Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию элементов проектной деятельности во внеурочной деятельности по математике

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Пояснительная записка

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Возникает необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях общего образования.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования.

Данный сборник методических рекомендаций для учителей начальных классов дает возможность не только понять, что подразумевается под проектной деятельностью, но и так же возможности ее использования на таком этапе работы учителя как внеурочная деятельность в рамках учебной дисциплины «математика».

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся.

Одной из форм в образовательной деятельности является «метод проектов». Данный сборник представлен в следующем содержании:

  • Консультативный материал для учителей «Проектная деятельность в рамках реализации внеурочной деятельности по математика»
  • Сборник проектов
  • Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ.

Консультативный материал для учителей «Проектная деятельность в рамках реализации внеурочной деятельности по математика»

Консультация для учителей направлена на расширение знаний о проектной деятельности в начальной школе во внеурочной деятельности, в рамках математики.

В помощь учителю.

Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.

Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – занятие-исследование.

Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.

Модель исследовательской деятельности учащихся:

  • постановка проблемы
  • прояснение неясных вопросов
  • формирование Гипотезы исследования
  • планирование учебных действий
  • сбор данных
  • анализ и синтез данных
  • подготовка сообщений
  • выступление с сообщениями
  • ответы на вопросы, корректировка
  • обобщение, выводы
  • самооценка

Педагогическая деятельность учителя

  1. Целеполагание.
  2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
    • Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
    • Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
    • Организация процесса рефлексии.
  3. Анализ процесса учителем.

2 этап – занятие-проект

Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

Учебный проект как технология

Основная ценность проекта – общий конечный результат

Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.

Мотивация:

  • Определение цели проекта и этапов достижения цели;
  • Распределение ролей и планирование работы

Этапы работы:

  1. Сбор информации
  2. Обсуждение данных, систематизация
  3. Выдвижение гипотезы
  4. Изготовление моделей (макеты, сценарии)
  5. Выбор способа представления результатов
  6. Распределение ролей для защиты
  7. Защита (презентация)
  8. Коллективное обсуждение защиты, оценка

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Типология проектов

1. Исследовательские

Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

2. Творческие

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)

3. Игровые

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

4. Информационные

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

5. Практико-ориентированые

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Так же в ходе работы над проектом учителю необходимо проходить 5 стадий:

Стадии работы над проектом – это «пять П»:

  1. Проблема
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация.

Шестое «П» проекта — его портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации. Важным правилом выполнения проекта является то, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Таким образом, важный является каждый этап проектной деятельности. Проект требует на завершающем этапе своего продукта.

Сборник паспортов проектов для внеурочной деятельности по математике

Данный сборник может быть использован учителями начальных классов для повышения уровня исследовательских навыков. Так же в ходе его реализации будут формироваться такие навыки как:

  • умение видеть проблемы;
  • умение вырабатывать гипотезы;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение давать определения понятиям и другие.

Паспорт проекта для учителя на тему «Быстрый счет легко и просто»

Название проекта

Быстрый счет легко и просто

Предмет

Внеурочное занятие по курсу «Математический калейдоскоп»

Класс

2

Тип проекта

  • По целям и задачам – информационный
  • По предметно-содержательной области – предметный, монопроект (проведен в рамка внеурочного курса «Математический калейдоскоп»)
  • По характеру контактов между участниками – внутриклассный
  • По продолжительности – среднесрочный (6 занятий)

Цели и педагогические задачи

1.Исследование методов и приемов быстрого счета, обучение их использованию
2. Сотрудничество учащихся в группах (коллективно-распределенная деятельность) при решении общей задачи;
3.Проверка учений пользоваться предложенной информацией, зафиксированной разными способами, и на основе проведенного анализа осуществлять выбор оптимального решения.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

1. Используя литературу, изучить приёмы быстрого счета, научится их эффективному использованию.
2. Провести анкетирование одноклассников, с целью выбора наиболее необходимого приемы быстрого счета.
3. Освоение правил использование приемов быстрого счета, обучение приемам одноклассников.
4. Составление памятки по использованию приемов быстрого счета «Быстрый счет легко и весело»

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:
- усвоение материала о приемах быстрого счета и возможность применения полученной информации в нестандартной ситуации;
- умения, работая в группе, создавать конечный продукт в виде памятки;
- умения доносить полученную информацию до своих одноклассников.

Способ и формат оценивания результатов работы

В результате проекта оценивается:
- владение необходимым предметным материалом;
- умение оценивать полученные данные в результате анкетирования своих одноклассников;
- умение представлять полученные данные в виде памятки;
- умение работая в группе выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение всей задачи в целом;
- умение обосновывать свое решение.

Описание проекта

Данный проект предназначен для 5-6 человек. В ходе проект для всех обучающихся предназначены следующие задания:

  1. Сбор информации о приемах быстрого счета.
  2. Составление сборника о методах и приёмах быстрого счета.
  3. Анкетирование на тему «Быстрый счет это весело» своих одноклассников.
  4. Составление памятки по использованию приемов быстрого счета «Быстрый счет легко и весело»
  5. Обучение одноклассников наиболее важным приемам быстрого счета.

Итогом работы над проектом станет создание памятки в класс и обучение всего коллектива приемам быстрого счета, которые в дальнейшем могут пригодиться на учебных дисциплинах.

Анкета для обучающихся:

  1. Зачем нужно уметь считать?
  2. Знаешь ли ты приемы быстрого счета, какие?
  3. На каких предметах тебе могут они понадобиться?
  4. Хочешь ли ты ими овладеть?

См. продолжение работы