ЦОР как средство формирования предпосылок УУД у дошкольников с ОВЗ при организации образовательного процесса

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, ЦОР


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Рубрика

Данные

Ссылки на проведенные мероприятия

Проектировочный компонент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра классификация «Собери урожай»
https://learningapps.org/display?v=poafomkea23
Игра классификация «Разложи по полочкам»
https://learningapps.org/watch?v=pa9z1pbu323
Игра классификация  «Что это такое?»
 https://learningapps.org/watch?v=ph060cob223
Игра скачки «Четвёртый лишний»
https://learningapps.org/watch?v=pk9n3zs5n23
Игра хронологическая линейка
«Составь рассказ»
https://learningapps.org/watch?v=p0ay4iwgn23
Игра найти пару «Скажи наоборот»
 https://learningapps.org/watch?v=ppuxtkpn523
Игра простой порядок «Посчитай»
https://learningapps.org/watch?v=pv0z4nk2c23
Игра пазл «Угадай-ка», «Когда это бывает»
https://learningapps.org/watch?v=pdsjcbftt23
Игра хронологическая линейка «Какое это время суток»
https://learningapps.org/watch?v=p4gem066a23
Игра хронологическая линейка «Дни недели»
https://learningapps.org/watch?v=p2e2usum223
Игра пазл «Угадай-ка», «Часть и целое»
https://learningapps.org/watch?v=pfcj8gyw323
Игра пазл «Угадай-ка», «Он, она, оно, они»
https://learningapps.org/watch?v=pvairioj523
Игра классификация, «Опиши предмет»
 https://learningapps.org/watch?v=pvxjf1bva23
Игра классификация «Подбери картинку к нужной схеме»
 https://learningapps.org/watch?v=p1t9jm9bc23

Тип (средней продолжительности, долгосрочный

долгосрочный

Вид

практико-ориентированный

Участники

дети дошкольного возраста 6–7 лет, педагоги, родители, социальные партнеры.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ как предпосылки их дальнейшего успешного систематического коррекционного обучения на основе использования ЦОР.

Задачи проекта:
- создание педагогических
условий в образовательной деятельности, обеспечивающих развитие цифровой информационной компетентности дошкольников и формирования УУД;
- создание и систематизация продуктов деятельности;
- повышение эффективности коррекционного образовательного процесса, качества знаний, активизации познавательной деятельности дошкольников;
- формирование комфортной учебной среды, где ребёнок может преодолеть неуверенность в своих действиях;
- Повышение эффективности коррекционного образовательного процесса при взаимодействие с родителями и социальными партнерами.

Актуальность

Современное общество, в свете все более высоких требований, предъявляемых к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества образования (в тои числе обучяющмхся детей с ОВЗ) с информатизацией образовательного процесса.
Важно организовать коррекционный процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогам в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных ЦОР, в том числе компьютерных.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования.
Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования.
Впервые на уровне нормативных документов в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования выделены предпосылки универсальных учебных действий (УУД), способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Актуальность вытекает из потребностей совершенствования системы дошкольного обучения, как первой ступени образования. Кроме того, недостаточное количество литературы по формированию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста приводит к разрыву обучения: младшие школьники, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.

Проблема

В настоящее время в дошкольном образовании в связи с реализацией ФГОС ДО очень активно происходит поиск инновационных подходов к проектированию образовательной деятельности с учетом целевых ориентиров. Проблема формирования предпосылок универсальных учебных действий в условиях реализации инновационной модели – одна из самых сложных в реализации целевых ориентиров ФГОС ДО, ведь необходимо найти новые подходы, выбрать современные средства и методы. ФГОС ДО п.4.7. целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Сегодня коррекционный процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

Предварительная работа

Согласование темы проекта, выбор названия проекта, определение цели и задач, изучение программно-методического материала по направлению работы, подбор интерактивного материала, разработка сценариев образовательных ситуаций в технологии деятельностного метода «Ситуация», составление плана по реализации проекта, выбор продукта проекта.

Литература

1. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
2. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000 г., No 11.
3. Соколова Е.Б. «ИКТ приходит в садик».
4. Трунина В.Н. «Применение ИКТ в образовательной деятельности ДОУ».
5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» М.: Баласс, 2014
6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 4-5 лет. М.: Баласс, 2018
7. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет». М.: ТЦ Сфера, 2015 г.
8. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Познавательное развитие «Ребенок и окружающий мир» методические рекомендации к программе «Мир открытий». М.: Просвещение, 2021 г.

Наглядный демонстрационный материал

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 6-7 лет. Демонстрационный материал. – М.: Ювента, 2012. Интерактивная доска, проектор, компьютер, Мультстудия «Я творю мир».

Формы реализации проекта

- Дидактические интерактивные игры и упражнения;
- проблемные ситуации;
- овладение символами, моделями, мнемотехникой (с использованием программы PowerPoint);
- творческие задания;
- организация встреч с социумом (школой, библиотекой);
- проведение логопедических занятий (с использованием проектора, компьютера, интерактивной доски, мультстудией);
- просмотр мультфильмов;
- беседы учителя-логопеда с использованием интерактивных досок и проекторов;
- конкурсы чтецов.

 

План действий по реализации проекта (подробное описание мероприятий (действий) по реализации проекта: цель, содержание, промежуточный результат)

1 этап – подготовительный

Согласование темы проекта, выбор названия проекта, определение цели и задач, изучение программно-методического материала по направлению работы, подбор наглядного и дидактического материала, подбор художественной литературы, разработка сценариев образовательной ситуации в технологии деятельностного метода «Ситуация», составление плана по реализации проекта, выбор продукта проекта.

 

 

2 этап - основной

Реализация проекта.
Работа над реализацией проекта начинается с вводной ознакомительной беседы и знакомством с интерактивной доской и ее элементами, а так же правилами работы с ней.

Практическая работа
• Игра на знакомство «Напиши, как тебя зовут».
• Беседа по картинкам «Как работать с интерактивной доской».
• Дидактическая игра «Собери картинку».
• Отработка навыков движения курсора, нажатием пальцем по экрану, перемещение объектов по экрану.
В течение года дети знакомились с Мультстудией «Я творю мир», учились перемещать предметы, записывать аудио совместно с родителями и педагогами, пользоваться видеокамерой.

Взаимодействие со Щелковской юношеской библиотекой.
Взаимодействие со школой:
-ознакомительная экскурсия по школе;
- проведение уроков с использованием проектора: «Творчество П.И.Чайковского», просмотр мультфильма «Щелкунчик»; урок рисования «Грибная поляна», с использование презентации «Нетрадиционная техника рисования»
(Реализация плана, в различных видах деятельности)
- НОД по обучение грамоте, развитию речи, окружающему миру, развитию математических представлений, ИЗО деятельности (показ презентаций, работа с интерактивной доской)

 

3 этап - контрольно-оценочный

 

Организационный компонент

Итоговое мероприятие

Создание мультфильма «Дюймовочка» (с отработкой поставленных звуков), Создание «Кейса мультимедийных материалов».

 

Мотивация

Научиться создавать мультфильм и побывать в роли режиссера…

 

Структура проведения итогового мероприятия

Итоговым мероприятием нашего проекта было создание мультфильма «Дюймовочка», с использованием мультимедийного образовательного модуля.
Мультстудии «Я творю мир».
В данном мероприятии приняли участие дети старшего дошкольного возраста (компенсирующей направленности) и их родители. Для постановки мультфидьма были использованы атрибуты, изготовленные совместно с родителями, и детские работы, изготовленные на занятиях (ИЗО).

 

Рефлексивный компонент

Анализ проведенной деятельности с указанием задач и решений к ним

На практике задачи формирования любых навыков, в т.ч. предпосылок УУД, решаются благодаря организации игровой, творческой, учебной, исследовательской, практической деятельности дошкольников в форме определенных заданий. Эти задания были подобраны с учетом интересов детей, проектов, реализуемых в группе, тематического планирования. На основе этого были созданы игровые ситуации для работы на интерактивной доске.
Использование интерактивной доски совместно с программным обеспечением дало безграничные возможности для создания групповой творческой интерактивной среды при проведении непосредственно образовательной деятельности.
Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволило моделировать различные ситуации.
Для ребенка применение ЦОР при обучении помогло самоутвердиться, самореализоваться, побудило к исследованию, развило деятельностные навыки, сняло страх отвечать у доски и повысить мотивацию.
Образовательная деятельность с применением ЦОР помогла детям овладеть предпосылками универсальных учебных действий (дети учились слушать задание, выполнять его по заданным условиям, внимательно смотреть, как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки).
Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребенка, как «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой, я использую в своей работе такую инновационную технологию как «Мерсибо» и пользуюсь интерактивными речевыми играми в разных видах деятельности.

Данный проекта оказался очень эффективным и актуальным на сегодняшний день. Работа над проектом увлекла детей, педагогов и родителей. В будущем, планируем продолжить работу по изучению и применению ЦОР в различных видах деятельности, во всех возрастных группах

 

Перспектива

Поставленная нами цель достигнута, но осталось много моментов, которые не освещены в данном проекте. В дальнейшем планируется продолжить накопление электронного материала для успешной коррекционной работы с детьми и родителями. Считаем, что данный проект можно использовать в старших группах детского сада, а также распространение данного проекта возможно посредством Интернет-ресурсов.

 

Презентация результатов проекта

Продуктами нашего проекта стали:
В работе с детьми:
- Создание тематических мультимедийных коррекционных презентаций в эллектронном формате (с использованием компьютерных программах Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher);
-Подборка интеактивных игр по всем разделам программы;
-Мультипликационный фильм «Дюймовочка».
- Создан «Кейс мультимедийных материалов».

В работе с родителями:
- Размещены ссылки в мессенджере на консультации на весь учебный год.
- Копилка видеороликов «Важные события нашей группы» мультиплатформенное приложение Splice);
- Создание мини поздравлений для детей и родителей (мультиплатформенное приложение Splice, Scoompa);
- Создание фильмов о жизни детей в детском саду (мультиплатформенное приложение Scoompa);
- Анкетирование (с использование googl-формы по средствам распространяемой на нее ссылки);
Для педагогов:
- Разработан «Методический портфель» (содержащий электронный материал для оформления родительских уголков);
- Копилка презентаций к занятиям по обучению грамоте, развитию речи, окружающему миру, ИЗО деятельности.
(с использованием компьютерной программы Microsoft Office PowerPoint);

«Ваш ребенок будущий первоклассник» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/11/19/konsultatsiya-dlya-roditeley-my-budushchie-pervoklassniki

«Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?» https://vk.com/doc127520689_604352873?hash=Ox3qVdfkopuoly9tIWxgQEHJgsarr3XZzKDPDAOoZ1X

«Полезные зимние витамины» https://vk.com/doc5113870_668504508?hash=YpR5nMO9hDByHIzSCTKzNYOnb7PY5cfudV0zurM3tic

«10 важных правил, как защитить здоровье детей зимой» https://vk.com/doc5113870_668504509?hash=FpuWkOVn23z2rUeeiUIO0iDlqwNckIkncFt3VIqjJQH

«Закаливание от простуды» https://www.maam.ru/kartinki/detskie/Zakalivanie-ot-prostudihwt-Papkawfperedvizhka

«Перелетные птицы» https://www.maam.ru/kartinki/detskie/Pereletnihe-pticihwt-Papkawfperedvizhka-dlya-detey