Особенности социализации и профориентации воспитанников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика

Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями


Презентация

Слайд 1. Особенности социализации и профориентации воспитанников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам. В условиях рыночных отношений людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, от них требуется постоянное доказательство того, что они выполнят работу лучше, поэтому необходимо выявить: насколько значима и эффективна работа по профессиональному ориентированию данной категории подростков. Слайд 2

Жизненное самоопределение играет ключевую роль и является важным для социальной адаптации воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

Сущность профессионального определения связана с самореализацией человека в важных сферах жизни и происходит поэтапно.

Задачами социализации и профориентации воспитанников с отклонениями в развитии являются:

Слайд 3

  • воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
  • коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
  • профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет в дальнейшем работать на производстве.

Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий воспитанников с отклонениями в развитии, и ничем не отличаются в праве на труд от других членов общества.

Главным направлением профориентационной работы является воспитание у воспитанников интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

Социализация воспитанников с интеллектуальной недостаточностью представляет собой процесс становления человека как общественного существа. Он включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на воспитанников. Ее составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, обучение труду и воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время.

Слайд 4

Накопление социально-бытовых знаний и умений, а также трудовых навыков должно идти постепенно, последовательно и систематично. Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с воспитанниками. Обязательным условием является практическая направленность обучения, вариантность его содержания и форм.

Таким образом, возможности социализации в процессе трудовой деятельности, огромны, необходимо уметь правильно выстроить работу с воспитанниками с ОВЗ.

При правильной организации уроков значительно расширяется бытовой и социальный опыт умственно отсталых ребят. Учащиеся знакомятся с организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У воспитанников развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. В таких случаях на первое место выходит наличие в школе специально оборудованного кабинета СБО. Хорошо оборудованный по тематическим зонам кабинет СБО – это основа организации работы учителя и учебной деятельности учеников. Условия учебного кабинета благоприятствуют повышению эффективности коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины воспитанников. Занятия в кабинете помогают учителю реально показать учащимся, в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.

Достичь желаемых результатов в процессе социально-бытовой ориентировки воспитанников с ОВЗ помогает воспитательная работа.

Слайд 5

Во внеурочное время повторяются, закрепляются и расширяются знания и умения учащихся, полученные на уроках. Проведение внеурочных мероприятий по СБО (проведение бесед, посещение концертов и кинофильмов, различные конкурсы, экскурсии по городу, на предприятия города) способствует социальной адаптации воспитанников.

Роль семьи в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни ограничена. Но родители совместно с педагогами должны формировать у воспитанников ценности, нормы и правила поведения, принятых в обществе. В школе проводятся консультации с родителями, родительские лектории о семейном укладе, о значении семьи для ребенка, о распределении семейных обязанностей, как правильно готовить воспитанников к самостоятельной жизни и др.

Изучение предмета СБО в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах является важным звеном в жизни воспитанников с недостатками интеллектуального развития. Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам».

Уроки социально-бытовой ориентировки помогают воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни, стрессоустойчивыми, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.

Литература

  1. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: «Школа–пресс», 1994.
  3. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
  4. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Сентябрь, 1997.
  5. «Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя» / Л.В.Ботякова, А.Е.Голомшток, С.С.Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.
  6. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н.Э. «Профессиональная ориентация в УПК»; М.: Педагогика, 1985 г. (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки);
  7. «Школа и труд» / под ред. П.Г.Атутова, В.А.Кальнес. - М.: Педагогика, 1987 г.
  8. «Школа и выбор профессии» / под ред. В.А.Полякова, С.Н.Чистяковой, Г.Г.Агановой. - М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);