Комплекс нейродинамических упражнений для домашних занятий

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: нейродинамические показатели


Цель комплекса: нормализовать мышечный тонус, улучшить подвижность и координацию артикуляционных органов, создать нейродинамическую основу для четкого звукопроизношения.

Часть 1. Подготовительная («Будим мышцы»)

Задача: активировать сенсорное восприятие, подготовить нервную систему и мышцы к работе.

1. «Волшебные пальчики» (Сенсорный массаж лица)

Легкими поглаживающими движениями кончиков пальцев проведите:

  • ото лба к вискам;
  • от носа к ушам;
  • от губ к мочкам ушей;
  • погладьте щеки круговыми движениями.

Можно использовать перышко, мягкую кисточку или кусочек меха.

Про что говорим: "Где же наши щечки? А вот они! Разбудим их!"

2. «Силач-неваляшка» (Активация мышц шеи и плечевого пояса)

  • Наклоны головы: Медленно и плавно наклоните голову ребенка вперед, назад, к правому и левому плечу. Можно слегка оказать сопротивление лбом о вашу ладонь.
  • «Пожарим плечики»: Поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз ("удивление"-"расстройство").
  • Про что говорим: "Покачаем головой, как мишка. Пожмем плечиками, как будто холодно!"

Часть 2. Основная (Тренируем артикуляцию)

Задача: нормализовать тонус и увеличить амплитуду движений губ, языка, щек.

1. «Упрямые губки» (Нормализация тонуса губ)

  • «Хоботок-Улыбка»: Вытягиваем губы вперед трубочкой ("хоботок слона"), затем растягиваем в улыбке ("лягушка"). Чередуем медленно и плавно.
  • «Заборчик»: Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке, чтобы были видны все зубки. Держим позицию 3-5 секунд.
  • «Бубенчик»: Губы вытянуты трубочкой. Совершаем ими круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

2. «Ловкий язычок» (Стабилизация и активизация языка)

  • «Блинчик»: Расслабленный широкий язык положить на нижнюю губу. Удерживать 5-7 секунд. Можно слегка похлопать по нему верхней губой, говоря "пя-пя-пя".
  • «Качели»: Рот открыт. Поднимаем кончик языка за верхние зубы, затем опускаем за нижние. Челюсть неподвижна!
  • «Часики»: Рот приоткрыт, губы в улыбке. Совершаем движения узким языком от правого к левому уголку губ.

3. «Сила щечек» (Упражнения для мышц щек)

  • «Шарики»: Надуть обе щеки, затем надувать поочередно правую и левую.
  • «Хомяк»: Набрать в рот воздух и "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Часть 3. Завершающая (Стабилизация и расслабление)

Задача: снять возможное перенапряжение, закрепить состояние нормотонуса.

1. «Усталый язычок» (Расслабляющий массаж)

  • Попросите ребенка высунуть расслабленный язык.
  • Легкими похлопывающими движениями от кончика к корню пройдитесь по языку чистой марлевой салфеткой.
  • Про что говорим: "Отдохни, наш трудяга-язычок, ты сегодня так хорошо поработал!"

2. «Тихое дыхание»

  • Попросите ребенка положить руку на живот и почувствовать, как рука поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Сделайте 3-4 спокойных, глубоких вдоха и выдоха.
  • Про что говорим: "Послушаем, как дышит наш животик. Вдох... выдох..."

Рекомендации по использованию комплекса:

  • Для кого: Комплекс подходит для детей с 3,5-4 лет.
  • Дозировка: Каждое упражнение повторяйте 5-7 раз.
  • Визуализация: Используйте зеркало, чтобы ребенок видел себя и вас.
  • Игровой формат: Превратите все в игру! Язычок — это "киска", которая умывается, губы — "двери в домик", которые то открываются, то закрываются.

Опубликуйте этот комплекс в виде красивой графической карточки в соцсетях, как статью в блоге или как раздаточный материал на консультации. Это наглядно и очень полезно для вашей аудитории.