Цель комплекса: нормализовать мышечный тонус, улучшить подвижность и координацию артикуляционных органов, создать нейродинамическую основу для четкого звукопроизношения.
Часть 1. Подготовительная («Будим мышцы»)
Задача: активировать сенсорное восприятие, подготовить нервную систему и мышцы к работе.
1. «Волшебные пальчики» (Сенсорный массаж лица)
Легкими поглаживающими движениями кончиков пальцев проведите:
- ото лба к вискам;
- от носа к ушам;
- от губ к мочкам ушей;
- погладьте щеки круговыми движениями.
Можно использовать перышко, мягкую кисточку или кусочек меха.
Про что говорим: "Где же наши щечки? А вот они! Разбудим их!"
2. «Силач-неваляшка» (Активация мышц шеи и плечевого пояса)
- Наклоны головы: Медленно и плавно наклоните голову ребенка вперед, назад, к правому и левому плечу. Можно слегка оказать сопротивление лбом о вашу ладонь.
- «Пожарим плечики»: Поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз ("удивление"-"расстройство").
- Про что говорим: "Покачаем головой, как мишка. Пожмем плечиками, как будто холодно!"
Часть 2. Основная (Тренируем артикуляцию)
Задача: нормализовать тонус и увеличить амплитуду движений губ, языка, щек.
1. «Упрямые губки» (Нормализация тонуса губ)
- «Хоботок-Улыбка»: Вытягиваем губы вперед трубочкой ("хоботок слона"), затем растягиваем в улыбке ("лягушка"). Чередуем медленно и плавно.
- «Заборчик»: Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке, чтобы были видны все зубки. Держим позицию 3-5 секунд.
- «Бубенчик»: Губы вытянуты трубочкой. Совершаем ими круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
2. «Ловкий язычок» (Стабилизация и активизация языка)
- «Блинчик»: Расслабленный широкий язык положить на нижнюю губу. Удерживать 5-7 секунд. Можно слегка похлопать по нему верхней губой, говоря "пя-пя-пя".
- «Качели»: Рот открыт. Поднимаем кончик языка за верхние зубы, затем опускаем за нижние. Челюсть неподвижна!
- «Часики»: Рот приоткрыт, губы в улыбке. Совершаем движения узким языком от правого к левому уголку губ.
3. «Сила щечек» (Упражнения для мышц щек)
- «Шарики»: Надуть обе щеки, затем надувать поочередно правую и левую.
- «Хомяк»: Набрать в рот воздух и "перекатывать" его из одной щеки в другую.
Часть 3. Завершающая (Стабилизация и расслабление)
Задача: снять возможное перенапряжение, закрепить состояние нормотонуса.
1. «Усталый язычок» (Расслабляющий массаж)
- Попросите ребенка высунуть расслабленный язык.
- Легкими похлопывающими движениями от кончика к корню пройдитесь по языку чистой марлевой салфеткой.
- Про что говорим: "Отдохни, наш трудяга-язычок, ты сегодня так хорошо поработал!"
2. «Тихое дыхание»
- Попросите ребенка положить руку на живот и почувствовать, как рука поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Сделайте 3-4 спокойных, глубоких вдоха и выдоха.
- Про что говорим: "Послушаем, как дышит наш животик. Вдох... выдох..."
Рекомендации по использованию комплекса:
- Для кого: Комплекс подходит для детей с 3,5-4 лет.
- Дозировка: Каждое упражнение повторяйте 5-7 раз.
- Визуализация: Используйте зеркало, чтобы ребенок видел себя и вас.
- Игровой формат: Превратите все в игру! Язычок — это "киска", которая умывается, губы — "двери в домик", которые то открываются, то закрываются.
Опубликуйте этот комплекс в виде красивой графической карточки в соцсетях, как статью в блоге или как раздаточный материал на консультации. Это наглядно и очень полезно для вашей аудитории.