Музыка как средство духовно-нравственного воспитания личности. Религиозные идеи в произведениях классической музыки

Разделы: Музыка, Социальная педагогика, Мастер-класс, Классный час «Поговорим о главном»


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Современный мир меняется стремительно и радикально. Порой ценности классической культуры подвергаются сомнению как "устаревшие". Важно найти новые убедительные доводы ее ценности и важности.

В нашей работе мы обратились к древнейшим практикам постижения мира в его цельности и единстве - религии, и постарались показать ее актуальность и ценность в настоящее время.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • показать, что жизненная правда неотделима от правды искусства.
  • убедиться в важности и актуальности тем исследуемых произведений.
  • показать тесную связь теории и жизненной практики: "твои дела таковы, каков ты есть" Экхарт

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • продолжить изучение методики анализа музыкального произведения, закрепить навыки самостоятельной работы над произведением;

ГИПОТЕЗА

  • Обращение к произведениям религиозной тематики на уроках музыки, в которых отражены попытки понимания мира как ЦЕЛЬНОЙ КАРТИНЫ - активизирует духовный мир учащихся, способствуют развитию у учащихся толерантности, сдержанности, рассудительности, терпеливости, нравственности и уважения к окружающим, что особенно важно в период подросткового кризиса.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Формулировка темы, цели и задач исследования.
  2. Сбор и изучение информации по исследуемой теме
  3. Выделение вариантов музыкального «прочтения». Акцент на характерной особенности каждого варианта..
  4. Обсуждение перспектив дальнейшей самостоятельной работы по вновь открывшимся проблемам.

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Познание - не результат, а процесс. Главный результат - пробуждение интереса к самостоятельной работе, исследовательской деятельности.
  • Важно обратить внимание учащихся на серьезный элемент образовательного процесса, который прямо не отражается в табеле -- формирование характера и духовное развитие. Наставления предков, заключенные в фольклоре, трудах философов, религиозном опыте, освоенные в процессе взросления - основа успешной не только профессиональной карьеры, но и, что гораздо важнее - личной жизни,.
  • В конечном счете, слушая произведение, мы не разгадываем загадку, которую задал нам композитор, а задаем себе вопросы и ищем на них ответы. Этот диалог - главное в процессе самопознания и развития личности.

Хощу пять словес умом глаголати, нежели тьмы словес языком.
(Держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца,
нежели тьмы слов языком)

"Мысли христианина" Иоанн Кронштадский

ЧАЙКОВСКИЙ П.И. «Благословляю вас, леса» стихи А.К.Толстого.
Русская Народная ПЕСНЯ "12 разбойников".
ЧАЙКОВСКИЙ П.И. «Подвиг» стихи А.С.Хомяко́ва.
ЧАЙКОВСКИЙ П.И. "Зимний вечер" из «16 Детских песен», соч. 54.

Позаботимся о себе: кто нам даст время сие, если мы понапрасну потеряем его? Поистине, будет время, когда взыщем дней сих и не обрящем.
Авва Дорофей

Современный мир меняется стремительно и радикально. Культура подвержена действию тех же глобальных сил и они неизбежно ведут ее к изменению. В такой ситуации нельзя решать возникающие проблемы, реагируя на них привычным, традиционным способом. Новые вызовы требуют пересмотреть цели, задачи, понятия и процедуры. Порой, самым простым решением кажется кардинальная замена старого - новым. Но все ли так однозначно?

В сказке Андерсена "Снежная королева" есть такой эпизод: Кай прицепился к карете Снежной Королевы... но когда заметил, что карета уже выезжает за город и хотел отцепиться - у него ничего не получалось... Он испугался и "хотел прочитать молитву "Отче наш", но в голове у него вертелась только таблица умножения..."

О чем хотел предупредить нас писатель? - Скорее всего о том, что в трудные минуты нам нужны знания, которые помогут - какие-то "настоящие" слова и мысли...

Мы предполагаем, что такие настоящие слова и мысли можно найти в выработанной веками практике человеческого поиска - философской мысли, художественном творчестве, трудах религиозных деятелей...

"Я целыми днями не ел и ночи вовсе не спал- все думал,
только все напрасно, полезнее учиться". Конфуций

Задача — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать.

Решение задачи обычно требует определённых знаний и размышления. Отсюда — понятие «озадачить»: это значит либо «заставить задуматься», либо «поручить выполнение задачи» (впрочем, последнее значение упоминается в словарях как шутливое, разговорное).

Задача в системе школьного образования предполагает решение и нахождение ответа. Как правило, школа учит находить ПРАВИЛЬНОЕ решение. И ответ жизни - "правильный ответ один, но решений может быть множество" - озадачивает. Как два школьника на перемене: Уж и не знаю, как верить нашей математичке, вчера говорила, что 4+6=10, а сейчас говорит, что 3+7=10 Или врёт, или сама не знает.

Что мы ждем от урока музыки? Что хотим узнать? Чему хотим научиться? Что нам может дать классическая музыка? Как объяснить такой явный перевес классической музыки в программе обучения?

Главная задача уроков музыки - научиться слушать и слышать, размышлять и понимать музыку. Однако понимание не должно ограничиваться знанием музыкальных терминов и набором имен композиторов и списком выученных произведений.

Часто определяют любимую музыку как "расслабляющую, воодушевляющую, развлекающую..." Здесь - снова несовпадение - нам бы хотелось, чтобы музыку воспринимали как мудрый и рассудительный взгляд на мир и общество. И наша задача - научится слушать и слышать, анализировать -- и развиваться. Развивать и воспитывать способность понимать. Понимание - это то, что изменяет тебя...

Говоря об основных принципах и методах программы по музыке для общеобразовательных школ, Д.Б.Кабалевский писал о своем стремлении определить место уроков музыки в формировании духовного мира учащихся, связать школьные занятия музыкой с реальной жизнью. Он отмечал, что воспитание интереса к музыке, любви к ней и музыкального вкуса важнее, чем формирование умения читать и записывать музыку:

"Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли1"

Ален де Боттон2, один из основателей международного социального проекта «Школа жизни» (The School of Life), в своем интервью говорит:

Идея современной Школы в том, чтобы бросить вызов традиционным университетам и переосмыслить знания, приблизив их к реальной жизни, уйдя от «знаний ради знаний». Проще говоря, дать людям то, что, на мой взгляд, должны давать им университеты: чувство направления и житейскую мудрость с помощью культуры.

_____________

1 Д.Б.Кабалевский "Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы". Программы образовательных учреждений. Музыка 1-8 классы, М., "Просвещение, 2006.
2 Ален де Боттон (англ. Alain de Botton, родился 20 декабря 1969) — британский писатель швейцарского происхождения, член Королевского литературного общества, философ, телевизионный ведущий и предприниматель В своих книгах, телевизионных программах и выступлениях Ален де Боттон высказывается на различные темы и аспекты современной жизни, делая акцент на приложении философии к повседневности.

Жизнь, утверждают философы - это своего рода искусство, и в нем, как величайшем из искусств, есть свои приемы, своя образная система. Как художники своей жизни, мы руководствуемся определенной интуицией, которая подсказывает нам пути усиления жизненности самой жизни. Призвание художника - сделать свое произведение как можно более художественным; ученого сделать свои доказательства как можно более научными; врача - сделать свои методы лечения наиболее целебными. Критерий осмысленности и успешности каждого вида деятельности заложен в ней самой. Так и жизнь, как совокупность всех действий, находит свой смысл в том, чтобы стать наиболее жизненной. В чем же состоит эта жизненность и как достичь ее наибольшего усиления?

Если вдуматься, то «смерть» это не антоним к «жизни», они противоположны лишь на поверхностный взгляд. Антоним «смерти» - «рождение». Но и рождение, и смерть это части жизни, ее начало и ее конец, причем именно на этих порогах жизнь течет особенно бурно, загадочно, непредсказуемо, это самые напряженные моменты жизни.

А какой же антоним у слова «жизнь»? Единственный точный нежизнь. У него есть много синонимов: мертвость, мертвенность, косность, инерция.

Как же преодолеть эту «нежизнь» в самой жизни? Прежде всего воспринимать жизнь не как данность, а как дар, по сути ничем не заслуженный, поскольку никто сам себя не может сделать живым. Причем дар непрестанно возобновляемый, а потому вызывающий удивление и благодарность.

Конечно, искусство составляет важный компонент жизни, но далеко не единственный и не самый существенный. Искусство жизни это совокупность всех способов ожизнить жизнь, то есть направить ее не к какой-то частной цели, а к самореализации как таковой: прожить жизнь сполна, «быть живым, живым и только, живым и только - до конца» (Б.Пастернак). Для этого нужно оживлять жизнь не только посредством музеев и стихов, но и внутри ее самой: затруднять себе жизнь, увеличивая ее сопротивление в тех случаях, когда она дается слишком легко, по привычке и уже не оставляет следа ни в ощущениях, ни в памяти. Легкая цель опасна именно тем, что вызывает автоматизацию навыка и «съедает жизнь».

"Спокойный, веселый темперамент, ясный, живой, проницательный и правильно мыслящий ум, сдержанная воля и с тем вместе чистая совесть – вот блага, которых заменить не смогут никакие чины и сокровища. То, что человек значит для самого себя, что сопровождает его даже в одиночестве и что никем не может быть подарено или отнято – очевидно существеннее для него всего, чем он владеет, и чем он представляется другим людям3.

_____________

3 Артур Шопенгауэр "Афоризмы житейской мудрости" Умный человек в одиночестве найдет отличное развлечение в своих мыслях и воображении, тогда как даже беспрерывная смена собеседников, спектаклей, поездок и увеселений не оградит тупицу от терзающей его скуки. Человек с хорошим, ровным, сдержанным характером даже в тяжелых условиях может чувствовать себя удовлетворенным, чего не достигнуть человеку алчному, завистливому и злому, как бы богат он ни был.

Когда мы смотрим на себя изнутри, кажется, что все события происходят вокруг нас, но стоит переменить точку зрения, и все преображается, становится ясно, что мы - одни из многих персонажей, чье появление на сцене зависит от других, и мы не имеем влияния на происходящее.

Взгляд извне кардинальным образом меняет нашу роль в сюжете. Вместо главной роли нам отводится незначительная эпизодическая роль.

Такое столкновение называют философской проблемой - это комбинация того, что должно быть и не может быть... Но разве возможно совместить две противоположные точки зрения? Могут ли обе быть истинными?

И здесь надо понять, что совместить эти две противоположности невозможно. Возникает проблема выбора. Удовлетворение одного желания за счет другого, реализация одного плана взамен остальных, - все это в совокупности и определяет характер нашего существования. Именно выбирая, мы становимся тем, что мы есть.

История как школьный предмет. Его назначение и роль в процессе обучения? - Знания, "чтобы не повторять ошибок прошлого"... Можно все предметы учебного процесса назвать "историческими" - они все изучают опыт и знание прошлого - и литература, и ИЗО, и математика... Что добавляет музыка к этому знанию? Она окрашивает "справочный материал" и "логику" - эмоцией, чувствами - оживляя их..

"Мы существа не только разумные, но и телесные. И искусство необходимо нам, чтобы тормошить наше ленивое воображение и объяснять непонятное более наглядно, чем сухие философские доводы. Большинство из наиболее важных идей сглаживаются и упускаются в нашей повседневной жизни, их истинность затирается от небрежного использования. Умом мы понимаем, что должны быть добрыми, прощающими, отзывчивыми, но все эти прилагательные постепенно теряют смысл, пока мы не сталкиваемся с произведением искусства, которое бьет по нашим органам чувств и не позволяет нам уйти, пока мы не вспоминаем, почему эти качества столь важны и необходимы обществу".

Главная задача любого произведения искусства (живописи, литературы, музыки) заставить нас увидеть по-новому простые, обыденные вещи...

...Стоит отметить, что умение видеть, чувствовать и воспринимать все то, с чем мы сталкиваемся, так или иначе связано с нашей способностью учиться, познавать мир и получать новые знания. Аллен де Боттон "Как Пруст может изменить вашу жизнь".

«Благословляю вас, леса»4
Романс П.И. Чайковского по поэме А.К.Толстого «Иоанн Дамаскин»
Иоанн Дамаскин

_____________

4 Эмануил ЛАСКЕР "Борьба"/ Пер. с нем. И.Н.Гиляровой. - М.: Издательство "Европа", 2007.

Иоанн Дамаскин (Ioánnes Damaskenós) (р. около 675, Дамаск — ум. до 753) византийский богослов, философ и поэт. Родился в христианской арабской семье. Получил энциклопедическое образование в греческом духе. По-видимому, был приближённым халифа; затем стал монахом (до 700). Выступал как ведущий идейный противник иконоборчества.

Вступление напоминает удары церковного колокола, мрачные и спокойные, мерные и затухающие. Эти колокольные перезвоны не повторяются и не имеют «продолжения», символизируя испытания и аскезу монастырской жизни, через которую Дамаскину предстоит пройти.

Дамаскин, раздав свои сокровища уходит в монастырь, чтобы там, в духовных трудах провести свои дни. Испытание, которое накладывает на него его духовный пастырь – молчание – дается ему с трудом. Его дар поэта откликается на просьбу товарища и он сочиняет погребальную песню, нарушая запрет. Ему грозит изгнание, но за него заступается Богородица, являясь старцу.

Мелодия романса широкая, плавная, не контрастная. Она с равной силой и спокойствием обращена к звездам и к былинке, нищета странника не оттеняется ни минором, ни грустью – и прославляемая свобода – так же приветствуется доброжелательно и мягко, без восторгов и изнеможения. Герой слит с природой, он ее часть, и это ощущение передается и нам.

Свобода творчества – вот что важно для Иоанна, но и эта свобода не результат «борьбы и победы». Это то, что человек принимает как дар.

Третий эпизод – страстный, яркий, динамичный. Желание заключить в свои объятья – это то, что присуще только человеку. Природа в своем величии – безразлична и бесстрастна. Человеческая природа на фоне вечной природы – суетна и мимолетна, но она же в своих попытках «понять свое назначение» придает этому мигу драматичность и силу. Перечисление «заключить в объятья врагов, друзей, братьев и природу» - говорит о важности каждого момента в жизни человека. Все в этой жизни важно и все – служит главному – познанию и становлению личности.

Вот почему на вопрос «какой эпизод самый важный»? Можно ответить – они все важны. Испытания, понимание важности каждого мига жизни, ощущение единства себя и всей природы – все это и создает личность, героя поэмы.

Почему романс не заканчивается после третьего, кульминационного раздела? Зачем и почему композитор добавляет к нему такое длинное заключительное послесловие на материале первых вокальных строк? Спокойная и плавная мелодия повторяется еще и еще раз. Но уже все сказано, зачем?

Заключение, возвращающая нас к главной теме романса – широкой, песенной, спокойной и умиротворенной – еще раз подчеркивает важность в жизни приятия и понимания, единства и сопричастности, гармонии и несуетности.

Можно рассматривать вступление - как картину : ночь, колокольный звон, монастырь в горах - спокойствие, отрешенность, далекая цель путешествия... Окончание - тот же монастырь, но путник уже здесь - спокойствие и умиротворенность - все сомнения и волнения позади, вопросы - разрешены...

Р.Н. ПЕСНЯ "12 разбойников". Церковь и рассказ о злодеях, грабителях, убийцах... Это два разных полюса. Почему здесь - они вместе?

Одна из главных притч христианства - раскаявшийся разбойник. Т.е. даже закоренелый злодей имеет шанс вернуться на путь добра...

"Совесть Господь пробудил" - как вы представляете это событие? Что произошло? Обычно, люди что-то кардинально меняют, когда жизнь их меняется - грабитель попадает в тюрьму и понимает, что воровать нехорошо. Любитель приключений идет на войну - там ему отрывает ногу и он понимает, что война - не самый лучший способ решать спорные вопросы... С Кудеяром-атаманом ничего такого не происходит - в тексте песни он жив, здоров и успешен... Но что-то же произошло? Что и где? Есть ли подсказка? - Есть! Это церковное пение - припев "Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестя" - написан в стиле церковной службы. Он прямо указывает на то, что именно в церкви пришло "просветление" и обращение разбойника.

Голос певца - бас - человек сильный, много проживший. Его перерождение - чудо - после слов, о пробуждении у него совести - хор не торжествует и не радуется - наоборот, звучание затихает - все изумлены чудесным изменением. Именно перерождение такого закоренелого преступника и внушает надежду тем, кто хочет измениться. Но и указывает путь изменений - самому человеку это сделать не под силу.

И заканчивается песня довольно неожиданно – не перечисляются никакие «добрые» дела бывшего разбойника – он не лечит людей, не строит церковь, не мостит дорогу… Указывается только «Бросил своих он товарищей, бросил набеги творить. Сам Кудеяр в монастырь ушел – Богу и людям служить». Даже товарищей своих не стал наставлять на путь истинный – бросил… и все.

Но о чем эта песня? Почему она живет? Возможно, внутреннее перерождение – это самое главное в жизни человека. Истина должна вызреть внутри тебя. Самые хорошие лозунги не затрагивающие душу – пустое. И служение людям, помощь другим – это должно быть внутренней потребностью.

  • Почему рассказ о разбойниках и их злодеяниях такой спокойный? - Главная задача не напугать, а дать время на размышление и понять, что разбойничать - плохо...
  • Два мира - мир церкви (спокойствие, торжественность и величие) и обычная жизнь с ее страхами, бесчинствами... Они рядом. Это и подсказка - где произошло перерождение разбойника? - в церкви!
  • Почему припев хора после сообщения о внезапном исправлении разбойника - у него "совесть Господь пробудил" - звучит тихо, изумленно?... - это и на самом деле чудо (то, что трудно объяснить обычной логикой и привычным ходом событий). В нашем мире разбойника ловят, осуждают... Где-то казнят, где-то сажают в тюрьму - и через 5-10 лет он "выходит, как бы исправившись..."
  • Почему в песне не говорится о том, что он, пользуясь своим авторитетом главаря "запретил" своим подельникам грабить и убивать, а просто "бросил своих он товарищей, бросил набеги творить"? - в духовной сфере главное - твой выбор. Здесь нельзя приказать или принудить - человек сам выбирает свой путь...

ПОДВИГ Алексе́й Степа́нович Хомяко́в музыка П.И.Чайковского

В стихотворении - две части. В романсе П.И.Чайковского - три (первое четверостишье - повторяется).

Явно противопоставляется две стихии - борьбы (сражения) и подвиг терпения, любви и мольбы - путь духовного совершенствования. И поэт, и композитор считают, что духовное - важнее земных реалий...

Содержание романса. "Лучший подвиг в терпеньи"? Первый куплет повторяется дважды - в начале и в самом конце. Что меняется в его звучании? Почему сначала он "наполняется силой", а в конце - звучит мягко и спокойно? Почему нет торжественных и победных интонаций, которые придали бы этой мудрости убедительность и твердость?

Почему середина романса, которая призывает к "подвигу терпения и смирения", описывая, как на крыльях этой добродетели ты взлетишь "без усилья" выше злобы людской - голос певца поднимается все выше, звучит все сильнее и взволнованнее... Чувствуется огромные усилия, которые прилагает певец... Нет ли здесь противоречия? Возможно, авторы имели ввиду усилия физические и духовные. Здесь речь идет о трудностях, которые предстоит преодолеть тому, кто собирается вырваться из привычных, знакомых, будничных и шаблонных образцов поведения...

Смирение - это не покорность и бездеятельность. Это умение видеть главное, понимание, готовность к испытаниям... А усилия направлены, в первую очередь, на преодоление своих слабостей...

Вступление - тихие и размеренные аккорды - вечер, монастырский колокол, сосредоточенность и спокойствие. Мелодия первой части - спокойная, сдержанная...

Средняя часть - наполняется энергией, голос певца звучит все выше и громче - и в последних сроках - звенит от напряжения... Здесь некоторый парадокс - поэт говорит, что подвиг терпенья и любви поднимет тебя над земной суетой "без усилья" - а голос певца напряжен и звучен. В чем причина?

- Скорее всего, противопоставление "земному" (физическим усилиям) - путь духовного совершенства тоже труден и требует от человека максимальной отдачи...

При повторении - первое четверостишье звучит не утверждающе и победно, а еще медленнее, тише и, почти замирает... Почему?

- Вероятно, Чайковский не хотел преподнести "готовый рецепт" как правило жизни, а поделился сокровенными мыслями... и спокойное окончание - как предложение не слепо повторить, повинуясь приказу авторитета, а проделать этот путь понимания самому слушателю...

Главная идея романса? К чему он призывает? Если вспомнить главные задачи любой религии (по А.Боттону) - 1. облегчить человеку жизнь в обществе и 2. помочь ему справиться со своими проблемами - то, напоминание о несовершенстве этого мира, необходимости учитывать это при своих огорчениях и разочаровании - еще один призыв к миру и диалогу в этом несовершенном мире.

Религия постоянно возвращает человека к реальности, напоминая ему о его слабостях и суетности его будней. Современная реклама "живи сегодня", "будь весел, молод и счастлив" - постепенно внедряясь, при малейшей житейской неудаче, от которых никто не застрахован, выбивает почву из под ног, делая человека беззащитным и потерянным.

Молитва - это слова, найденные нашими предками, которые успокаивают душу, усмиряют страсти и помогают нам найти верные решения. Пусть они обращены к Богу, но слышим и повторяем мы их сами!

Есть слова, которые обессиливают и лишают нас опоры, а есть такие, которые поддерживают и окрыляют... К слову надо относиться очень осторожно.

Надо быть очень внимательными в выборе читаемых нами книг, ибо время дорого, и не должно его тратить на чтение серых и безвкусных книг. Книгу, которая не стоит того, чтобы прочитать ее второй и третий раз, не нужно читать ни разу (Старец Иоил (Янакопулос)).

Духовный труд - это труд по "пропалыванию своего душевного мира" - избавление от сорняков, обращение к новому и душеободряющему... А это дело не одного дня...

Пётр ЧАЙКОВСКИЙ «16 Детских песен», соч. 54

"Зимний вечер"

В песне важны все элементы – мелодия и аккомпанемент. Обращаем внимание на яввное несовпадение – содержание первых куплетов – сказка мамы, веселье детей, танцы и шутки – и напряженный, тревожный, пульсирующий аккомпанемент рояля.

Почему? В кино, обычно, это предвестник какой-то драмы.

Но что происходит в следующем куплете. Мама говорит о детях, которые остались без родителей, и детях, у кого нет и не было «теплого угла».

Кто больше всех переживает и напряжен? – Мама. Но почему? И почему этот разговор она затеяла в этот праздничный и безмятежный вечер. За окном зима и порывы ветра стучат в окно, но дома – тепло и уютно.

Почему об этом говорит мама, а не учитель или няня?

– Она переживает. Но за что? (чаще всего ответы: что ее дети останутся сиротами).

– Она не хочет, чтобы ее дети выросли самодовольными и бесчувственными.

Есть два вида бедности – материальная и духовная. Если нет денег, чтобы купить дорогое украшение или модную одежду – это самый «легкий» вид бедности.

Но если человек равнодушен и себялюбив, не замечает боли и страданий вокруг себя – это, по мнению мамы, самое худшее, что может случиться с человеком. Поэтому она и говорит о сочувствии и сострадании со своими детьми.

Но что в этом плохого? Много людей вокруг живут так, думая только о себе, оправдываясь тем, что мир жесток и несправедлив.

Раньше, в системе религиозных ценностей, это можно было бы объяснить просто - "они причиняют вред своей душе". Можно ли сказать это сегодня? Нарушение правил общественной жизни - сочувствия, взаимопомощи, уважения старших и помощи слабым - может ли повредить человеку?

Артист Смоктуновский, вспоминая свое детство, рассказывал такой эпизод: бабушка дала ему 30 рублей (по тем временам огромную сумму, на которую можно было ежедневно есть пару месяцев мороженое до отвала) и попросила отнести в церковь, как пожертвование.... Он пошел, но всю дорогу сомневался - может, не отдавать деньги, оставить их себе, а бабушке сказать, что отдал... Но когда подошел к церкви, его руки разжались - и он отдал деньги... Свой рассказ Смоктуновский заканчивал так: до сих пор меня беспокоит мысль - а что, если бы я не отдал пожертвования? может быть, моя жизнь сложилась бы совсем по-другому, и я не думаю, что она была бы лучшей..

Надо сказать, что дети царской семьи во время войны 1914 года работали в госпитале медицинскими сестрами…

*** *** ***

Какой вывод можно сделать из представленных в работе произведений? И можно ли сделать какие-то выводы о такой сложной и обширной теме, как роль религии в жизни общества, обращаясь к этим примерам?

Древняя модель понимания мира - сведение всего его разнообразия и пестроты к одному корню - понятию "единства мира и взаимозависимости его частей" - и сегодня кажется неоспоримым.

Эмануил Ласкер, второй чемпион мира по шахматам, в своей книге "Борьба" очень образно описал это соотношение правильной цели и кажущегося многообразия путей ее достижения.

"Достаточно рассмотреть шахматную партию, чтобы доказать, как разнообразно может развиваться действо из заданного исходного положения. Легко поверить, что в этом многообразии невозможно уловить закономерность.

Но это заблуждение. Уже при обычной игре в шахматы видно, что выбор целесообразных ходов чрезвычайно органичен. В игре мастеров это ограничение возможностей еще заметнее, и чем дальше идет игра, тем сильнее становится ограничение выбора.

В других действах ситуация сходная.

Если пианист средних способностей играет для музыкально образованной публики, то ему кажется, что он сможет это сделать очень разнообразными способами. А для Розенталя или Падеревского будет существовать лишь один вид интерпретации. Чем выше искусство художника, тем меньше его свобода.

...Можно мысленно совершенствовать процесс до бесконечности, не теряя при этом логики. И таким образом добраться до ситуации, когда деятель вообще лишится выбора. Ему придется действовать так, как он действует, будучи вынужден подчиниться требованию высшей целесообразности5."

На протяжении развития человеческой цивилизации вырабатывались правила и законы жизни общества. И, можно сказать, что в основе своей, законы правильной жизни и хорошего общества - не менялись.

Идеалом является свободный, ответственный высоконравственный, творческий гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной среды, укоренённый в духовных и культурных традициях народа. Воспитание такого гражданина является целевой функцией семьи, государства и общества.

И философия, и религия утверждают - главный признак глубокого понимания - полная всецелая и духовно-плодотворная трансформация, что обязательно сопровождается изменением характера.

Практика работы над изменением характера хорошо описана в книгах Бенджамина Франклина и Наполеона Хилла.

Франклин вел записи, где отмечал собственный прогресс в тренировке 13 выбранных им полезных качеств. Своими добродетелями он считал:

1. ВОЗДЕРЖАНИЕ — Не есть до отвала; не пить до упаду.
2. МОЛЧАНИЕ — Говорить только то, что принесёт пользу окружающим или вам; избегать несерьёзных разговоров.
3. ПОРЯДОК — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.
4. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
5. БЕРЕЖЛИВОСТЬ — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, ничего не расточать зря.
6. ТРУДОЛЮБИЕ — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
7. ИСКРЕННОСТЬ — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
8. СПРАВЕДЛИВОСТЬ — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не забывать про добрые дела, которые входят в число твоих обязанностей.
9. УМЕРЕННОСТЬ — Избегать крайностей; терпимо относиться к оскорблениям и несправедливостям, насколько это уместно.
10. ЧИСТОПЛОТНОСТЬ — Быть нетерпимым к нечистоплотности тела; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
11. СПОКОЙСТВИЕ — Не расстраиваться по пустякам и не волноваться по поводу обычных случайностей или неизбежного.
12. ЦЕЛОМУДРИЕ — Редко предаваться сладострастию - только для здоровья или продолжения рода, никогда - для скуки, слабости или себе во вред, или во вред миру и репутации других.
13. СМИРЕННОСТЬ — Подражать Иисусу и Сократу.

17 принципов успеха Наполеона Хилла:

1. Положительная психологическая установка.
2. Определенность цели.
3. Не бояться лишнего шага.
4. Тщательное обдумывание.
5. Самодисциплина.
6. Холодный рассудок.
7. Опора на ВЕРУ.
8. Любезность.
9. Инициативность.
10. Энтузиазм.
11. Сосредоточенность внимания.
12. Коллективизм.
13. Учиться на ошибках.
14. Творческое воображение.
15. Планирование времени и расходов.
16. Здоровый дух и здоровое тело.
17. Опора на космическую силу привычек.

Как пользоваться этим списком?

В идеале - брать и встраивать в свою жизнь один принцип за другим. Например, один принцип в неделю. Допустим, эту неделю мы уделяем много внимания инициативности - постоянно спрашиваем себя - насколько я проактивен в том или в этом вопросе? По истечении недели Вы непременно ощутите прорыв по этому принципу.

Далее - берем, например, позитивную психологическую установку и тщательно ее прорабатываем в течение недели. Ничего специально делать не надо. Достаточно просто удерживать фокус на том, чтобы не позволять сорнякам негатива проникать в мозг и там пускать корни.

Вот и все. 17 принципов - 17 недель (4 месяца). К февралю следующего года Вы уже перестанете себя узнавать!

Хотя мне, лично, ближе список Криса Прентисса из книги "Счастье по дзен"

  1. Каждое событие в моей жизни - лучшее, что могло произойти.
  2. Самое сильное ощущение - почувствовать единство со Вселенной
  3. Мы авторы следующего мгновения - наша философия создает будущее
  4. Ответы - не "снаружи", они "внутри" и ждут, чтобы вы их открыли
  5. Улыбайся - Вселенная не делает ошибок.

В заключение, приведем притчу, рассказанную Антонием, митрополитом Сурожским, в своей проповеди...

Павел Препростый из египетской пустыни был крестьянином. Душа его тосковала о Боге, о вечности, о святости; он пришел к святому Антонию Великому с вопросом: “Что мне сделать, чтобы спастись?” — “Стань монахом и спасешься”, — был ответ”. — “А что это значит?” — “Будешь жить в пустыне, спать на голой земле, жить впроголодь, жаждать, трудиться сверх твоих сил, молиться”. Павел отвечает: “Все, что ты вначале сказал, я всю жизнь делаю; я же нищий крестьянин, постели у меня никогда не было, сытым я никогда не бывал, пью воду из соседнего источника, работаю сверх сил, — а вот молиться не умею; как это делают?” Антоний ему отвечает: “Просто! Каждый день наизусть говори псалтирь”. — “Но не знаю ее!” —”Сядь рядом со мной, будем плести корзину; я буду говорить, а ты — повторять. Когда затвердишь, будешь самостоятельно молиться”. Вот они сели плести корзину, и Антоний сказал первые слова первого псалма: Блажен муж, который никогда не ходит на совет нечестивых... Павел повторил раз-другой и сказал: “Позволь, я похожу и затвержу эти слова”. Ушел и не вернулся. Прошли годы. Лет через сорок Антоний его встретил в пустыне: “Что с тобой случилось? Ты хотел от меня научиться псалтири, услышал только первые слова первого псалма и ушел?!” И Павел со слезами ему говорит: “Да, отче! Вот уже сорок лет я стараюсь стать человеком, который никогда не ходит на совет нечестивых, который никогда не прислушивается к голосу беса, никогда не слушает внутренних голосов, зовущих его ко злу...” Всю свою святость, подлинную, глубокую чистоту души, ума, сердца этот человек построил на одной строчке из псалтири.

Мы так много знаем, так страшно много знаем, но это остается праздным, бесплодным знанием; это знание лежит в нас, как книга на полке, — в любую минуту можем взять и прочесть и перечесть, и можно о ней говорить — но это не жизнь. А одно слово, прожитое до конца, могло бы нас сделать другим человеком. Примеров героического или простого подвижничества бесконечно много; но все подвижничество сводится к тому, что человек не дал слову залежаться, что человек не дал слову звучать пустым звоном, а из него сделал жизнь.

Какая из этого следует мораль? Нужно признать, что наш шанс стать счастливыми кроется в том, чтобы научиться извлекать уроки из всего, подкинутого жизнью в зашифрованном виде, - в облике приступов кашля, аллергии, ссор с друзьями и разлада в личной жизни. Кроме того, нужно обязательно научиться быть благодарными судьбе и не выставлять ей претензии за все, что с нами происходит, как это делают те, кто обвиняют в собственных несчастьях зануд, время и погоду.

Ален де БОТТОН
Как Пруст может изменить вашу жизнь

Использованная литература

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского, изд. Просвещение, 2006 г.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. 2-е издание 2009, 3-е издание 2010 "Просвещение".
  3. СЕРГЕЕВА Г.П., КРИТСКАЯ Е.Д. «Уроки музыки» 5-6 классы, М.: Просвещение, 2007.
  4. ВИКИПЕДИЯ - Справочная энциклопедия Интернета.
  5. СТО ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ. Автор-составитель Д.К.Самин.- М., Вече, 2006.
  6. БОТТОН Ален де Религия для атеистов; [пер. с англ. В.А.Вебера]. - М.: Эксмо, 2014.
  7. ГУБИН В.Д. Основы философии: учебное пособие / В.Д.Губин. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2009. - 288 с. - (Профессиональное образование).
  8. АНТОНИЙ, митрополит СУРОЖСКИЙ Школа молитвы. М.: "Медленные книги", 2018.
  9. Ларец мудрости духовной. Поучения святых отцов и учителей благочестия - М.: Издательство Летопись, 2014. - 256 с.
  10. ЛАСКЕР Эмануил Борьба / Пер. с нем. И.Н.Гиляровой. - М.: Издательство "Европа", 2007. - 132 с.
  11. Творения святителя Николая СЕРБСКОГО (Велимировича) "О Боге и людях". Перевод с сербского Сергея Фонова Изд. Паломник, Москва 2006.
  12. ПРЕНТИСС Крис. Счастье по дзен. Искусство любить то, что есть и создавать то, что хочется / Крис Прентисс; пер. с англ. Т.О.Новиковой. - Москва: Эксмо, 2020. - 208 с.
  13. МАКГРЕГОР Бернс Джеймс Франклин Рузвельт. Человек и политик. Изд. Центрполиграф, 2024, серия Всемирная история.