Технологическая карта урока литературного чтения во 2-м классе «Русские народные песни. Колыбельные»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: колыбельные песни, русские народные песни


Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного народного творчества: русскими народными песнями; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные
результаты

Предметные:

  • научатся: передавать эмоциональное настроение, определять понятие «действующее лицо»;
  • получат возможность научиться: слушать и анализировать музыкальные произведения.

Метапредметные:

  • познавательные: владеют умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
  • коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Личностные:

  • принимают образ «хорошего ученика»;
  • имеют целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур средствами литературных произведений;
  • проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
  • внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
  • нравственному содержанию поступков

Основное содержание темы, понятия и термины

Колыбельные песни — древнейший жанр фольклора, предназначенный для убаюкивания ребёнка. Их ключевая функция — успокоить младенца и вызвать сон, что определяет специфику формы и содержания.

Композиционно-смысловые элементы:

  • призывание сна («Баю-баюшки-баю»);
  • изгнание вредителя («Придёт серенький волчок…»);
  • приглашение успокоителя («Сон да Дрема, приди к Ване в голова»);
  • одаривание и пожелания благополучия;
  • образы колыбели, животных (кот, волк, голуби), природных явлений.

Социально-культурное значение

Колыбельные:

  • передают материнские чувства, заботу и надежды на счастливое будущее ребёнка;
  • формируют первичное восприятие мира у младенца;
  • сохраняют этнокультурные традиции через образы и мотивы;
  • служат средством эмоциональной связи между матерью и ребёнком.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

Рабочая тетрадь

Оборудование

Мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, графическая модель «Лесенки достижений»; выставка предметов русского народного творчества; музыкальные записи с русскими народными песнями

Сценарий урока

Ресурсный материал