Влияние искусственного интеллекта на современное образование

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: образование, Искусственный интеллект


Безусловно, появление искусственного интеллекта трансформировало человеческую жизнь и индустрию. Одной из сфер, на которые искусственный интеллект оказывает сильнейшее влияние, является образование. ИИ практически стал неотъемлемой частью образовательного процесса. Внедрение ИИ позволяет отойти от классических подходов обучения, автоматизируя организацию процесса обучения, и улучшить качество этого процесса, а также его эффективность. Появление ИИ является предметом активного обсуждения и вызывает множество споров среди людей. Некоторые предпочитают не использовать ИИ, опасаясь потенциальной опасности в связи с его внедрением, в то время как остальные считают, что искусственный разум предоставляет массу возможностей, как для учителей, так и для учеников в сфере образования.

Исходя из вышеуказанного, следует рассмотреть некоторые преимущества внедрения и использования искусственного интеллекта в общеобразовательных учреждениях.

В первую очередь ИИ содействует школьной администрации, облегчая их работу. Например, с помощью искусственного интеллекта возможно ведение различной документации, управление данными, составление расписаний и планирований, отслеживание успеваемости обучающихся и многое другое. Таким образом, ИИ способен оптимизировать эффективность управления образованием.

ИИ способствует вовлечённости учащихся в процесс обучения. Существуют различные платформы, которые способны выявлять сильные и слабые стороны учащихся, предлагая для них индивидуальные материалы и задания. Используя ИИ учащиеся могут найти наиболее эффективные методы при изучении того или иного материала, ими могут быть игры, изображения или видео.

Преподаватели могут использовать искусственный интеллект при подготовке различных материалов к урокам. Зачастую, чтобы объяснить тему, учителю необходимы наглядные примеры, ими могут служить как различные иллюстрации, графики, так и презентации. Существует множество нейросетей, с помощью которых можно сгенерировать презентацию, написав лишь тему урока или преобразовав уже готовый текст. Также ИИ может помочь в составлении плана урока, зная возраст учащихся и рабочую программу конкретного класса. Кроме того, для проведения интерактивных занятий учитель имеет возможность применения игр или викторин, созданных с помощью нейросетей. Используя такой формат занятий, преподаватель отслеживает ответы учащихся и оценивает их знания по пройденному материалу в комфортной для учеников атмосфере. Искусственный интеллект также подходит для разработки заданий, а именно тестов, самостоятельных и контрольных работ. При подготовке к таким типам заданий учитель тратит немало времени, и в целях упрощения данного процесса, преподавателю достаточно разработать один образец задания и загрузить его в нейросеть, которая сгенерирует несколько похожих вариантов заданий.

Однако, несмотря на преимущества применения ИИ в образовании, следует учитывать и рассмотреть его недостатки.

Во-первых, качественные и эффективные инструменты являются дорогостоящими и не все школы имеют возможность приобрести их.

Во-вторых, материалы, сгенерированные нейросетью могут содержать ложную и неточную информацию. В связи с этим, преподаватели  должны разбираться в механизмах функционирования данных инструментов и тщательно перепроверять сгенерированную информацию на предмет ошибок.

И в-третьих, учащиеся могут использовать искусственный интеллект для списывания домашних заданий, контрольных работ и различных сочинений и эссе. Таким образом, чрезмерное использование ИИ учащимися может способствовать снижению умственных способностей, критическому мышлению, креативности а также появлению зависимости.

Таким образом, технологии ИИ продолжают развиваться и совершенствоваться, создавая новые возможности для оптимизации процесса обучения, повышая результативность обучения и обеспечивая доступность образования. Стоит подчеркнуть, что стоит с осторожностью внедрять искусственный интеллект в образование, учитывая возможные последствия использования ИИ.

Список литературы

  1. Аманова Ай, Чарыходжаев Д., Джуманазаров Г. ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Вестник науки. 2025. №2 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-iskusstvennogo-intellekta-na-sovremennoe-obrazovanie (дата обращения: 18.10.2025).
  2. Богуславский, М.В. Развитие цифровых образовательных технологий в конце ХХ - начале XXI вв. / М.В.Богуславский, Е.В.Неборский. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 2023. – Т. 87, № 3. – С. 16-27. – Библиогр.: с. 24-25 (28 назв.). – ISSN 0869-561X.
  3. Вавилова, Е.М. Технологии искусственного интеллекта в сфере образования в зарубежных странах и правовые основы их внедрения в России / Е.М.Вавилова. – Текст: непосредственный // Право и образование. – 2021. – № 12. – С. 58-64 : ил. – Библиогр. В конце ст. – ISSN 1563-020Х.
  4. Искусственный интеллект в школьном образовании: от теории к практике / Р.И.Котов, С.В.Красько, М.А.Сергеева, А.А.Тюняткин. – Текст: непосредственный // Школьные технологии. – 2023. – № 2. – С. 93-105: 10 рис. – Библиогр.: с. 103-104 (30 назв.). – ISSN 2220-2641.
  5. URL: https://www.highspeedtraining.co.uk/hub/artificial-intelligence-in-education/ (дата обращения: 18.10.2025).