Курс «Этноурок. Приморье – дружная семья»
Цель: познакомить с понятием «коренные малочисленные народы», «этнография», познакомить с культурой коренных народов Приморского края.
Задачи:
- познакомить с местом обитания коренных народов,
- сформировать умение работать с картой Приморского края,
- формировать интерес к изучению родного края,
- воспитывать уважение к народам и любви к малой Родине,
- воспитывать толерантное отношение к представителям других наций.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний
1. Чтение стихотворения Владимира Степанова
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
2. Беседа: О чем это стихотворение?
- Какие народы проживают в Приморском крае?
На прошлом уроке мы выяснили, что практически все ученики нашего класса по национальности русские. Мы говорили, что предки наши были разных национальностей.
3. Проверка домашнего задания
- Расскажите об этнических корнях своей семьи.
III. Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы продолжим знакомиться с народами, которые проживают на территории Приморского края.
Давайте сформулируем тему урока.
Поставьте буквы каждой строчки по порядку. Какое словосочетание получилось?
Е О К Н Н Р Ы Е
8 2 1 5 6 3 7 4
О А Н Д Ы Р
4 2 1 5 6 3
- Как вы думаете, что мы можем узнать на уроке?
- А зачем нам нужно знать коренные народы Приморского края? (понимать людей)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым (слайд)
В.К.Арсеньев - путешественник, учёный, который внес большой вклад в изучении географии, этнографии Дальнего Востока.
Он родился 10 сентября 1872 года в Петербурге в многодетной семье. Вместе с братьями и сестрами зачитывался приключенческими романами, восхищался первооткрывателями Пржевальским, Невельским.
В 1900 году Арсеньев был переведен на службу во Владивостокскую крепость. Командование назначило его быть заведующим охотничьей командой. Отряд Арсеньева обеспечивал связь, проводил разведку и картографирование местности. Арсеньев с охотничьей командой исследовал территорию Приморского края.
За 30 лет экспедиций Арсеньев заполнил белые пятна на карте новых земель нашей страны. Он описал рельеф Приморья, изучил горы Сихотэ-Алинь, исследовал полуостров Камчатка, открыл истоки самых крупных рек региона.
Но одно из важнейших направлений деятельности Арсеньева - изучение коренного населения Приморья.
Имя В.К.Арсеньева носит город в Приморье, крупнейший музей, улица и аэропорт во Владивостоке.
2. Беседа
- Как вы думаете, что это за профессия такая- исследователь? Чем занимаются эти люди? (человек, который занимается исследованием, открывает что-то новое, собирает информацию, описывает свои наблюдения, делает выводы)
- Арсеньев 30 лет своей жизни провел в путешествиях. Какие предметы нужны путешественнику?
3. Работа в тетради с.9 № 1 (рюкзак, запасные вещи, карта, компас, палатка, спички, топор, нож)
4. Знакомство с коренными народами
- Арсеньев исследовал самые отдалённые уголки Приморского края. В походах он пережил нападения тигра и медведя, буран и смерчь, 3 раза тонул, 4 раза чуть не погиб от голода. Но все это он не смог бы сделать в одиночку без проводников, которые были представителями коренного населения.
- Вспомните с прошлого урока названия этих народов.
- Удэгейцы, нанайцы, тазы - коренные малочисленные народы.
- Прочитайте определение на с.9 в тетради.
5. Работа с учебными листами (Приложение см. ниже)
- Прочитайте текст. Подготовьтесь рассказать о коренных народах по плану:
- Основная деятельность.
- Как одевались.
- Чем питались.
6. Физминутка (исполнение танца удэгейцев под звуки кункая)
Коренные народы, когда отдыхали любили петь и танцевать.
7. Работа в тетради с 10 №3, работа с картой Приморского края
Где в нашем крае проживают удэгейцы, нанайцы, тазы?
8. Продолжение работы
- Как вы думаете, а легко ли Арсеньеву было подружиться с представителями других народов? Почему?
- Какие знания и умения нужны были Арсеньеву? (знание языка, обычаев)
Знакомство со словами коренного населения (слайд)
(Богдо - шапка, Амба - тигр, Сэвен - фигурки духов, Тэге - халат)
9. Работа в тетради, c. 11 № 3
- Какие качества нужны нам, чтобы подружиться с ребятами других национальностей? (понимание, честность доброта, отзывчивость, уважение, доверие)
- Ребята, как вы думаете у коренных народов есть будущее?
V. Подведение итогов. Рефлексия
- С какими коренными малочисленными народами познакомились?
Закончите предложения:
- Я узнал…
- Было интересно…
- Мне было трудно…
- У меня получилось…
- Мне захотелось…
Приложение
УДЭГЕЙЦЫ
Удэгейцы - в прошлом назывались «лесные люди», т.к. предпочитали селиться в лесу.
Традиционное занятие удэгейцев - мясная и пушная охота, промысел женьшеня. Обрабатывали бересту, шкуры зверей, рыбью кожу. Занимались вышивкой, было развито кузнечество. Удэгейцы - непревзойдённые охотники. Охотой занимались с 12 лет и до глубокой старости. Охотились круглый год, но запрещалось убивать зверя больше, чем это нужно для семьи. Сельское хозяйство для удэгейцев было новым видом деятельности. Приобщение к земледелию удавалось с большим трудом. Традиционная одежда делилась на мужскую, женскую, детскую. Вся одежда по крою была почти одинаковая. Одежда состояла из верхнего халата, который запахивался на правую сторону, коротких штанов, длинных штанов, ноговиц, нарукавников, шапки, обуви, меховых чулок. Для пошива одежды использовали рыбью кожу, шкуры животных, сукно. Питание удэгейцев определялось сезоном: с конца весны до осени преобладала рыбная и растительная пища, с начала сентября мясо диких зверей, птиц, рыба.
НАНАЙЦЫ
Нанайцы - это слово означает «человек земли».
Нанайцы занимались охотой, рыболовством, собирательством (собирали растения, ягоды, грибы). Но ведущую роль в хозяйстве занимала охота на зверя. Нанайцы занимались обработкой дерева, бересты, кости, особенно у них было развито кузнечное дело. Они делали из железа орудия для охоты и рыбалки. Женщины выделывали звериную и рыбью кожу, изготавливали нитки, шли одежду, обувь. Одежда делилась на повседневную, промысловую, свадебную, погребальную. Одежда различалась по сезонам года и состояла из верхних и нижних халатов на запах. В повседневную одежду входили ещё штаны, ноговицы, нарукавники, наушники, рукавицы. Женскую одежду делали длиннее и украшали орнаментом. Традиционные блюда нанайцев – сырая или мороженная рыба с солью, перцем, рыбный суп, рыбный паштет, сушёная икра.
ТАЗЫ
Основу хозяйственной деятельности составляют земледелие и домашнее животноводство. Занимались тазы рыболовством, охотой, собирательством женьшеня, древесных грибов, заготовкой морской капусты, трепангов. Основными животными в хозяйстве тазов были свиньи. Традиционная одежда была распашного кроя на застёжках. У мужчин куртки нательная и верхняя, у женщин - халат или куртка. Зимой носили длинных халат на вате. Женщины до родов носили светлую одежду после рождения ребёнка - тёмную. Тазы ели свежее сырое мясо, сочетали солёное и сладкое, готовили уху, ели свежезамороженную рыбу, ели морскую капусту, которую сушили, солили, квасили. Хлеб до недавнего времени не употребляли, заменяли его лепешками. Любимым блюдом остаются пельмени с различной начинкой, каши.