Программно-методическое сопровождение современного немецкого языка. Использование современных образовательных технологий на уроках немецкого языка

Разделы: Как это делаю я: приёмы преподавания сложных тем учебной программы

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: немецкий язык


В процессе преподавания немецкого языка требуется от учителя не только глубокие знания самого языка, но понимание того, что без эффективных методик обучения, которые учитывают индивидуальные особенности учащихся и современные технологии, не будет стабильных знаний и результатов.

Учитель – это в какой-то мере новатор, на протяжении своей деятельности каждый учитель сталкивается с тем, что не так много времени для адаптации учеников к новому предмету как второму иностранному языку, в данном случае, к немецкому языку, и в соответствии с этим учителю необходимо использовать творческий подход, который помогает преодолевать трудности.

Коммуникативный подход

Главный цель изучения иностранного языка – это коммуникация. Следовательно, в преподавании немецкого языка сегодня делается главным упор на коммуникативные навыки. Это значит, что больше внимания уделяется развитию способности говорить, слушать и понимать немецкую речь в реальных ситуациях, а не просто запоминанию грамматических правил и лексики. Учитель организует для этого современный подход - интерактивные занятия, ролевые игры, диалоги, обсуждения и проекты.

Интеграция технологий образования требует от педагога постоянного развития компетенций в области современных технологий.

Рассмотрим некоторые из них.

  • Мультимедийные средства помогают сделать учебный процесс более наглядным и увлекательным для учащихся.
  • Интерактивные платформы позволяют индивидуализировать обучение и отслеживать прогресс каждого ученика.
  • Гибридный формат занятий сочетает преимущества традиционного и дистанционного обучения.
  • Искусственный интеллект может помочь в автоматизации рутинных задач и создании персонализированных учебных планов.
  • Важно находить баланс между технологиями и традиционными методами обучения, не забывая о важности живого общения.
  • Онлайн-ресурсы открывают доступ к огромному количеству образовательных материалов и возможностей для самообразования.
  • Геймификация учебного процесса повышает мотивацию учащихся и делает обучение более эффективным.
  • Облачные технологии упрощают совместную работу и обмен материалами между участниками образовательного процесса.
  • Успешная интеграция технологий требует от учителя не только технических навыков, но и педагогического мастерства.

Технология развития критического мышления это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

Проектная технология (метод проектов) даёт возможность учащимся применять речевые навыки и умения на практике. Ученики самостоятельно или в группе решают проблему, которая требует интегрированных знаний и путей решения, и создают реальный практический результат.

Технология развивающего обучения - это подход к организации учебного процесса, направленный на развитие у учащихся не только знаний, но и навыков, способностей и компетенций. В отличие от традиционных методов, которые часто фокусируются на запоминании информации, развивающее обучение стремится к формированию умений, необходимых для самостоятельного мышления и решения проблем.

Информационно-коммуникационная технология. Интеграция ИКТ в практику преподавания языков имеет и свои ограничения. ИКТ должны быть интегрированы в обучение иностранному языку как эффективное дополнение к традиционной форме обучения.

Театральная технология. Сильным мотивомк изучению немецкого языка является театральная постановка на уроке. Проводится подготовка к проведению такого урока: Чтение текста сказки, перевод, распределение по ролям, заучивание реплик.

Игровые технологии при изучении немецкого языка помогают повысить мотивацию учащихся, создать доброжелательную атмосферу на уроке, раскрыть способности детей и их индивидуальность.

Здоровьесберегающие технологии - это методы обучения, направленные на сохранение здоровья учащихся, профилактику утомления и повышение мотивации к обучению. Они важны на уроках немецкого языка, так как интенсивные занятия требуют от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока.

Технология развития критического мышления при изучении немецкого языка позволяет формировать умения мыслить логично, выражать своё мнение связно и чётко, запоминать и оценивать факты, формировать свою точку зрения, самостоятельно работая над новым материалом, уметь отстаивать свою позицию.

В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Фаза вызова ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Например, можно использовать кластеры или «идейные сетки».

Фаза осмысления предполагает непосредственное восприятие новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизацию, отслеживание собственного понимания. Например, можно применять маркировку текста по мере его чтения: «V» — уже знал, «+» — новое, «-» — думал иначе, «?» — не понял, есть вопросы.

Фаза рефлексии включает анализ собственных мыслительных операций. Например, можно использовать приём рефлексии в форме синквейна — пятистишие, которое является моментом соединения старого знания с новым.

Использование технологии развития критического мышления на уроках немецкого языка позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.

Технология проблемного обучения используется на уроках немецкого языка для организации учебной деятельности, при которой знания передаются учащимися не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации.

Проблемная ситуация — это познавательная задача, в основе которой лежат противоречия между знаниями и умениями, которые уже есть у учащегося, и вызовом, который он принимает в процессе обучения.

Цели:

  • Активизация мыслительной деятельности — создание проблемных ситуаций помогает учащимся осознать противоречие и пробуждает потребность в открытии новых знаний.
  • Формирование познавательной самостоятельности — учащиеся учатся определять проблему и наметить план поиска путей выхода из затруднения.
  • Развитие творческой активности — проблемное обучение развивает умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами.

Методы: Некоторые методы реализации технологии проблемного обучения на уроках немецкого языка:

  • Эвристический метод — учащиеся самостоятельно ищут ответы на поставленные преподавателем задачи. Например, «мозговой штурм», когда учащиеся называют всё, что знают и думают по озвученной теме, проблеме.
  • Метод проблемного изложения — учитель сам ставит проблему, указывает на противоречие, организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения.
  • Метод проектов — проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в продуктивной творческой деятельности.

Примеры: Некоторые примеры заданий и упражнений для уроков немецкого языка с использованием технологии проблемного обучения:

  • Изучение темы «Прошедшее время» — в начале урока создаётся проблемная ситуация посредством практического задания, не сходного с предыдущим. Например, ученики испытывают затруднение, не могут выполнить задание, и учитель побуждает к проблеме — «Чему же мы научимся на сегодняшнем уроке?».
  • Изучение темы «Отрицания kein и nicht» — проблемным является выяснить, когда употребляются эти отрицания. Анализируя предложенный текст, учащиеся делают предположения о том, в каких случаях употребляются разные отрицания, и проверяют их ещё раз на другом материале.

Оценка: При использовании технологии проблемного обучения на уроках немецкого языка критерии оценки знаний учащихся могут включать:

  • Самостоятельное решение проблемы — учащиеся учатся находить новый способ решения.
  • Использование алгоритма решения — например, правила образования той или иной грамматической структуры, которое преподаватель демонстрирует, задавая наводящие вопросы. После этого учащиеся используют этот алгоритм в закрепляющих.

Использование мультимедийных средств, онлайн-ресурсов, мобильных приложений и интерактивных платформ значительно повышает мотивацию учеников и разнообразит уроки. Технологии помогают создавать мультимодальные среды для обучения — аудио, видео, текст и визуальные материалы, что усиливает восприятие информации.

Индивидуализация обучения

Важно учитывать уровень подготовки, интересы и стиль обучения каждого ученика. Дифференцированные задания, работа в парах или группах помогают адаптировать учебный процесс к потребностям каждого учащегося и повысить эффективность обучения.

Культурный компонент

Знание языка тесно связано с пониманием культуры страны. Учителя должны знакомить учащихся с традициями, историей, литературой и современными аспектами жизни Германии и других немецкоговорящих стран. Это расширяет кругозор и формирует мотивацию к изучению.

Оценка и обратная связь

Современная система оценки ориентируется не только на знание теории, но и на практические навыки. Регулярная обратная связь помогает выявлять проблемы на ранних этапах и корректировать учебный процесс.

Заключение

Успешное преподавание немецкого языка сегодня – это сочетание коммуникативных методов, использования технологий, индивидуального подхода и культурного воспитания. Учитель играет ключевую роль в создании мотивации к изучению иностранного языка.