А.А.Фет «Весенний дождь».
Цели:
Образовательные:
- формировать представление об особенностях лирического стихотворения;
- формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.
Развивающие:
- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви к родной природе.
Оборудование урока:
- учебники «Литературное чтение» Э.Э Кац. Часть 4.
- песенки-веснянки
- презентация на компьютере
1. Организационный момент
- Начинаем урок литературного чтения.
- Какую тему мы изучаем? (весна)
- Чтобы быть хорошими читателями, нужно уметь чётко говорить.
- Проверим, сможете ли вы проговорить без ошибок скороговорки.
- Начинаем с речевой разминки.
Работа над дыханием.
Чтение скороговорок:
- Пара птиц порхала, порхала -
Да и выпорхнула. - У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Чтение скороговорки про себя, хором все вместе, индивидуально. Прочитать последнюю скороговорку с различной интонацией.
2. Изучение нового материала
- В какое время года происходят события, о которых идёт речь в скороговорках?
- Определите тему урока!
Мы продолжаем говорить о весне. На доске: ВЕСНА ПРИШЛА.
- Произведения какого жанра о весне мы изучаем? (стихи)
- Что такое стихи?
Стих (стихотворение) - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения.
- Поставим задачи на урок!
Цели урока:
- познакомить с новыми произведениями о весне;
- проанализировать поэтические произведений;
Я… помогу сделать открытие
3. Подготовка к восприятию нового произведения
- Перенесёмся мысленно на природу, за город, в деревню. У крестьян весной много хлопот. Каких? (забота о будущем урожае)
На столах листы с песнями.
Прочитаем народную песню-закличку.
Чтение про себя и хором.
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
***
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
***
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
- О чём просит народ в этих песнях?
Индивидуальное выразительное чтение.
- Прочитайте так, чтобы весна захотела прийти, выразите голосом просьбу.
Хоровое чтение заклички стоя с движениями (физкультминутка).
3. Актуализация знаний
- Проверим, насколько вы начитанные.
- Я прочту вам первую строчку стихотворения, а вы продолжите.
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Тепло на солнышке. Весна
Берёт свои права;
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.
- Кто автор этих строк? (А.А.Фет)
Слайд №1
Запись в тетрадях: Афанасий Афанасьевич Фет.
- Сегодня мы узнаем новое стихотворение этого поэта. О чём оно будет, вы сейчас догадаетесь сами.
- Поиграем в ассоциации.
- 1 ряд: что вы видите, когда слышите слово весна?
- 2 ряд: что вы слышите, когда произносите слово весна?
- 3 ряд: какие явления природы происходят весной?
- А любите ли вы весенние дожди?
- Во все времена весна вдохновляла и поэтов. Они волшебники. Так же как и художники, они создают картины, они замечают то, мимо чего обычный человек прошёл бы, не остановившись.
Стр.23.
Чтение стихотворения А.А.Фета «Весенний дождь» учителем.
4. Проверка первичного восприятия
- Понравилось вам стихотворение? Какое настроение создаёт у вас это стихотворение? Обратитесь за помощью словарю настроений.
(радостное, спокойное, светлое, мирное, мечтательное)
Какими же средствами автор этого добивается?
5. Словарная работа
- А сейчас для успешной дальнейшей работы над произведением. проверим, все ли слова и выражения в нём вам понятны.
6. Повторное чтение
Прочитайте про себя ещё раз.
Слайды 2–7
- Как вы понимаете выражение «в разрыве облак солнце блещет»?
Что означает слово блещет? Каким словом или сочетанием слов его можно заменить?
(сверкает, сияет, так ярко светит, что слепит)
- В каком значении автор употребил слово трепещет?
Синонимы к слову барабанит.
7. Анализ произведения
- Когда поэт сочиняет стихотворение, он тщательно подбирает каждое слово. Прочитаем первое четверостишие и найдём звуки, наиболее часто в нём повторяющиеся.
Слайд №8
Это звуки о-е. прочитаем так, чтобы эти звуки были слышны. Что передал автор? (свобода, душа открыта навстречу новым ощущениям, она в предчувствии)
- Во второй строфе появляются новые нотки. Прочитаем. Какие звуки появляются?
(ж, з, ч, ж, з. с. з, с, з, ш, с )
Слайд №9
- Что хотел автор показать? (уже слышится приближение дождя).
Эта картина противопоставляется предыдущей мирной, спокойной, но не создаёт впечатления мрачности, вся она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости.
- И третья строфа. Какие новые звуки появляются?
(к, л, б, р, к, л)
Слайды №10, 11
Благодаря этим звукам создаётся ощущение свежести, чистоты, приятной прохлады.
- Назовите глаголы, употреблённые автором в стихотворении. (блещет, трепещет, движется, стоит, брызнули, подошло, барабанит)
Слайд №12
- В каком времени они употреблены? (в настоящем, и только два в прошедшем)
- Для творчества Фета не характерно расслабленное повествование, в каждой его строке спрятана «пружина». Какое слово как взлёт, рывок? (брызнули)
- Автор сумел передать не только динамику природы, но и ощущения, которые испытывает человек, наблюдавший эту картину- приближение весеннего дождя.
Первая строфа погружает нас в состояние покоя, умиротворения, читатель убаюкан повторением звуков о, е. Во второй строфе исподволь чувствуется приближение дождя. Благодаря шипящим звукам мы слышим его. И в третьей строфе как взлёт, рывок - капли брызнули в стекло и вот дождь уже барабанит по листьям.
- Почему употреблено слово барабанит?
- Помимо звукового рисунка образы создаются и изобразительными средствами языка.
- Назовите их.
Слайд №13
(сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения).
- Вспомним их определения.
- Дайте определение сравнения.
- Найдите сравнение в тексте стихотворения.
8. Самостоятельная работа, работа в парах
(будто в золотой пыли). Что помимо сравнения присутствует здесь? (метафора, эпитет)
- Дайте определения этим понятиям.
- Назовите другие метафоры в стихотворении. (завеса)
- Заметьте, ни разу автор не употребил слово дождь.
- Дайте определение олицетворения. Найдите их в тексте. (что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит)
Проверка.
Оценка своей деятельности.
9. Подготовка к выразительному чтению произведения
- Всё стихотворение пронизано лёгкостью, свежестью, оно как бы не закончено, эскизно, оставляет впечатление оборванности, спрятанной в слова лишь на миг.
Задание 6.
Теперь готовы мы к выразительному чтению?
Выразительное чтение стихотворения.
10. Обобщение
- Для чего же создал Фет своё произведение? (показать красоту природы, обратить внимание на то, что в каждом её явлении, в каждом миге есть неповторимость и красота)
Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира.
Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.
11. Итоги урока
Возврат к целям урока. Смогли ли мы достичь поставленных в начале урока целей?
- Вернёмся к началу урока. С изучения каких произведений мы начали этот урок? (с народных песен-закличек)
Для чего народ сочинял эти песни?
В этом основное различие этих произведений.
А значит, в нём другие средства. Как построены эти песни? (в них содержится обращение к предмету поклонения)
12. Рефлексия
Что понравилось на уроке? Чем? С каким настроением вы уходите? Кого из ребят вы особенно похвалили?
13. Задание на дом
- Выучить стихотворение А.А.Фета наизусть.
- Нарисовать…, или сочинить стих ( в подражании Фету) или эссе.
- Заклички