В помощь молодым педагогам: приемы преподавания английского языка в школе

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог, Как это делаю я: приёмы преподавания сложных тем учебной программы

Ключевые слова: английский язык


Почти каждый год в нашу школу приходят молодые специалисты-педагоги, которые только начинают свою деятельность. Очень важно поддержать у них желание посвятить свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения. Являясь учителем английского языка с 33-летним педагогическим стажем, хочу немного порассуждать о подходах в преподавании иностранного языка и таким образом помочь начинающим учителям иностранного языка справиться с теми проблемами, которые могут возникать у них на начальном этапе.

Известный английский методист Майкл Уэст сказал: «Язык - это предмет, которому нельзя научить, но это предмет, которому можно научиться». Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед учителем, - поддерживать и развивать личный интерес у каждого ученика в процессе обучения.

Ритм современной жизни, возможность общения с людьми разных стран, практическая потребность в овладении языком убеждают в важности изучения иностранных языков. Педагог понимает эту важность, но поймет ли ученик? Как заинтересовать ученика тем, что, может быть, пригодится ему нескоро?

Стереотипность некоторых учебников, отсутствие в обучении эмоциональных и игровых моментов, а также индивидуального подхода к ребенку - всё это снижает интерес детей к изучению языка. Учителю на уроках всё время приходится развивать и поддерживать любопытство в каждом ученике и показывать, что когда-нибудь способность говорить по-английски пригодится. Эта задача выполняется не всегда успешно. Почему? Может быть, проблема в том, что мы работаем в так называемых «смешанных группах».

На самом деле немногие учителя имеют роскошную возможность преподавать в классах, в которых все ученики обладают способностями одного уровня и одинаково мотивированны по отношению к английскому языку. Реально большинство классов состоит из учащихся разных как по уровню способностей, так и по уровню мотивации. Лично я сделала для себя следующие выводы:

  1. Нужно быть реалистичным и понимать, что такие «смешанные» классы - это правило, а не исключение в процессе обучения языку. Ученики отличаются друг от друга очень сильно. Действительно, почему все они должны одинаково хорошо выполнять задания и с равным энтузиазмом относиться к ним. Осознание этого факта - важный первый шаг.
  2. Одна из самых больших проблем заключается в том, что разным ученикам необходимо разное время на выполнение одного и того же задания. Те, кто заканчивают его первыми, откровенно скучают. Чтобы этого не происходило, необходимо отслеживать таких «быстрых» учеников и предлагать им дополнительные задания.
  3. Использование проектных работ. Проектные работы особенно хороши для учащихся, имеющих разный уровень способностей и мотивации, так как они позволяют им работать каждому на своем уровне. Такие работы могут выполняться как индивидуально, так и в группах. Работая индивидуально, сильные ученики имеют возможность выразить себя более свободно. Они могут использовать свои собственные идеи и употребить всё богатство лексики и грамматических структур, имеющиеся у них в запасе. Слабые ученики могут компенсировать свой низкий уровень языка, используя больше фотографий и рисунков. Если ученики работают в группах, то учитель может сформировать их как из одинаковых, так и разных по уровню учащихся. В смешанных группах сильные будут помогать слабым. Таким образом происходит максимальная реализация индивидуальных способностей каждого учащегося через коллективные формы обучения.
  4. Учителю следует узнать, что каждый ученик может сделать и использовать его возможности. Многие ученики успевают по одним предметам гораздо лучше, чем по другим. Возможно, у вас в классе окажутся такие, кому английский язык покажется трудным, но в то же время они будут прекрасно успевать по математике и рисованию. Стоит узнать как можно больше о талантах и интересах таких детей и постараться использовать их на своем уроке. Песни, загадки, игры помогают повысить интерес и мотивацию ребенка.

Хочется отметить, что коммуникативная направленность является основным принципом изучения языка. Она обеспечивается созданием условий для коммуникации: мотивов, целей и задач общения. Выбирая темы для общения, учитель ориентируется на то, что интересно детям данного возраста. Повседневные ситуации, которые близки и понятны подросткам во всём мире, вдохновляют их на разговор. Работая с современными курсами, мы можем сравнивать жизнь людей в Британии, США и России. Мы позволяем им узнать больше о музыке, досуге, семьях, домах и многом другом из жизни зарубежных подростков.

Необходимо затронуть вопрос о подходе в выборе средств обучения при изучении иностранного языка. Невозможно строить современный урок без использования новейших технических средств. Учащиеся должны иметь разнообразные учебные пособия, аудио- и видеоматериалы. Современные дети много времени проводят за компьютером. Таково веление времени. Появление новых интересных обучающих программ по нашему предмету сделало обучение намного интересней. Знание английского языка, в свою очередь, облегчает детям задачу овладения компьютерной грамотностью. Однако, не надо забывать, что использование электронных ресурсов должно быть строго дозировано.

Для учителя очень важно провести через весь учебный курс своё доброжелательное, заинтересованное отношение к учащимся, установить дух оптимизма, сотрудничества и товарищества, вселять в каждого ребенка веру в его силы. На уроке всегда должно найтись место для доброй шутки, улыбки и смеха.

Молодым специалистам надо помнить, что активная позиция педагога заключается и в том, что он все время занимается своим самообразованием, он учится изо дня в день, из часа в час, и у своего ученика, в том числе. Такой педагог способен оценить важность первостепенной задачи образования в наши дни - задачу формирования цельной личности. Только такой педагог сможет подготовить знающих, мыслящих людей, умеющих самостоятельно принимать решения и свободно ориентироваться в жизненных ситуациях; людей, способных вывести страну не только из экономического, но и духовного кризиса.

Хочется надеяться и верить, что наша замечательная смена достойно справится с этой задачей.