Внеурочная работа – это не просто дополнение к школьным занятиям, а важная и неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Она позволяет ученикам выйти за рамки учебника, углубить свои знания и по-настоящему увлечься предметом. Внеурочная работа позволяет ученикам увидеть связи между различными предметами, которые часто кажутся разрозненными в рамках учебного плана. Помогает сформировать целостное представление о мире и развить критическое мышление. Внеурочная деятельность предоставляет возможность развивать такие навыки, как лидерство, коммуникация, креативность и умение решать проблемы. /p>
9 мая 2025 года наша страна отметила 80-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Изучение вклада науки в победу над фашизмом имеет огромное значение для воспитания патриотизма и гордости за свою страну. Вклад ученых в победу над фашизмом – это пример того, как наука может служить обществу и государству в самые трудные времена. Это пример того, как интеллект, знания и преданность делу могут стать мощным оружием в борьбе за свободу и независимость, как наука может спасать жизни и приближать победу.
Мероприятие проводится в форме интеллектуальной игры по станциям и включает в себя разноплановые задания, позволяющие участникам показать эрудицию, проявить смекалку, открыть новые грани подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. Чередуются различные формы работы: индивидуальная и групповая.
Игра адресована педагогическим работникам в сфере общего и дополнительного образования, классным руководителям 7-9-х классов.
Место занятия в системе образования – внеурочная деятельность.
Форма занятия – интеллектуальная игра по станциям.
Цель: способствовать сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне через осознанное понимание значимости вклада советских ученых в Победу.
Задачи:
- содействовать формированию у учеников чувства гордости за свою страну и ее научный потенциал через изучение конкретных примеров достижений советских ученых в годы войны;
- стимулировать интерес к изучению математики и естественных наук как областей знаний, в которых были сделаны значимые открытия для нашей страны в годы Великой Отечественной войны;
- способствовать расширению кругозора учеников через работу с краеведческим материалом;
- создать систему познавательных заданий с целью развития внимания, образного мышления, умения точно, логично излагать свои мысли;
- способствовать развитию у обучающихся коммуникативных навыков, умения договариваться и совместно решать задачи.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны;
- проявление уважения к научному знанию и научному труду;
- осознание своей роли в сохранении исторической памяти о войне, готовность к защите интересов Родины.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения дискуссии;
- принимать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение, аргументировать своё мнение и позицию;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД
- выделять существенные признаки и связи между событиями, историческими личностями и их вкладом в развитие науки;
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- построение логических рассуждений, формулирование выводов на основе анализа информации.
Регулятивные УУД
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий по решению учебной задачи;
- устанавливать причины собственного успеха (неуспеха) при решении учебной задачи; корректировать свои действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты:
- использовать знания, полученные на уроках математики и естественных наук, при решении учебных задач;
- приводить примеры ярких событий из истории Отечества и высказывать свое мнение;
- извлекать информацию из материалов, представленных в разных знаковых системах: текст, иллюстрации и др.
Категория участников мероприятия: обучающиеся 7-9-х классов.
Оборудование: маршрутные листы по количеству команд, таблички с названием станций, мультимедийный проектор и экран или интерактивная доска, компьютер (программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Windows Media), компьютерные колонки, грамоты.
Дидактические материалы: мультимедийная презентация; карточки с заданиями.
Предварительная работа: до начала игры формируются команды (по 4-5 человек). Распределение учащихся по группам осуществляется на добровольной основе или с помощью жеребьевки. Ориентируясь на путевой лист, команды последовательно передвигаются по станциям и зарабатывают баллы.
Чтобы команды могли успешно перемещаться от одной станции к другой, на каждой из них подготовлено небольшое задание, правильное выполнение которого поможет участникам получить подсказки о следующем направлении в науке (Приложение1). Это создает элемент игры и делает процесс перемещения более увлекательным. Таким образом, ребята будут не просто переходить от станции к станции, но и активно участвовать в процессе, развивая командный дух и навыки сотрудничества.
Структура мероприятия:
- Вводная организационная часть (3 минуты)
- Основная часть. Игра по станциям «Наука и Победа: грани подвига» (45 минут)
- Рефлексия (3 минуты)
- Подведение итогов игры и награждение победителей (4 минуты)
Сценарный ход
1. Вводная организационная часть
Педагог. Здравствуйте, ребята! Приветствуем вас на интеллектуальной игре.
Звучит песня «Священная война» (музыка А.Александрова, слова В.И.Лебедева-Кумача). Музыка должна дополнять слова педагога, создавая торжественное эмоциональное настроение.
Великая Отечественная война стала не только испытанием силы духа и героизма советского народа, но и проверкой на прочность всей научной системы страны. В условиях жесточайшей борьбы за выживание, наука и ученые сыграли ключевую роль в обеспечении победы над фашистской Германией. Советские ученые работали в тяжелейших условиях, часто на пределе человеческих возможностей, в эвакуации, под бомбежками, испытывая голод и лишения. Но преданность Родине и вера в Победу не позволяли им опустить руки.
Ученик.
Не только на полях сражений
Мы выиграли ту войну
И кровью павших поколений
Отмыли дочиста страну.Нет… в запыленных кабинетах,
Ломая сердце и глаза,
Без пищи… без воды… без света…
Ученый воин бил врага…
(«Ученые на войне» Вера Сечина)
Педагог. Важно отметить, что вклад науки в Победу не ограничивался только разработкой и производством вооружения и техники. Он включал в себя и фундаментальные исследования, которые заложили основу для будущих технологических прорывов.
В ходе выполнения заданий игры вы не только покажете знания, которые получили на уроках и классных часах, но, возможно, приобретете новые знания о людях, приблизивших Победу.
Объясню правила игры: в ходе игры вы пройдете пять станций, указанных в вашем маршрутном листе, где вам будут предложены различные задания. Время выполнения задания - 8 минут. За правильное и четкое выполнение заданий командам начисляются баллы. На каждой станции можно заработать максимум 20 баллов. Старайтесь выполнить все задания на станции качественно, чтобы набрать как можно больше баллов и приблизиться к победе. Удачи вам, ребята!
2. Основная часть
Станция «Вклад математиков в военное дело»
Педагог: Великая Отечественная война стала суровым испытанием для всего советского народа, и математики не остались в стороне. Их знания и навыки оказались бесценными в решении множества задач, от разработки нового оружия до оптимизации логистики и шифрования. Вклад математиков в победу был огромен и часто оставался за кадром, но именно он во многом определил исход многих сражений.
Задание 1. Приведите подобные слагаемые, поставьте в соответствие каждому ответу букву и соберите слово – один из символов Великой Отечественной войны. Если вы выполните это задание правильно, получите 10 баллов. Удачи!
|
2x –x + 7x – 3x =
0,5a – 0,1a + 2а + 0,1а = |
n + 6,2n – 6,5n – n = 2/9m – 3/9m + 2/9m – 5/9m = |
-3,8k – k + 3,8k + k = 5x – 2x + 9x - 7x = |
|||||||||||
-5x |
-4/9m |
-2,5a |
0,3n |
5x |
4/9m |
-0,3n |
3/10n |
2,5a |
-2a |
0 |
|
||
Ф |
К |
Г |
Е |
А |
Н |
Т |
Ц |
Ю |
Я |
Ш |
|
||
Задание 2. Решите следующие уравнения. Вы получите два важных числа о легендарной боевой машине БМ-13, более известной как «Катюша». Первое число: количество снарядов, которые помещались в боевую установку БМ-13. Второе число: время в секундах, за которое БМ-13 могла выпустить все эти снаряды. За каждое верно решенное уравнение вы получите 5 баллов.
а) 4 (х – 11) = 108
б) (20 + у) + 181 = 211
Станция «Всё – для фронта! (биология)»
Педагог: Вклад науки биологии в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне был огромен и многогранен, хотя часто остается в тени более известных военных достижений. Биологи внесли неоценимый вклад в обеспечение армии и населения, борьбу с болезнями и сохранение здоровья, а также в развитие оборонной промышленности.
Задание. Представьте, что вы попали в архив, где хранятся разработки архангельских ученых времен Великой Отечественной войны. Перед вами стопка карточек, на каждой из которых кратко описан какой-то проект. Ваша задача – внимательно изучить каждую карточку и выбрать те, которые, по вашему мнению, действительно могли быть созданы в архангельских институтах в те тяжелые годы. Помните, что война диктовала свои условия, и разработки должны были быть направлены на помощь фронту и тылу. Будьте внимательны и постарайтесь отличить реальные проекты от вымышленных! За каждый правильный выбор вам будут начислять 1 балл. Ваша цель – максимальные 20 баллов!
| Рация в деревянном корпусе | Телефонные катушки |
Ружейные ложи |
Средства борьбы с огородными вредителями |
Эффективные способы сбора шишек для массового производства витаминов |
Древесно-угольный брикет |
Выведение новых сортов кукурузы |
Электропила |
Стабилизаторы к минам |
Паста, предупреждающая отпотевание и замерзание оптических приборов |
Горючая жидкость для борьбы с танками |
Соки из крапивы |
Обувь на деревянной подошве |
Пенициллин из плесневого налета с листьев ламинарии |
Деревянный корпус противопехотных и противотанковых мин |
Автомобильное масло |
Мыло |
Сани с электроприводом |
Клееные лыжи |
Самозагорающиеся спички |
Одеколон |
Коньки с деревянным ботинком |
Противохимические пакеты |
Учет запасов, рекомендации по сбору и хранении шиповника |
Устойчивые к влаге спички |
Шампунь от вшей |
Изучение «авиадеревьев» для самолетостроения |
Новые способы производства бумаги и картона |
Акклиматизация витаминозных растений |
Средства для улучшения качества почв |
Станция «Физика. Фронт идет через КБ»
Педагог: Вклад физиков в Победу в Великой Отечественной войне был неоценим. Их знания и разработки помогли создать более эффективное оружие, улучшить защиту войск и техники, а также обеспечить фронт необходимыми ресурсами. Самоотверженный труд советских физиков в годы войны стал ярким примером того, как наука может служить делу защиты Родины и внести решающий вклад в достижение Победы.
Задание. Перед вами три типа карточек:
- Карточки с портретами и именами ученых-физиков.
- Карточки с описанием научных исследований ученых в годы войны.
- Карточки с описанием конкретных примеров того, как научные разработки ученых применялись непосредственно на фронте или в тылу для нужд армии.
Ваша задача: сопоставить карточки таким образом, чтобы установить соответствие между ученым, его научной работой в годы войны и конкретным результатом этой работы, использованным в военных действиях. За каждое правильно установленное соответствие вы получаете 2 балла. Если вы соберете полную информацию об одном ученом (все 3 карточки вместе), вам начисляется 4 балла. Максимально можно набрать 20 баллов, собрав информацию о 5 ученых!
Карточки с портретами и именами ученых-физиков:
- Шпагин Г.С.
- Курчатов И.В.
- Келдыш М.В.
- Туполев А.Н.
- Кобеко П.П.
Карточки с описанием научных исследований ученых в годы войны:
- Одной из значительных работ конструктора явилась модернизация 12,7-мм крупнокалиберного пулемёта Дегтярёва.
- 12 апреля 1943 года по распоряжению Комитета обороны была создана секретная Лаборатория № 2. Перед ее сотрудниками была поставлена цель: разработать для страны атомное оружие.
- Исследования ученого и его коллектива позволили советской авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолетов от появления вибраций, приводящих к их разрушению.
- Этот ученый в годы Великой Отечественной войны работал главным конструктором на авиационном заводе в Омске. На этом заводе осуществлялось крупносерийное производство самолетов, ставших настоящим символом советской авиации.
- Этот ученый во время Великой Отечественной войны руководил оставшимися в Ленинграде научными лабораториями, его называли «блокадным директором». Он разработал методику колебаний льда в разных условиях.
Карточки с описанием научных разработок ученых:
- 7,62-мм пистолет-пулемет этого конструктора образца 1941 года стал самым массовым автоматическим стрелковым оружием в период Великой Отечественной войны (всего было выпущено свыше 6 млн единиц), а солдат с ППШ — одним из символов Победы.
- Своевременный старт советского атомного проекта под руководством этого ученого позволил уже через три года (в 1946 году) создать первый в Евразии атомный реактор Ф-1 (Фактически первый). Создание впоследствии отечественной атомной бомбы РДС-1 ликвидировало монополию США в области ядерного оружия.
- Ученые дали рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета конструкций, тем самым были спасены жизни многих летчиков и боевые машин.
- Выдающиеся характеристики Ту-2, такие как высокая скорость, маневренность и мощное вооружение, позволили ему эффективно выполнять боевые задачи. Впоследствии, Ту-2 был признан одним из лучших фронтовых пикирующих бомбардировщиков Второй мировой войны.
- Именно под руководством этого ученого группа учёных Физтеха и Политеха выработала правила безопасного движения по трассе Ладожского озера, составила таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с разными грузами. При помощи науки по ледовой Дороге жизни только в первую блокадную зиму с 22 ноября 1941-го по 24 апреля 1942 г. курсировали около 4000 полуторок.
Станция «Химия на службе у Родины»
Педагог: Вклад науки химии в победу в Великой Отечественной войне был колоссальным и многогранным. Химики, работая в тесном сотрудничестве с военными и инженерами, совершили настоящие подвиги, создавая новые материалы, совершенствуя существующие технологии и решая сложнейшие задачи, стоявшие перед страной для обеспечения нужд фронта.
Задание. Вам будут представлены три подсказки, описывающие химический элемент и/или вещества на его основе. Это факты о разработках ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны. Определите, о каких химических элементах идет речь.
Чем быстрее вы дадите правильный ответ, тем больше баллов заработаете. Ответ после первой подсказки – 4 балла, ответ после второй подсказки – 2 балла, ответ после третьей подсказки – 1 балл.
Вопрос 1
- Подсказка 1. Этот металл в годы Великой Отечественной войны добавляли в стальную броню, что делало её сверхпрочной. Например, броня советских танков Т-34 содержала большой процент этого металла и делала её неуязвимой для немецких снарядов.
- Подсказка 2. Этот металл в первой половине 19 века добывался в небольших количествах и стоил очень дорого, так как считался ювелирным металлом.
- Подсказка 3. В Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева это элемент под номером 28.
Вопрос 2
- Подсказка 1. Тончайший порошок этого металла в годы Великой Отечественной войны добавляли в зажигательные бомбы, снаряды, гранаты, пули.
- Подсказка 2. В годы Великой Отечественной войны сплавы из этого металла служили основным материалом для обшивки самолетов. Из них делали детали авиадвигателей, винтов, шасси.
- Подсказка 3. Это самый распространенный металл в земной коре./li>
Вопрос 3
- Подсказка 1. Для изготовления артиллерийских орудий и миномётов во время Великой Отечественной войны использовался сплав, содержащий 90% этого металла, - так называемый «пушечный металл». Он также использовался для производства гильз снарядов и патронов. В годы войны в любом дивизионе был человек, ответственный за сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку.
- Подсказка 2. Этот металл занимает второе место по электропроводности среди металлов после серебра. Поэтому он широко используется для изготовления силовых и других кабелей, проводов.
- Подсказка 3. Латинское название этого элемента произошло от названия острова Кипр, где было найдено богатое месторождение минерала.
Вопрос 4
- Подсказка 1. Этот неметалл использовался в годы Великой Отечественной войны как зажигательное вещество, используемое для снаряжения авиационных бомб, мин, снарядов.
- Подсказка 2. Этот неметалл - жизненно важный элемент, он входит в состав нуклеиновых кислот и АТФ, которые необходимы каждой клетке любого живого организма.
- Подсказка 3. Это вещество с 1830 года применяется в производстве спичек.
Вопрос 5
- Подсказка 1. В период 1941-1945гг. русский химик-органик Н.Д.Зелинский разрабатывал способы получения высокооктанового топлива для авиации. Ему удалось создать синтетический бензин лучшего качества, чем природный. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолётов. Самолёт мог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту, с большим грузом. Какой химический элемент является основой веществ, входящих в состав топлива?
- Подсказка 2. Использование противогаза, в основе работы которого лежит свойство этого простого вещества – неметалла адсорбировать на своей поверхности газообразные и жидкие вещества, помогло снизить людские потери русской армии от газов противника во время Первой мировой войны.
- Подсказка 3. Фильтры, наполненные этим веществом, играют важную роль в очистке воды как в масштабных промышленных системах, так и в повседневной жизни.
Станция «Медицина на фронте и в тылу»
Педагог: В годы Великой Отечественной войны советская медицина столкнулась с беспрецедентными вызовами. Огромное количество раненых, нехватка медикаментов и оборудования требовали не только самоотверженной работы врачей и медсестер, но и новых, инновационных решений. Именно в этот период разработки ученых в области медицины приобрели исключительное значение, сыграв ключевую роль в спасении жизней и возвращении солдат в строй.
Задание. Вам предстоит проверить свои знания о медицинских разработках времен Великой Отечественной войны. Перед вами 10 фактов, некоторые из которых правдивы, а некоторые – вымышлены. Внимательно прочитайте каждый факт и определите, верен он или нет. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Постарайтесь быть внимательными и логичными.
- Факт 1. В Архангельске в годы Великой Отечественной войны ученые проводили изучение обморожений, изыскивая наиболее эффективные способы лечения этого вида травм.
- Факт 2. В Архангельске ученые не изучали проблемы ранений и заболеваний глаз.
- Факт 3. В институтах столицы Севера не занимались вопросами пересадки периферических нервов.
- Факт 4. В АЛТИ был разработан и выпускался противоцинготный раствор, который в обязательном порядке получали все перед началом рабочей смены.
- Факт 5. Все работы по разработке горючей жидкости, устойчивых к влаге спичек, противохимических пакетов, некоторых видов медикаментов, выпуску хвойного противоцинготного раствора, в основном, выполнялись силами химико-технологического факультета в химической лаборатории, оборудованной в гараже АЛТИ.
- Факт 6. В годы войны в лабораториях АЛТИ было выпущено 30 тысяч кусков мыла.
- Факт 7. В Ленинградских институтах в годы войны был освоен упрощенный метод получения витамина С из хвои в виде водного раствора.
- Факт 8. Суп из проросшего гороха является средством от цинги.
- Факт 9. Лебеда, крапива, одуванчик не считаются источниками белка, витамина С и каротина.
- Факт 10. «Вкуса блокадного хлеба нам, сытым людям, не удастся почувствовать никогда. И, слава Богу! Но нам дано другое: в хлебе, который поднимается на полях нашей Родины, ощущается милосердие тех людей, благодаря которым этот хлеб есть и будет». Эти слова говорили сотрудники Всесоюзного института растениеводства.
3. Рефлексия
Игра «Продолжи фразу»
Ребята, подвиг советского народа – это не только героизм на поле боя, но и самоотверженный труд в тылу, научные открытия, культурные достижения и, самое главное, – непоколебимая вера в победу. Любое событие нашей жизни находит отклик в сердце. Как вы считаете, актуальны ли для современных школьников мероприятия, подобные тому, которое мы провели сегодня?
Ведущий начинает фразу, а участники по очереди ее заканчивают.
Примеры фраз:
- «После этого мероприятия я понял, что...»
- «Я горжусь тем, что...»
- «Я хочу больше узнать о...»
- «Я думаю, что патриотизм – это...»
4. Подведение итогов игры
Награждение победителей.
Список использованной литературы:
- Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.
- История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945: Краткая история / под ред. Поспелова П. Н. - М.: Наука, 1975. - 631 с.
- Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны / М.: Наука, 1983.
- Наука и ученые России в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945: Очерки. Воспоминания. Документы / Российская академия наук, Институт истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова, Архив РАН; сост. Е.А.Беляев, Н.М.Осипова, Е.А.Шитиков - Москва: Наука, 1996. - 311 с. - Текст: непосредственный.
- Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны : монография /ред. Ф.Б.Комал - Москва: Высшая школа, 1980. - 232 с. - Текст: непосредственный.
Интернет-источники: