Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.
Технологическая карта урока
| Цель деятельности учителя | Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным, отработать умение правильно ставить тире в предложении |
Тип урока |
Урок применения знаний и умений |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при её использовании в устной речи, схему данной конструкции; уметь: по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом. |
Отрабатываемые предметные дефициты по результатам ВПР за 4 класс |
- Главные члены предложения, способы их выражения |
Методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы |
|
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный тренажер «Русский язык. 5 класс (Т.А.Ладыженская и др.) |
Наглядно-демонстрационный материал |
Тетради со справочными материалами, индивидуальные карточки-тренажеры (с образцами решения) |
Основные понятия |
Подлежащее, сказуемое |
Этапы урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Вступительное слово
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.
- О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?
- Определите цель урока, составьте план действий.
- Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М.Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов.
2. Актуализация и пробное учебное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях
- Но прежде повторим изученное.
Игра «Верно-неверно» (для всего класса) с самопроверкой и озвучиванием правильных ответов.
При затруднении – обращение к таблице «Главные члены предложения» (в словарной тетради).
Учащиеся ставят + (если высказывание верно), - (если неверно).
- Подлежащее и сказуемое – второстепенные члены предложения.
- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
- Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.
- Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? каков (какой) предмет? что такое предмет? кто такой?
- Сказуемое обычно выражается наречием.
- Дополнение, определение, обстоятельство – главные члены предложения.
Индивидуальные задания (См. приложения №1, №2, №3, №4)
- Запишите предложения, найдите основы, расставьте знаки препинания:
- Лес – наше богатство.
- Краткость – сестра таланта.
- Лес точно сказка.
- Сердце не камень.
3. Выявление места и причины затруднения
Эвристическая беседа, составление схем предложений
- Почему в первых двух предложениях ставится тире, а в 3, 4, нет?
- Попробуйте самостоятельно составить правило по теме урока.
- Изучим теоретический материал параграфа 34. Какие случаи не описаны в нашем учебнике?
- Составим схемы по теме урока.
Физкультминутка
Если весело живется,
Хлопай так: хлоп, хлоп.
(Хлопки.)
Если весело живется,
Щёлкай так: щелк, щелк.
(Щелчки пальцами.)
Если весело живется,
Делай так:
(Хлопки ладонями по коленям.)
Если весело живется,
Топай так: топ, топ.
Если весело живется,
Делай так: хлоп – хлоп,
Щелк – щелк, топ – топ.
Хорошо!
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо!
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения, практическая деятельность
Формулирование цели учебной деятельности, работа с учебником, письменная работа
- Из упражнения 169 выпишите номера предложений, соответствующих схеме №1 (№1,2,3,4,5,6,7).
- Где вы допустили ошибки, объясните их.
- Как нужно действовать, чтобы расставить правильно знаки препинания?
5. Первичное закрепление с комментированием
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.
Выполнение упражнения учебника 170. Задание – выписать предложения с тире.
6. Включение в систему знаний и повторение
Обобщение полученных на уроке сведений, подбор своих примеров
- Прослушайте предложения, определите грамматическую основу, обоснуйте постановку тире, определите роль пауз.
- Язык мой – друг мой.
- Чтение – вот лучшее учение.
- Учение – путь к умению.
- Устное выполнение упражнения 171 (составление предложений с использованием толкового словаря учебника – объяснение значений слов «партер», «планер», «сувенир»)
7. Рефлексия учебной деятельности
Заключительная беседа, оценивание результатов работы
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Поднимите правую руку, если вы отлично поняли тему урока? Левую руку – если у вас остались ещё вопросы.
- Учащиеся самостоятельно выставляют себе оценку, учитель корректирует при необходимости.
8. Дифференцированное домашнее задание
Стандартный минимум:
- Выучить правило параграфа 34, упражнение 172 (по заданию);
Повышенный уровень:
- Пользуясь толковым словарём С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, составить 4-5 предложений с незнакомыми словами (см. образец в упражнении 171);
Творческий уровень:
- Упражнение 173 (записать 4-5 предложений о родных, знакомых – чем они занимаются, какие у них профессии и т.д., см. образец в упражнении 172)