Слайд 1. Особенности социализации и профориентации воспитанников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам. В условиях рыночных отношений людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, от них требуется постоянное доказательство того, что они выполнят работу лучше, поэтому необходимо выявить: насколько значима и эффективна работа по профессиональному ориентированию данной категории подростков. Слайд 2
Жизненное самоопределение играет ключевую роль и является важным для социальной адаптации воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
Сущность профессионального определения связана с самореализацией человека в важных сферах жизни и происходит поэтапно.
Задачами социализации и профориентации воспитанников с отклонениями в развитии являются:
Слайд 3
- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
- коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
- профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет в дальнейшем работать на производстве.
Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий воспитанников с отклонениями в развитии, и ничем не отличаются в праве на труд от других членов общества.
Главным направлением профориентационной работы является воспитание у воспитанников интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.
Социализация воспитанников с интеллектуальной недостаточностью представляет собой процесс становления человека как общественного существа. Он включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на воспитанников. Ее составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, обучение труду и воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время.
Слайд 4
Накопление социально-бытовых знаний и умений, а также трудовых навыков должно идти постепенно, последовательно и систематично. Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с воспитанниками. Обязательным условием является практическая направленность обучения, вариантность его содержания и форм.
Таким образом, возможности социализации в процессе трудовой деятельности, огромны, необходимо уметь правильно выстроить работу с воспитанниками с ОВЗ.
При правильной организации уроков значительно расширяется бытовой и социальный опыт умственно отсталых ребят. Учащиеся знакомятся с организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У воспитанников развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. В таких случаях на первое место выходит наличие в школе специально оборудованного кабинета СБО. Хорошо оборудованный по тематическим зонам кабинет СБО – это основа организации работы учителя и учебной деятельности учеников. Условия учебного кабинета благоприятствуют повышению эффективности коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины воспитанников. Занятия в кабинете помогают учителю реально показать учащимся, в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.
Достичь желаемых результатов в процессе социально-бытовой ориентировки воспитанников с ОВЗ помогает воспитательная работа.
Слайд 5
Во внеурочное время повторяются, закрепляются и расширяются знания и умения учащихся, полученные на уроках. Проведение внеурочных мероприятий по СБО (проведение бесед, посещение концертов и кинофильмов, различные конкурсы, экскурсии по городу, на предприятия города) способствует социальной адаптации воспитанников.
Роль семьи в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни ограничена. Но родители совместно с педагогами должны формировать у воспитанников ценности, нормы и правила поведения, принятых в обществе. В школе проводятся консультации с родителями, родительские лектории о семейном укладе, о значении семьи для ребенка, о распределении семейных обязанностей, как правильно готовить воспитанников к самостоятельной жизни и др.
Изучение предмета СБО в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах является важным звеном в жизни воспитанников с недостатками интеллектуального развития. Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам».
Уроки социально-бытовой ориентировки помогают воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни, стрессоустойчивыми, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.
Литература
- Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: «Школа–пресс», 1994.
- Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Сентябрь, 1997.
- «Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя» / Л.В.Ботякова, А.Е.Голомшток, С.С.Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.
- Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н.Э. «Профессиональная ориентация в УПК»; М.: Педагогика, 1985 г. (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки);
- «Школа и труд» / под ред. П.Г.Атутова, В.А.Кальнес. - М.: Педагогика, 1987 г.
- «Школа и выбор профессии» / под ред. В.А.Полякова, С.Н.Чистяковой, Г.Г.Агановой. - М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);