Методическая разработка урока по дисциплине «Налоговое право». Тема: "Применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц"

Разделы: Экономика

Классы: 10, 11


Место урока в теме и в программе по дисциплине: урок применения знаний и умений по теме «Налог на доходы физических лиц» в составе раздела «Характеристика федеральных налогов». Формирует умение по выделению элементов налогообложения и расчету налога. А также повторное умение в области финансовой и налоговой грамотности физических лиц, что особенно актуально для бухгалтеров и юристов в социальной сфере.

Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса: почему применение налоговых вычетов не должно являться проблемой для физических лиц (позволяет повысить финансовую грамотность и распространить знания среди населения).

Цель: отработать в течение 45 минут умение рассчитывать НДФЛ и представить графически применение налоговых вычетов. К концу урока каждый обучающийся

будет знать:

  • порядок исчисления налога на доходы физических лиц;

уметь (сможет продемонстрировать):

  • рассчитывать налог на доходы физических лиц;
  • применять налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц (представлять информацию графически).

Инструменты и критерии / показатели / индикаторы оценки достижения запланированных результатов: публичное выступление каждой группы обучающихся (презентация полученного результата в ходе решения кейса с помощью приема развития критического мышления через чтение и письмо «Кольца Венна»).

Организационно-педагогические условия проведения урока. Урок рассчитан на 45 мин. Как обычно урок начинается с приветствия.

Организационные моменты – 6 минут

Обучающимся озвучивается тема: «Применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)».

Цель: отработать в течение 45 минут умение рассчитывать НДФЛ и представить графически применение налоговых вычетов.

Задачи: закрепить знания по расчету НДФЛ; рассчитать НДФЛ по заданным кейсам; представить результат расчета графически с использованием приема «Кольца Венна» с условием применения налоговых вычетов по НДФЛ.

Для решения кейсов по расчету НДФЛ с применением различных налоговых вычетов используется групповая форма работы. Для этого необходимо разделить учебную группу на 3 малые группы с помощью цвета (каждый студент вытягивает из шляпы заранее нарезанную бумагу разного цвета). После определения состава малых групп обучающие пересаживаются ближе друг к другу.

Каждой малой группе педагог выдает кейс (3 малые группы – 3 разных кейса), методические указания по применению налоговых вычетов по НДФЛ, макет изображения «Кольца Венна», ватман, маркер, распечатанный QR-код для опроса после защиты кейса.

Работа в малых группах – 15 минут.

Обучающиеся в малых группа решают кейс, один из них при этом переносит на ватман макет изображения «Кольца Венна». Итогом является результат проведенных расчетов по НДФЛ. Студенты вписывают на ватман сумму налоговой базы, причитающиеся работнику стандартные налоговые вычеты, социальные или имущественные вычета (в соответствии с кейсом). А также итог – рассчитанный НДФЛ и сумму НДФЛ к возврату из бюджета (или сумму доплаты НДФЛ в бюджет).

Педагог в процессе работы оказывает помощь студентам, если возникают вопросы по работе с макетом изображения, контролирует время работы.

Презентация результата – 19 минут.

Каждая малая группа выходит и представляет результат решения своего кейса. Студенты показывают ватман с графическим изображением, озвучивают условия кейса и полученный результат. На защиту каждой группы отводиться 5 минут.

Педагог и слушатели могут задавать уточняющие вопросы по итогу защиты каждой группе. Если педагог обнаружил ошибки в представленных расчетах, то после выступления всех групп необходимо сообщить студентам о недостатках или математических ошибках.

Критерии оценки.

Решение кейса содержит минимум 5 действий (критериев): сумма стандартных вычетов, налоговая база, НДФЛ уплаченный, сумма социального либо имущественного вычета, сумма НДФЛ к возврату из бюджета (или доплате в бюджет).

Результат оценивается в баллах (максимум 10 баллов): 2 балла – расчет каждого показателя (критерия) сделан полностью и верно; 1 балл – расчет каждого показателя (критерия) имеет отклонения от стандарта (либо одну ошибку); 0 баллов – расчет не выполнен.

Перевод баллов в оценку:

  • 9-10 баллов – отлично;
  • 7-8 баллов – хорошо;
  • 5-6 баллов – удовлетворительно;
  • 0-4 балла – неудовлетворительно.

Рефлексия «Оставьте за мной последнее слово» – 5 минут.

Педагог подводит итог учебного занятия, озвучивает оценку деятельности обучающихся, и просит студентов с помощью представленного QR-код ответить на вопросы (высказать свое мнение о проведенном уроке).

  1. Перечень дидактических материалов: методические рекомендации по применению налоговых вычетов по НДФЛ (Приложение 1), кейсы с практическими ситуациями (Приложение 2), макет изображения «Кольца Венна» (Приложение 3), ватман, маркеры, распечатанный QR-код для опроса после защиты (рефлексия) (Приложение 4).
  2. Материально-техническое оснащение мастер-класса: рабочее место педагога: стол, стул, персональный компьютер, доска маркерная; рабочее место обучающегося: стол, стул, дидактические материалы.

Приложения