzme4pa9404424187 (дата обращения: 20.11.2025). - «Про людей и про войну»: важные факты о проекте [электронный ресурс] //
URL: https://moviestart.ru/2020/12/03/pro-lyudej-i-pro-vojnu-vazhnye-fakty-o-proekte/?ysclid=mibzruwkpk762057854 (дата обращения: 20.11.2025). - Проект «Киноуроки в школах России» [электронный ресурс] //
URL: https://resh.edu.ru/material-kino (дата обращения: 20.11.2025).