«Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, вместе
Мы к ней относиться добрей».

Актуальность
Экология – это то, что окружает каждого из нас. Многие тысячелетия живет на Земле человек, и все это время он пользуется благами природы – полезными ископаемыми, биоресурсами, водными богатствами. Это привело к сложной экологической ситуации. Современный экологический кризис обусловлен не только достижениями научно – технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанный с потерей духовно-ценностных ориентиров в отношении природы. Природа терпеливо ждет прозрения человечества. Она дает нам шанс восстановить гармонию между человеком и окружающей средой – это уникальная возможность продолжение цивилизации.
Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.
Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагога в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.
Проблема: Большинство современных детей редко общается с природой, в связи с этим низкий уровень знаний у детей о природе, по охране и защите природы. Наблюдается отсутствие у детей активно-действенного отношения к природе. Между тем, экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой местности можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе как к ведущему способу познания окружающего мира.
Паспорт проекта
Вид проекта: групповой, информационно-творческий.
Участники: воспитатель, дети 5-6 лет, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?
Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного и животного мира.
Задачи:
- закрепить и расширить знания детей об охране природы края
- развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;
- Воспитывать чувства привязанности и любви к окружающему миру.
Ожидаемые результаты проекта:
- бережное, заботливое отношение к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.
- элементарные экологические знания, соблюдение правил поведения в природе.
- взаимосвязь в природе, бережное отношение ко всему живому, животным, птицам, насекомым.
- проявление интереса к явлениям и объектам природы.
- умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Основное направление проекта: В проекте представлены материалы, направленные на расширение представлений детей об окружающей среде, взаимодействии и влияние человека на окружающую нас природу. На формирование навыков правильного, доброжелательного поведения в природе.
Умение детей предвидеть, какой вред могут нанести люди природе своими необдуманными поступками, учить принимать правильные решения. В проекте затрагивается «мусорная проблема», разделение и переработка мусора. Проект также предназначен для повышения активности родителей в формировании представлений у детей знаний о окружающей природе и правильного, заботливого отношения, ознакомление с правилами поведения в природе на своём личном примере. Знакомить детей со способами борьбы с мусором, на примере: пластик отдельно, бумага в макулатуру, стекло, металл – переработка и вторая жизнь отходов. Хозяйственная деятельность человека и отсутствие экологической культуры сегодня стала фактором, перекрывающим по своей силе действие многих естественных природных сил.
План реализации проекта
| Подготовительный этап | |
Форма организации |
Содержание |
Проблемная ситуация – взаимоотношение людей с природой |
Определение проблемы, темы, цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта Изготовление атрибутов, костюмов для игр. |
Основной этап |
|
Форма организации |
Содержание |
НОД |
Создание огорода на окне. |
Рассматривание иллюстраций |
Иллюстрации энциклопедий |
Чтение художественной литературы |
В систему работы с детьми так же включена разнообразная деятельность с литературными произведениями о природе. Таких авторов как В.В.Бианки, К.Т.Паустовского, Е.И.Чарушина и т.д. |
Дидактические игры |
Дидактические игры: «Так бывает или нет», |
Настольно-печатные игры |
Лото «Малыши и их мамы», домино «Ягоды», игры-ходилки. |
Подвижные игры |
«Земля, воздух, вода», «Лес, болото, озеро», «Хозяин озера» |
Физкультминутки |
«Белочке не лень», «На болоте две лягушки», «Три медведя», «Хомка, хомка, хомячок». |
Просмотр мультфильмов «Мальчик и Земля», «Фиксики – Берегите природу», «Лунтик и его друзья - Насорили», «Барбоскины – Осторожно, экология» |
|
Робота с родителями |
Анкетирование родителей. |
Заключительный этап |
|
Форма организации |
Обобщение опыта и подведение итогов работы над проектом. |
Выводы:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Заключение
Цель экологического воспитания — становление экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
- условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.