Класс: 5.
Тема раздела: Проценты.
Цель урока: систематизировать знания учащихся по решению задач на нахождение процента от числа, числа по его процентам и на процентное отношение.
- Предметные результаты: решает задачи на проценты (нахождение процента от числа, числа по его проценту, процентного отношения одной величины от другой).
- Метапредметные результаты: умеет классифицировать задачи по способу решения; моделируе тход решения задачи приводит, разбирает, оценивает различные решения текстовых задач.
Функциональная грамотность: оперирует понятием «процент» в реальных жизненных ситуациях, критически оцениваетполученный результат, осуществляет самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию задачи, находит ошибки.
| Действия учителя | Действия учеников |
||||||
Приветствует учеников |
Приветствуют учителя |
||||||
Проводит актуализацию знаний. Предлагает выполнить задания. 1. Найти процент от числа. Найти: 2. Найти число по проценту. Найдите число, если: 3. Найти процентное отношение. Сколько процентов составляет: Предлагает проверить полученные результаты по готовым ответам на экране. |
Выполняют задания индивидуально и осуществляют взаимопроверку (в парах) по готовым ответам на экране. Ответы: 1. Найти процент от числа: 2. Найти число по проценту: 3. Сколько процентов составляет: |
||||||
Учащимся предлагаются задачи на разные способы решения, которые нужно разбить на группы по определенному признаку. 1. В магазин завезли 350 кг сахара. В первый день продали 24 % сахара. Сколько килограммов сахара было продано в первый день? 2. В зоопарке 800 попугаев. Из них 46 % умеют разговаривать. Сколько попугаев умеют разговаривать? 3. В классе 30 человек, из них девочек – 18. Сколько процентов девочек в классе? 4. Металлический конструктор состоит из 300 деталей. 12% этих деталей гайки. Сколько гаек в металлическом конструкторе? 5. У Лены в аквариуме 8 меченосцев, что составляет 40% всех ее рыбок. Сколько всего рыбок у Лены в аквариуме? 6. На олимпиаде школьная команда набрала 72 очка. Сколько очков можно набрать на олимпиаде, если набранные командой очки составляют 80% из всех возможных? 7. Ученик прочитал 138 страниц, что составляет 23% числа всех страниц в книге. Сколько страниц в книге? 8. У Гриши было 80 к. Он купил тетрадь за 20 к. Сколько процентов своих денег потратил Гриша на тетрадь? 9. В книге 600 страниц. Мальчик прочитал 138 страниц. Сколько процентов всей книги он прочитал? 10. На пришкольном участке нужно высадить цветы: астры, бархатцы и розы. Астр – 40% всех высаженных цветов, бархатцев – 58% всех высаженных цветов, и 126 роз. Сколько всего цветов нужно высадить на пришкольном участке и сколько будет высажено бархатцев и астр? |
Классифицируют задачи по выделенному признаку, заполняют таблицу.
|
||||||
Предлагает проверить, как учащиеся распределили задачи по группам: |
Предлагают свои варианты, обосновывают свой выбор.
|
||||||
Все ли задачи вам удалось распределить по группам? |
Дают ответ на вопрос. Исключают задачу №10. Обосновывают. |
||||||
Предлагает вернуться к задаче №10 позже, а сейчас выполнить решение каждого типа задач по рядам: |
Работают в парах по рядам. В ходе работы пары одного ряда могут взаимодействовать, проверять решения друг у друга. |
||||||
Предлагает учащимся представить своё решение у доски. |
Представители от каждого ряда показывают своё решение у доски. |
||||||
Как можно проверить правильно ли мы решили задачу, правильно ли получен ответ? (соответствует ли полученный результат условию задачи) |
Предлагают свои варианты |
||||||
Акцентирует внимание на трех типах задач на проценты, предлагает заполнить таблицу, составив план решения каждого типа задач. |
Работают с таблицей, составляют план
|
||||||
Предлагает вернуться к задаче, которая не вошла ни в одну из трёх предложенных групп и разобрать ее решение № 10. На пришкольном участке нужно высадить цветы: астры, бархатцы и розы. Астр – 40% всех высаженных цветов, бархатцев – 58% всех высаженных цветов, и 126 роз. Сколько всего цветов нужно высадить на пришкольном участке и сколько будет высажено бархатцев и астр? |
Рассуждают, отвечают на вопросы. Составляют план решения задач |
||||||
Подведем итог урока. |
Подводят итог. Отвечают на вопросы. |
||||||
Домашнее задание. 1. Выбрать три задач на каждый тип из предложенных. |
Записывают домашнее задание. |