Авторская программа по русскому языку «Занимательная грамматика» для обучающихся 1-х классов

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательной грамматики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательная грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Реализуется в рамках раздела учебного плана по общеинтеллектуальному направлению для учащихся 1 класса, в год - 33 ч., в неделю - 1 ч.

Цель курса «Занимательная грамматика»: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Формы организации учебных занятий:

  • Беседа, коллективная, групповая, индивидуальная, игра, практикум

Основные виды деятельности учащихся:

  • Познавательная, игровая, ценностно-ориентированная.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В основу изучения положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Уровень

Полученный результат

Условия для достижения результата

Первый уровень

Приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 1-ГО КЛАССА

  • Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
  • Признаки гласных и согласных звуков.
  • Буквы русского алфавита.
  • Родственные слова.
  • Антонимы, многозначные слова.
  • Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

  • Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
  • Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
  • Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
  • Объединять слова в группы. Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
  • Составлять текст по вопросам учителя.
  • Работать со словарями.
  • Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Викторина: «ИНТЕРЕСНЫЕ БУКВЫ И ЗВУКИ»
  • Праздничный урок: «Путешествие не заканчивается…»

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

Содержание предмета

Кол-во часов

Цели учебной деятельности

Форма организации занятий

1

Волшебная страна «Фонетика» Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Удивительные звуки. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка“Про ошибку”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются. Игра-сказка “Пропавшие имена”. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.

12 часов

Соотносить звук и соответствующую ему букву. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Анкетирование. Игры «Расколдуй слово», «Да или нет», тесты. Викторины.

2

Волшебная страна «Грамматика»
Добрый“волшебник” - Ударение. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. Твердый знак.

7 часов

Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости-твёрдости (без терминологии). Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать условные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных. Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё, ю, я).

Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Работа в группах, дискуссии.

3

В стране «Слов»
Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра-соревнование “Кто больше знает слов на букву…”. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

3 часа

Осмысление понятий «слово», «знак», «знак-символ». Осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости). Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. Осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром.

Игры, беседы, групповая работа.

4

В гостях у частей речи Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

5 часов

Называть предметы окружающего мира. Произносить (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).

Игры, беседы, групповая работа.

5

Упражнения для закрепления Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ-беседа о роли орфографии. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.

6 часов

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой

Играем в загадки. Групповая работа, беседы.

 

Итого

33 часа

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ раздела

Наименование разделов

Всего часов

1

Волшебная страна «Фонетика»

12

2

Волшебная страна «Грамматика»

7

3

В стране «Слов»

3

4

В гостях у частей речи

5

5

Упражнения для закрепления

6

Итого

33

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебная литература

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2022 г.
  2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2023 г.
  3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал из серии «Свободный ум» под научной редакцией Е.В.Бунеевой. - М.: Баласс Издательство Школьный дом, 2020. - 96с.

Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2021. - 151 с.
  2. Методическое пособие Л.В. Мищенкова Юным умникам и умницам “Занимательный русский язык” ФГОС Издательство Рост книга 2021 г.
  3. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2021 г.