«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
В.А.Сухомлинский
В последние годы мы все чаще слышим от детей – «А зачем учить математику?». У нас, поколения 80-х, таких вопросов не возникало – учим потому что надо. Но ведь не секрет, что практика последних лет показывает - число детей, для которых обучения превращается в тяжелую повинность, растет. Поколение Z, рожденное в начале 21 века, любит учится, они готовы постигать новое и если от них мы слышим вопрос «Зачем?», то стоит насторожиться – у детей пропала мотивация. А ведь сегодня, на смену поколения Z, в школу уже пришли дети поколения Альфа. А они практичны почти во всем, не стесняются лишний раз задавать вопросы. В особенности их волнует вопрос, как использовать приобретенные знания в повседневной жизнедеятельности.
Роль мотивации в обучении высока и согласно реализации ФГОС. Ведь наши дети должны уметь не просто считать, находить объемы гипотетических цилиндров или складывать десятичные дроби. Они должны уметь пользоваться этими навыками в своей повседневной жизни.
Учение станет для детей интересным тогда, когда они сами увидят значимость полученных знаний.
Возникает закономерный вопрос: как мы можем повысить мотивацию современных детей с учетом ФГОС, который затрагивает такой важный аспект, как функциональная грамотность.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели. Мотивация - это динамический процесс формирования и функционирования мотива.
Так что же побуждает ребенка изучать математику? Внешние мотивы: похвала родителей, новый телефон за хорошую оценку в четверти или внутренние: желание познать неизведанное?
В своей работе с детьми особое внимание уделяю познавательным мотивам, которые побуждают ученика развивать свои склонности и возможности, оказывая влияние на формирование УУД.
Есть много приемов, которые влияют на формирование мотивации. Расскажу о своем опыте работы лишь с некоторыми из них.
Это апелляция к жизненному опыту детей и создание проблемной ситуации.
Создание проблемной ситуации и опора на жизненный опыт очень увлекают детей. Подходит как для учеников 5-х классов, так и для более старших ребят. Только пути решения у них будут немного разные.
Так, качестве домашней работы, предлагаю учащимся 5-го класса узнать стоимость определенных товаров в различных сетевых магазинах. Например, «Магнит», «Монетка», «Пятерочка». Если кому-то далеко добираться до этих магазинов, посещают ближайшие магазины у дома. Детям надо выяснить стоимость товаров на муку, яйца, молоко, сахар и яблоки в этих магазинах, посмотреть, где и какие товары можно купить дешевле и посчитать, хватит ли 400р на такую покупку. Такая работа наглядно демонстрирует необходимость умения складывать десятичные дроби. Результаты таких работ удобно представлять в сетевых презентациях Google, где каждому обучающемуся или каждой группе, паре предлагается заполнить свой слайд.
Для шестиклассников усложняю задачу и отправляю в магазин с просьбой найти данный товар, но со скидкой и посчитать стоимость покупки с учетом скидки. Ребята прочувствуют необходимость правильно находить процент от числа.
Вкусное завершение таких уроков – предложить детям что-то испечь дома с применением указанных продуктов и принести в класс. Такой урок дети точно не забудут и придут на следующий с горящими глазами.
При изучении темы «Действия с обыкновенными дробями» в 5 классе, адаптируем рецепт Шарлотки для мамы на 8 марта. Приношу на урок готовый рецепт данного пирога, но указываю меру всех ингредиентов в виде дробей. Например, ¼ кг муки, 2/3 кг яблок, 3/10 кг сахара и т.п. А на уроке вместе с детьми пересчитываем эти ингредиенты в граммах. Так же, на уроке, считаем и стоимость продуктов, необходимых для этого пирога и здесь тоже появляется необходимость применять действия с обыкновенными дробями. Таким образом, познавательная и практическая деятельность обучающихся находятся в тесном единстве и переплетаются.
При изучении темы «Проценты» в 5 классе предлагаю детям накопить на новый телефон с помощью банковского вклада, если положить на вклад их карманные деньги или деньги, подаренные на день рождение. Здесь ребята могут выбрать самостоятельно процент вклада и срок, на который они положит свои деньги. Такая работа дается на дом как недельное творческое задание. Учащиеся могут сами придумать задачу подобного рода, нарисовать рисунок к задаче. Таким образом, в процесс будут вовлечены даже те, кто пока в теме не разобрался.
При изучении темы «Диаграммы» предлагаю составить диаграммы заболеваемости учащихся по классам за определенный месяц, количества мальчиков (девочек) в каждом классе или результативность учащихся в олимпиадах в разные года работы школы. Дети не только с интересом строят диаграммы, но и почерпнут информацию о деятельности школы. Готовые диаграммы, учащиеся отправляют мне в чат электронного дневника, я их распечатываю, и мы устраиваем выставку диаграмм в классе.
Стоит отметить, что задания подобного рода не только мотивируют учеников к изучению математики и развивают математическую грамотность, но и являются инструментом развития финансовой грамотности, как еще одной составляющей функциональной грамотности.
Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у ученика должна возникнуть внутренняя потребность в знаниях, а также желание активно действовать по их приобретению. Если на уроке ученик переживает свои успехи, - это мощный фактор развития мотивации.
Стремлюсь формировать и поддерживать у учеников устойчивую мотивацию к развитию познавательных УУД на уроках математики, и воспитывать интерес к предмету в целом.
Результаты мониторинга сформированности универсальных учебных действий показывают, что 85% обучающихся показали высокий уровень формирования коммуникативных УУД; 82% - познавательных УУД; 78% - регулятивных УУ.
Считаю, что такие приемы в работе педагога являются не только хорошим мотивационным моментом, но и важным звеном в формировании функциональной грамотности учащихся.
У школьников появляется возможность реализовать индивидуальные проекты, приобрести навык участия в групповой работе, развивать рефлексивные навыки и уровень самоорганизации, формировать ответственность за результаты учебной деятельности. Обучающийся моделирует, проектирует, исследует, работает в группах, в парах, то есть активно взаимодействует. А что может быть интереснее?
Педагоги при применении различных приемов мотивации обучения повышают эффективность педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов. Получают возможность использовать новые виды контроля и коммуникации в педагогическом процессе, получают возможность организовать обучение в соответствии с современными требованиями ФГОС, повышать собственный уровень научно-методической подготовки, а самое главное повышать мотивацию познавательной деятельности обучающихся.