Цель: воспитание любви к сказкам, развитие интереса к чтению художественной литературы через творческую деятельность младших школьников.
Задачи:
- образовательные: научить детей самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы; углубить и расширить знания, получаемые на уроках.
- воспитательные: воспитывать уважение к родной литературе, чтению, прививать любовь к устному народному творчеству.
- развивающие: создать условия для раскрытия творческого потенциала участников, развивать навыки и умения самостоятельной и групповой работы.
Оборудование: плакаты с иллюстрациями к сказкам, презентация «В мире сказок», выставка детских книг, рисунков на тему «Волшебный мир сказок», карточки с заданиями.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей).
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
А почему сказки называют народными? (Ответы детей).
Ведущий: Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Сейчас вам рассказывают сказки мамы и бабушки, а скоро вы пойдете в школу и научитесь сами их читать. Читая сказки, вы проникните в чудесный, загадочный и таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
- А вы любите загадки? Кто вам их загадывает? А сами любите их загадывать? (Ответы детей).
Первый конкурс "Разминка"
Каждой команде предстоит ответить на вопросы о героях русских народных сказок.
- Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк).
- Кого в сказках величают по отчеству - Патрикеевна? (Лиса).
- Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля).
- Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке).
- Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку ("Репка").
- Кто развалил теремок? (Медведь).
- Из чего напился Иванушка в сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка? (Из копытца).
- Из какого предмета лиса угощала журавля? (Из тарелки).
- Из какого предмета журавль угощал лису? (Из кувшина).
- Кто первым повстречался с колобком? (Заяц).
- Какими словами обычно начинаются русские народные сказки? (Жили-были).
- О каком сказочном герое говорят "Маслена головушка, шелкова бородушка". (Петух).
- Какое животное носит носит в сказке имя- отчество - Михайло_Потапыч (Медведь).
- Из чего заяц строил себе избушку в сказке "Заюшкина избушка?" (из дерева).
Второй конкурс "Телеграмма"
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в сад и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
- "Спасите, к нам в дом ворвался серый волк". (козлята)
- "Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко". (мышка)
- "Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби". (волк)
- "Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома". (Маша)
- "Помогите, мой брат превратился в козленочка". (Аленушка)
- "Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул" (медвежонок)
- "Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке". (Иван-царевич)
Третий конкурс "Загадки"
Сейчас я загадаю вам загадки связанные с уже известными для вас сказками. Слушайте внимательно:
1.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь свои очки глядит
Добрый доктор … (Айболит)
2.
Озорной весельчак
В окно влетает просто так.
К Малышу попал он в дом
И устроил там погром. (Карлсон.)
3.
Деревянный шалунишка
Подружиться мог бы с книжкой.
В театр кукол он попал,
Куклам верным другом стал. (Буратино.)
4.
Испекла бабуля деду -
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок.)
5.
Скорей ба приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочённой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
6.
Той девчонки нет прекрасней,
Той девчонки нет умней.
И Пьеро, ее вздыхатель.
Целый день поет о ней. (Мальвина.)
7.
Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая,
По горам парнишку носит
Да никак его не сбросит. (Конёк Горбунок)
8.
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, в лепестках, есть волшебная сила,
Их девочка Женя о чём-то просила…
Что надо сказать, лепестки обрывая?
Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик)
9.
Она была подружкой гномов
И вам конечно же знакома. (Белоснежка)
10.
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно,
Этот дом сгорел дотла! (Кошкин дом)
Ведущий: Молодцы, столько загадок загадала и на все ответили правильно, вот как хорошо знать все сказки. А какие вам известны загадки о героях? (ответы детей)
Четвертый конкурс «Собрать картинку»
Коллективное творческое задание - собрать картинку. Команды получают по одному набору разрезных картинок к сюжету русских народных сказок. Необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название ("Лисичка сестричка и серый волк" и "Три медведя").
Пятый конкурс «Волшебный художник»
Участники с закрытыми глазами должны нарисовать сказочных героев или волшебные предметы, например: Колобка, Золотой ключик.
Шестой конкурс «Кому из сказочных героев принадлежат эти слова?»
На столах у учащихся карточки с заданиями:
- Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь. (Золотая рыбка) - Я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. (Лиса из сказки «Лисичка со скалочкой»)
- Это я, внучка ваша, пирожок несу да горшочек масла: матушка прислала. (Красная Шапочка)
- Ах, очень плохо я спала. Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужасно! (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)
- По щучьему веленью, по моему хотенью – ступайте, ведра, сами домой… (Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью»)
Подведение итогов викторины. Награждение
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы оказались хорошими знатоками сказок. Чтение – прекрасное и удивительное занятие! Благодаря чтению развивается наше мышление и воображение, и мы обретаем способность мыслить, творить, а значит – изменять мир к лучшему. Подружитесь с книгами – и вы всегда сможете найти ответ на любой вопрос!