В педагогической среде сейчас все увереннее звучит постулат, что «от веры в образование как механизм трансляции знаний следует двигаться к образованию как индустрии возможностей (разнообразных мотивов и смыслов). Сегодня выигрывают учителя, методики, учебники, которые работают с мотивами школьников и стараются дать основу для развития их субъектности в ходе учебы» (Асмолов А.Г. «Психология достоинства: Искусство быть человеком»). А это значит, что современная педагогика в своем инструментарии должна иметь полный психологический набор технологий поддержки и развития молодого поколения (в частности, школьников).
Данная работа направлена на практическую помощь учителям в овладении многообразными психологическими знаниями, дающими возможность повышать качество педагогического процесса, а также реализовывать сложные воспитательные функции.
Сегодня явно присутствует сложность с определением тех психологических навыков («мягких» навыков), которые необходимо в первую очередь развивать педагогу. Так исследования педагогов Римской бизнес-школы выделяют следующих список soft-skills [7]:
- Настойчивость
- Способность устанавливать связи
- Способность работать в команде
- Эмпатия
- Ориентированность на действие
- Способность работать под давлением
- Социальная открытость
При это за бортом исследования остаются такие навыки как:
- Лидерство
- Умение решать конфликты
- Стрессоустойчивость
- Эмоциональный интеллект
- Ориентированность на результат
- Оптимизм
- Навыки публичного выступления
- Гибкость мышления
- Самомотивация
- Критическое мышление
- Организационные навыки
- Толерантность
Таким образом, на сегодняшний день, как нам представляется, поддержка учителей в области «мягких» навыков остается достаточно неисследованной зоной, так как еще даже сам список этих навыков не определен.
В рамках работы школьной психологической службы МАОУ СОШ № 9 им Героя Советского Союза Д.К.Курыжова (г.Домодедово) мы, совместно с учителями определили те психологические знания и навыки, которые необходимы в первую очередь. Среди комплекса мероприятий, поддерживающих и развивающих мягкие навыки учителей, нами используется такой формат как мини-дайджест («краткое изложение», «резюме») по определенным темам психологического знания.
Дайджест в виде инфографики рассылается ежемесячно учителям школы, по итогам ознакомления с ним проходит онлайн-сессия вопрос-ответ по изученной теме.
В приложении мы представляем примеры нескольких выпусков «Психологической инфографики в помощь учителю».
По итогам шести месяцев использования данного формата работы мы увидели повышение вовлеченности учителей в проект и повышение интереса к данной теме (от 4 учителей при запуске проекта к 15 участникам проекта по итогам 6 месяцев).
Литература
- Алмазова А.А., Ерохина Е.Л., Чертов В.Ф., Шаронова О.В. Ключевые аспекты формирования «мягких навыков» у будущих педагогов // Наука и школа. 2022. № 6. С. 259–268.
- Бубнова И.С., Пирожкова О.Б. Оценка soft-компетенций педагогов: разработка и апробация опросника // Казанский педагогический журнал. 2020. №5. С. 44–51.
- Гетманская Е.В., Чертов В.Ф. Мягкие навыки учи теля как категория концептуальных и прикладных зарубежных исследований // Педагогика и психология образования. 2023. № 1. С. 21–41.
- Румянцева О.В. Исследования soft skills в высшем образовании: топ-100 в международной базе Scopus // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 4. С. 593–607
- Ускова Б.А., Фоминых М.В. Методика формирования soft skills у студентов вузов: теоретический и практический аспекты // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2022. Т. 19. № 1. С. 77–92.
- Цымбалюк А.Э., Виноградова В.О. Психологическое содержание soft skills // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 6 (111). – С. 120-127.
- Чертов В.Ф., Ерохина Е.Л., Гетманская Е.В. Стратегии развития «мягких навыков» учителя: проблемы и перспективы исследования // Наука и школа. 2023. № 6. С. 126–137.