Мнемотехника – искусство запоминания

Разделы: Мастер-класс

Ключевые слова: мнемотехника


Цель: ознакомление с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления младшего школьника, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
  • дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц для развития речи младших школьников.

Ход мастер-класса

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Считается что это слово придумал Пифагор Самосский (6 веке до н.э). Искусство запоминания названо словом mnemonikon по имени греческой богини Мнемозины. Под мнемотехникой понимается система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

У родителей и педагогов часто возникает вопрос: «Как помочь ребёнку запомнить?»

Использование мнемотехники в настоящее время уже в начальной школе становится актуальным. С использованием мнемотехники у младших школьников развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.

- Знакома ли вам фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»?

Помогает запомнить цвета радуги.

"Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку" - Помогает запомнить русские падежи.

- Какие вы ещё фразы знаете?

В музее - натюрмóрты

Для них цветы и тóрты (Помогает запомнить ударение в слове тОрты)

Многие младшие школьники испытывают затруднение при запоминании словарных слов. Для запоминания слов очень хорошо помогает приём «Ассоциации». Рассмотрим на примере словарных слов. Изображает трудно запоминаемую букву в забавном виде.

Сначала учитель детям предлагает готовую картинку, затем дети к слову начинают придумывать свои образы.

Предлагаю вам тоже попробовать составить образы к словарным словам (девОчка, мОроз, овОщи, Артист)

Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда.

При пересказе текстов и заучивании стихов дети тоже часто испытывают затруднение. Для облегчения запоминания можно использовать мнемотаблицы. Суть мнемотаблицы на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Рассмотрим на конкретном примере стихотворение Е.Трутневой «Осень».

Разбиваем стихотворение на слова, словосочетания или строки. Составляем к каждой части мнемоквадрат. Соединяем мнемоквадрат в мнемотаблицу. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Например:

  1. Стало вдруг светлее вдвое,
  2. Двор как в солнечных лучах –
  3. Это платье золотое
    У берёзы на плечах
  4. Утром мы во двор идём –
  5. Листья сыплются дождём,
  6. Под ногами шелестят
    И летят... летят… летят…
  7. Пролетаю паутинки
    С паучками в серединке
  8. И высоко от земли
    Пролетели журавли
  9. Всё летит!
    Должно быть это
    Пролетает наше лето.

Схематически можно зарисовать текст.

Обучение составления мнемотаблиц должно быть поэтапно. Сначала ребёнок учиться составлять мнемоквадраты. Изображение обозначает одно слово или словосочетание.

Например:

Когда ребёнок усвоил мнемоквадраты, ребёнку предлагается составить мнемодорожку. Представляет собой таблицу из 4-5 картинок.

Попробуйте угадать к какой песенке составлена данная мнемодорожка?

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. К какой сказке составлена мнемотаблица?

Я вам предлагаю к стихотворению «Белый мишка» составить мнемотаблицу.

Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Групповая работа

Вывод. Применение приемов мнемотехники позволяет глубже понять запоминаемый материал. Процесс запоминания становится увлекательным и интересным.

Приложение