Сергеев И.С. считает, что уровень обучения в колледже предполагает такую организацию учебного процесса, в ходе которого у студентов пробуждался бы и формировался интерес к исследованиям. Именно при такой организации учебной деятельности среднее профессиональное образование оказывает специфическое воздействие на формирование личности [3].
Пересмотр знаний в сложившейся системе образования стал причиной того, что в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование личности, готовой к саморазвитию.
Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых:
- обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;
- формирование личностных качеств — нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;
- формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.
Все эти задачи успешно реализуются при обучении обучающихся проектной деятельности [1].
По мнению Поляничевой Н.О., метод проектов является целенаправленной, полностью самостоятельной деятельностью обучающихся, но руководимой преподавателем, направленной на решение какой-либо исследовательской или социально значимой проблемы, а также на достижение конкретного результата в виде какого-либо материального продукта[2]. Данный метод был разработан для того, чтобы найти различные способы и пути активного самостоятельного развития мышления у обучающегося с целью не просто обучить его запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
Проектная методика создает требования, которые необходимы для развития личности: отсутствие правил, ограничивающих ход мысли студентов; предоставление им полной самостоятельности; создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого студента в ходе поисковой деятельности. Необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы.
В ходе организации проектной деятельности преподаватель не должен сдерживать инициативы студентов и делать то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно, он должен учить их анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
Трайнев В.А. утверждает, что само по себе обучение с помощью проектов активно воздействует на мотивационную сферу студента, что на сегодняшний момент достаточно актуально. Работа над проектом позволяет находить решение к таким важным задачам, как:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- формирование умения анализировать (креативность и критическое мышление);
- формирование умения составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать информацию);
- формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы);
- организация проектной деятельности с целью формирования проектного мышления, обучающегося;
- мотивация студента на получение знаний;
- включенность всех обучающихся в самостоятельную работу;
- самостоятельное «добывание» требуемых знаний из различных информационных источников (в том числе сети Интернет);
- развитие умения пользоваться полученными знаниями для разрешения новых познавательно-практических задач.
К важным положительным факторам проектной деятельности можно отнести:
- повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора;
- развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата;
- формирование чувства ответственности происходит подсознательно — обучающийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор[4].
Таким образом, при совместной работе в рамках проекта можно наблюдать заинтересованность даже у слабых обучающихся, желание высказаться по интересующей их теме, красиво и оригинально оформить свою творческую работу, более увлекательно провести презентацию проекта. Студентам интересен не только результат, но и весь процесс создания проекта.
Преимущество проектной организации учебного процесса с использованием информационных технологий состоит в том, что такая деятельность вырабатывает следующие умения:
- планировать свою работу, просчитывая возможные варианты;
- использовать много источников информации;
- самостоятельно отбирать и накапливать материал;
- анализировать, аргументировать мнение;
- устанавливать контакты;
- создавать “конечный продукт”;
- представлять созданное перед аудиторией.
Эти умения в соединении с интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями являются социально-значимыми для формирования личности студента.
Использование метода проектов создает условия для более полной самореализации обучающихся в их познавательной и преобразовательной деятельности, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности и ответственности, умений планировать, принимать и оценивать результаты работы. В итоге обучающиеся приобретают опыт решения реальных проблем, необходимый для будущей самостоятельной жизни.
Список литературы
- Мяташ Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Серия: Высшее профессиональное образование. М: Академия, 2014 г. — 160 с.
- Поляничева Н.О. Роль проектной деятельности в достижении современных образовательных результатов / Н.О.Поляничева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 611-613. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15702/ (дата обращения: 28.11.2023).
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: Аркти, 2016 г.
- Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. Учебное пособие — М.: Изд. «Дашков и К», 2016 г.