Сценарий урока по теме «Весна пришла». Народные песни, заклички

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русские народные песни, заклички


А.А.Фет «Весенний дождь».

Цели:

Образовательные:

  • формировать представление об особенностях лирического стихотворения;
  • формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.

Развивающие:

  • развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
  • развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство любви к родной природе.

Оборудование урока:

  • учебники «Литературное чтение» Э.Э Кац. Часть 4.
  • песенки-веснянки
  • презентация на компьютере

1. Организационный момент

- Начинаем урок литературного чтения.

- Какую тему мы изучаем? (весна)

- Чтобы быть хорошими читателями, нужно уметь чётко говорить.

- Проверим, сможете ли вы проговорить без ошибок скороговорки.

- Начинаем с речевой разминки.

Работа над дыханием.

Чтение скороговорок:

  • Пара птиц порхала, порхала -
    Да и выпорхнула.
  • У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Чтение скороговорки про себя, хором все вместе, индивидуально. Прочитать последнюю скороговорку с различной интонацией.

2. Изучение нового материала

- В какое время года происходят события, о которых идёт речь в скороговорках?

- Определите тему урока!

Мы продолжаем говорить о весне. На доске: ВЕСНА ПРИШЛА.

- Произведения какого жанра о весне мы изучаем? (стихи)

- Что такое стихи?

Стих (стихотворение) - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения.

- Поставим задачи на урок!

Цели урока:

  • познакомить с новыми произведениями о весне;
  • проанализировать поэтические произведений;

Я… помогу сделать открытие

3. Подготовка к восприятию нового произведения

- Перенесёмся мысленно на природу, за город, в деревню. У крестьян весной много хлопот. Каких? (забота о будущем урожае)

На столах листы с песнями.

Прочитаем народную песню-закличку.

Чтение про себя и хором.

Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

***

Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

***

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

- О чём просит народ в этих песнях?

Индивидуальное выразительное чтение.

- Прочитайте так, чтобы весна захотела прийти, выразите голосом просьбу.

Хоровое чтение заклички стоя с движениями (физкультминутка).

3. Актуализация знаний

- Проверим, насколько вы начитанные.

- Я прочту вам первую строчку стихотворения, а вы продолжите.

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Тепло на солнышке. Весна
Берёт свои права;
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.

- Кто автор этих строк? (А.А.Фет)

Слайд №1

Запись в тетрадях: Афанасий Афанасьевич Фет.

- Сегодня мы узнаем новое стихотворение этого поэта. О чём оно будет, вы сейчас догадаетесь сами.

- Поиграем в ассоциации.

  • 1 ряд: что вы видите, когда слышите слово весна?
  • 2 ряд: что вы слышите, когда произносите слово весна?
  • 3 ряд: какие явления природы происходят весной?

- А любите ли вы весенние дожди?

- Во все времена весна вдохновляла и поэтов. Они волшебники. Так же как и художники, они создают картины, они замечают то, мимо чего обычный человек прошёл бы, не остановившись.

Стр.23.

Чтение стихотворения А.А.Фета «Весенний дождь» учителем.

4. Проверка первичного восприятия

- Понравилось вам стихотворение? Какое настроение создаёт у вас это стихотворение? Обратитесь за помощью словарю настроений.

(радостное, спокойное, светлое, мирное, мечтательное)

Какими же средствами автор этого добивается?

5. Словарная работа

- А сейчас для успешной дальнейшей работы над произведением. проверим, все ли слова и выражения в нём вам понятны.

6. Повторное чтение

Прочитайте про себя ещё раз.

Слайды 2–7

- Как вы понимаете выражение «в разрыве облак солнце блещет»?

Что означает слово блещет? Каким словом или сочетанием слов его можно заменить?

(сверкает, сияет, так ярко светит, что слепит)

- В каком значении автор употребил слово трепещет?

Синонимы к слову барабанит.

7. Анализ произведения

- Когда поэт сочиняет стихотворение, он тщательно подбирает каждое слово. Прочитаем первое четверостишие и найдём звуки, наиболее часто в нём повторяющиеся.

Слайд №8

Это звуки о-е. прочитаем так, чтобы эти звуки были слышны. Что передал автор? (свобода, душа открыта навстречу новым ощущениям, она в предчувствии)

- Во второй строфе появляются новые нотки. Прочитаем. Какие звуки появляются?

(ж, з, ч, ж, з. с. з, с, з, ш, с )

Слайд №9

- Что хотел автор показать? (уже слышится приближение дождя).

Эта картина противопоставляется предыдущей мирной, спокойной, но не создаёт впечатления мрачности, вся она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости.

- И третья строфа. Какие новые звуки появляются?

(к, л, б, р, к, л)

Слайды №10, 11

Благодаря этим звукам создаётся ощущение свежести, чистоты, приятной прохлады.

- Назовите глаголы, употреблённые автором в стихотворении. (блещет, трепещет, движется, стоит, брызнули, подошло, барабанит)

Слайд №12

- В каком времени они употреблены? (в настоящем, и только два в прошедшем)

- Для творчества Фета не характерно расслабленное повествование, в каждой его строке спрятана «пружина». Какое слово как взлёт, рывок? (брызнули)

- Автор сумел передать не только динамику природы, но и ощущения, которые испытывает человек, наблюдавший эту картину- приближение весеннего дождя.

Первая строфа погружает нас в состояние покоя, умиротворения, читатель убаюкан повторением звуков о, е. Во второй строфе исподволь чувствуется приближение дождя. Благодаря шипящим звукам мы слышим его. И в третьей строфе как взлёт, рывок - капли брызнули в стекло и вот дождь уже барабанит по листьям.

- Почему употреблено слово барабанит?

- Помимо звукового рисунка образы создаются и изобразительными средствами языка.

- Назовите их.

Слайд №13

(сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения).

- Вспомним их определения.

- Дайте определение сравнения.

- Найдите сравнение в тексте стихотворения.

8. Самостоятельная работа, работа в парах

(будто в золотой пыли). Что помимо сравнения присутствует здесь? (метафора, эпитет)

- Дайте определения этим понятиям.

- Назовите другие метафоры в стихотворении. (завеса)

- Заметьте, ни разу автор не употребил слово дождь.

- Дайте определение олицетворения. Найдите их в тексте. (что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит)

Проверка.

Оценка своей деятельности.

9. Подготовка к выразительному чтению произведения

- Всё стихотворение пронизано лёгкостью, свежестью, оно как бы не закончено, эскизно, оставляет впечатление оборванности, спрятанной в слова лишь на миг.

Задание 6.

Теперь готовы мы к выразительному чтению?

Выразительное чтение стихотворения.

10. Обобщение

- Для чего же создал Фет своё произведение? (показать красоту природы, обратить внимание на то, что в каждом её явлении, в каждом миге есть неповторимость и красота)

Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира.

Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

11. Итоги урока

Возврат к целям урока. Смогли ли мы достичь поставленных в начале урока целей?

- Вернёмся к началу урока. С изучения каких произведений мы начали этот урок? (с народных песен-закличек)

Для чего народ сочинял эти песни?

В этом основное различие этих произведений.

А значит, в нём другие средства. Как построены эти песни? (в них содержится обращение к предмету поклонения)

12. Рефлексия

Что понравилось на уроке? Чем? С каким настроением вы уходите? Кого из ребят вы особенно похвалили?

13. Задание на дом

  1. Выучить стихотворение А.А.Фета наизусть.
  2. Нарисовать…, или сочинить стих ( в подражании Фету) или эссе.
  3. Заклички