Технологическая карта урока русского языка в 5-м классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: Тире между подлежащим и сказуемым


Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.
Технологическая карта урока

Цель деятельности учителя

Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным, отработать умение правильно ставить тире в предложении

Тип урока

Урок применения знаний и умений

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при её использовании в устной речи, схему данной конструкции; уметь: по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение вести самостоятельный поиск информации; свободно пользоваться толковым словарём; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Отрабатываемые предметные дефициты по результатам ВПР за 4 класс

- Главные члены предложения, способы их выражения
- Проверяемые гласные в корне слова
- Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

https://urok.1sept.ru/
https://www.zavuch.ru/

Оборудование

Компьютер, мультимедийный тренажер «Русский язык. 5 класс (Т.А.Ладыженская и др.)

Наглядно-демонстрационный материал

Тетради со справочными материалами, индивидуальные карточки-тренажеры (с образцами решения)

Основные понятия

Подлежащее, сказуемое

Этапы урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово

Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.

- О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?

- Определите цель урока, составьте план действий.

- Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М.Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

- Но прежде повторим изученное.

Игра «Верно-неверно» (для всего класса) с самопроверкой и озвучиванием правильных ответов.

При затруднении – обращение к таблице «Главные члены предложения» (в словарной тетради).

Учащиеся ставят + (если высказывание верно), - (если неверно).

  1. Подлежащее и сказуемое – второстепенные члены предложения.
  2. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
  3. Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.
  4. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? каков (какой) предмет? что такое предмет? кто такой?
  5. Сказуемое обычно выражается наречием.
  6. Дополнение, определение, обстоятельство – главные члены предложения.

Индивидуальные задания (См. приложения №1, №2, №3, №4)

- Запишите предложения, найдите основы, расставьте знаки препинания:

  1. Лес – наше богатство.
  2. Краткость – сестра таланта.
  3. Лес точно сказка.
  4. Сердце не камень.

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, составление схем предложений

- Почему в первых двух предложениях ставится тире, а в 3, 4, нет?

- Попробуйте самостоятельно составить правило по теме урока.

- Изучим теоретический материал параграфа 34. Какие случаи не описаны в нашем учебнике?

- Составим схемы по теме урока.

Физкультминутка

Если весело живется,
Хлопай так: хлоп, хлоп.
(Хлопки.)
Если весело живется,
Щёлкай так: щелк, щелк.
(Щелчки пальцами.)
Если весело живется,
Делай так:
(Хлопки ладонями по коленям.)
Если весело живется,
Топай так: топ, топ.
Если весело живется,
Делай так: хлоп – хлоп,
Щелк – щелк, топ – топ.
Хорошо!
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо!

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения, практическая деятельность

Формулирование цели учебной деятельности, работа с учебником, письменная работа

- Из упражнения 169 выпишите номера предложений, соответствующих схеме №1 (№1,2,3,4,5,6,7).

- Где вы допустили ошибки, объясните их.

- Как нужно действовать, чтобы расставить правильно знаки препинания?

5. Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Выполнение упражнения учебника 170. Задание – выписать предложения с тире.

6. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, подбор своих примеров

- Прослушайте предложения, определите грамматическую основу, обоснуйте постановку тире, определите роль пауз.

  • Язык мой – друг мой.
  • Чтение – вот лучшее учение.
  • Учение – путь к умению.

- Устное выполнение упражнения 171 (составление предложений с использованием толкового словаря учебника – объяснение значений слов «партер», «планер», «сувенир»)

7. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа, оценивание результатов работы

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Поднимите правую руку, если вы отлично поняли тему урока? Левую руку – если у вас остались ещё вопросы.

- Учащиеся самостоятельно выставляют себе оценку, учитель корректирует при необходимости.

8. Дифференцированное домашнее задание

Стандартный минимум:

  • Выучить правило параграфа 34, упражнение 172 (по заданию);

Повышенный уровень:

  • Пользуясь толковым словарём С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, составить 4-5 предложений с незнакомыми словами (см. образец в упражнении 171);

Творческий уровень:

  • Упражнение 173 (записать 4-5 предложений о родных, знакомых – чем они занимаются, какие у них профессии и т.д., см. образец в упражнении 172)

Приложения