Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире.
Сенсорная культура — это совокупность знаний, навыков и умений, которые ребенок приобретает в процессе восприятия и осознания окружающего мира через органы чувств. Эти навыки не только способствуют развитию познавательных процессов, но и являются основой для формирования эмоциональной, социальной и когнитивной зрелости.
Для детей дошкольного возраста сенсорное развитие имеет огромное значение, так как в этот период ребенок активно исследует мир, воспринимает его через разнообразные сенсорные каналы и формирует представления о явлениях и объектах, которые его окружают. Умение воспринимать, анализировать и классифицировать информацию, поступающую через органы чувств, служит основой для успешного обучения и дальнейшего интеллектуального роста.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания -запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Процесс воспитания сенсорной культуры у детей дошкольного возраста требует внимательного подхода и использования различных методов, направленных на стимулирование сенсорных восприятий. Важно понимать, что для эффективного развития сенсорных навыков необходимо учитывать возрастные особенности детей и создавать разнообразные условия для их сенсорного восприятия.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков- и зрительное восприятие начертания букв. Готовность ребенка к школьному обучению во многом зависит от его сенсорного развития.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода, знакомится с музыкой, живописью и скульптурой. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Огромное значение имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра, и их оттенки по светлоте и насыщенности, эталоны формы - геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов есть и в слуховом восприятии – это фонемы родного языка, свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорных эталонов - это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить – это не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, анализировать и выделять свойства различных предметов в самых разных ситуациях.
Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «Единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Рассмотрим вопрос знакомства детей с системами сенсорных эталонов. Сначала происходит знакомство детей с основными образцами, а позднее с их разновидностями.
Важно предлагать детям задания на сопоставление различных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. От детей требуется запоминание и использование их названий.
Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (цветные) цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета – белый, серый, черный.
Особый характер носят эталоны величины. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака – это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона.
Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы различные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (например, получали все более бледные оттенки при разведении красок). Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязаемо. Формированию представлений о величине способствует выстраиванию предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.
Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет, самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.