Педагогический проект "Земля в твоих руках"

Разделы: Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, проектная деятельность в ДОУ, Проектная деятельность в детском саду


«Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, вместе
Мы к ней относиться добрей».

Актуальность

Экология – это то, что окружает каждого из нас. Многие тысячелетия живет на Земле человек, и все это время он пользуется благами природы – полезными ископаемыми, биоресурсами, водными богатствами. Это привело к сложной экологической ситуации. Современный экологический кризис обусловлен не только достижениями научно – технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанный с потерей духовно-ценностных ориентиров в отношении природы. Природа терпеливо ждет прозрения человечества. Она дает нам шанс восстановить гармонию между человеком и окружающей средой – это уникальная возможность продолжение цивилизации.

Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагога в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.

Проблема: Большинство современных детей редко общается с природой, в связи с этим низкий уровень знаний у детей о природе, по охране и защите природы. Наблюдается отсутствие у детей активно-действенного отношения к природе. Между тем, экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой местности можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе как к ведущему способу познания окружающего мира.

Паспорт проекта

Вид проекта: групповой, информационно-творческий.

Участники: воспитатель, дети 5-6 лет, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?

Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного и животного мира.

Задачи:

  • закрепить и расширить знания детей об охране природы края
  • развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;
  • Воспитывать чувства привязанности и любви к окружающему миру.

Ожидаемые результаты проекта:

  • бережное, заботливое отношение к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.
  • элементарные экологические знания, соблюдение правил поведения в природе.
  • взаимосвязь в природе, бережное отношение ко всему живому, животным, птицам, насекомым.
  • проявление интереса к явлениям и объектам природы.
  • умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Основное направление проекта: В проекте представлены материалы, направленные на расширение представлений детей об окружающей среде, взаимодействии и влияние человека на окружающую нас природу. На формирование навыков правильного, доброжелательного поведения в природе.

Умение детей предвидеть, какой вред могут нанести люди природе своими необдуманными поступками, учить принимать правильные решения. В проекте затрагивается «мусорная проблема», разделение и переработка мусора. Проект также предназначен для повышения активности родителей в формировании представлений у детей знаний о окружающей природе и правильного, заботливого отношения, ознакомление с правилами поведения в природе на своём личном примере. Знакомить детей со способами борьбы с мусором, на примере: пластик отдельно, бумага в макулатуру, стекло, металл – переработка и вторая жизнь отходов. Хозяйственная деятельность человека и отсутствие экологической культуры сегодня стала фактором, перекрывающим по своей силе действие многих естественных природных сил.

План реализации проекта

Подготовительный этап

Форма организации

Содержание

Проблемная ситуация – взаимоотношение людей с природой
Сбор и изучение методической, справочной и художественной литературы
Создание развивающей предметно-пространственной среды по данной теме

Определение проблемы, темы, цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта

Изучение методической литературы по данной теме.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Изготовление атрибутов, костюмов для игр.

Основной этап

Форма организации

Содержание

НОД

Создание огорода на окне.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Посадка лука"
(дневник наблюдения).
Познавательное развитие
- беседы: «Ты – часть природы», «Об уходе за комнатными растениями», «О зимующих и перелетных птицах», «Им нужна помощь» (Красная книга), «Царство животных».
- просмотр мультфильмов
Речевое развитие
- отгадывание загадок
- чтение художественной литературы
Дидактические игры
- пословицы, поговорки и загадки
Изготовление лэпбука по экологии
Социально-коммуникативное развитие
«Правила поведения в лесу».
Художественно-эстетическое развитие
- лепка «Лукошко с грибами».
- аппликация «Земля в наших руках»
- рисование «Путешествие капельки».
- раскрашивание раскрасок
Физическое развитие
- физкультминутки
- подвижные игры

Рассматривание иллюстраций

Иллюстрации энциклопедий

Чтение художественной литературы

В систему работы с детьми так же включена разнообразная деятельность с литературными произведениями о природе. Таких авторов как В.В.Бианки, К.Т.Паустовского, Е.И.Чарушина и т.д.
«Прогулка в лес» Т.А.Шорыгина, Стихотворение «Про всех на свете» Б.Заходера, Рассказ «Девочки в лесу» В.А.Сухомлинскому

Дидактические игры

Дидактические игры: «Так бывает или нет»,
«Какое время года», «Какая, какой, какое»,
«Закончи предложение», «У кого кто», «Живое – неживое»

Настольно-печатные игры

Лото «Малыши и их мамы», домино «Ягоды», игры-ходилки.

Подвижные игры

«Земля, воздух, вода», «Лес, болото, озеро», «Хозяин озера»

Физкультминутки

«Белочке не лень», «На болоте две лягушки», «Три медведя», «Хомка, хомка, хомячок».

Просмотр мультфильмов «Мальчик и Земля», «Фиксики – Берегите природу», «Лунтик и его друзья - Насорили», «Барбоскины – Осторожно, экология»

 

Робота с родителями

Анкетирование родителей.
Советы и рекомендации.
Изготовление совместно с родителями. Альбом «Мы рисуем птиц».
Участие в акции «Добрые крышечки».
Памятка для родителей «Экологические игры с ребенком».

Заключительный этап

Форма организации

Обобщение опыта и подведение итогов работы над проектом.

Выводы:

  1. сформированы начала экологической культуры у детей;
  2. сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  3. дети учатся практическим действиям по охране природы;
  4. развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  5. у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Заключение

Цель экологического воспитания — становление экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

  • эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
  • условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.