Вопросы образования детей с ОВЗ сегодняшний день являются одними из самых актуальных. Это связано с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов растет с каждым годом.
Образовательная организация - основной этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Именно здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Обучающиеся с ОВЗ - это особая группа детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка требует особых подходов со стороны педагога. Русский язык является одним из самых сложных и отнюдь не самым интересным предметом в школе. Поэтому необходимо развивать у обучающихся интерес к этому предмету. В этом и могут помочь игровые технологии.
Функции игровой деятельности значительно расширились в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Использование игровых форм обучения предупреждает утомление обучающихся с ОВЗ.
Игра способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Применение игры способствует не только повышению интереса к учению, но и улучшает качество самого обучения, усиливает прочность полученных знаний. Именно игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию к изучению русского языка.
Каковы же основные характеристики игры?
Игра это:
- деятельность;
- отсутствие принуждения, мотивированность;
- индивидуализированная деятельность;
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
- развитие психических функций и способностей;
- учение с увлечением.
Таким образом, методически грамотно организованная игра позволяет решать задачи как практического, воспитательного и развивающего характера.
Практическая часть. Игры на уроках русского языка
1. Игра «Помоги в библиотеке»
Цель: закрепление знания алфавита, его практическое применение.
Оборудование: карточки с заглавными буквами; наборное полотно с тремя длинными кармашками для букв, расположенными в один ряд.
Ход игры. Учитель говорит: «Ребята, мы с вами в новой библиотеке. Нужно помочь библиотекарю правильно и быстро расставить книги по полкам. На первой полке будут стоять книги авторов, чьи фамилии начинаются на А-И, на второй полке на К-У, на третьей на Ф-Я. Давайте заполним пропуски между буквами». В заключение ребятам предлагается назвать фамилии писателей и поэтов, чьи книги можно поставить на первую, вторую и третью полки.
2. Игра «Кто быстрее, кто точнее»
Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж, ш, ч, щ и умение вычленять эти звуки.
Ход игры. Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные ж, ш, ч, щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется
3. Игра «Волшебный домик»
Цель: развитие умения определять последовательность букв в слове.
Оборудование: картонный домик с вырезанными окошками, буквы.
Ход игры. Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» в этом домике.
4. Игра «Кто быстро соберет вещи»
Цель: дифференциация шипящих звуков: ж, ш, ч, щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся.
Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж, ш, ч, щ; «коробочки / ящички» с соответствующими звуками – 4 шт.
Ход игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди.
5. Игра «Кто точнее»
Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж, ш ,ч, щ и умение вычленять эти звуки.
Ход игры. Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные ж, ш, ч, щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется
6. Игра «Безударные гласные в корне слова»
Цель: отработка способа проверки безударных гласных.
Ход игры: учитель называет имена существительные во множественном числе, а ученики по порядку называют образованные от этих слов существительные в единственном числе.
Слова для выполнения работы: враги, дожди, столы, грачи, кроты, мосты, моря, сады, плоды, леса, меха, мечи, следы, листы, грибы, хлеба, ножи, винты, дворы.
7. Игра « Прямое и переносное значения»
Цель: закрепление по теме " Прямое и переносное значения"
Ход игры: Учитель называет словосочетания. Ученики должны составить предложения, в которых эти словосочетания употребляются в прямом смысле и в форме фразеологических оборотов.
Например: Я умею ходить на цыпочках (прямое, значение) - когда спит папа, мы все ходим на цыпочках (переносное значение).
Гладить по головке, кормить завтраками, вырвать с корнем, поставить в тупик, ходить на цыпочках, протянуть руку, прокладывать дорогу, выйти из строя, сесть в лужу, намылить шею, льёт как из ведра, связать руки, много воды утекло, на высоких нотах, найти выход, пальцем не пошевелить, из пустого в порожнее, погладить против шерсти, цены нет.
8. Игра «Закончи фразеологизм»
Ход игры: Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.
Дрожит ... (как осиновый лист); катается ... (как сыр в масле), выводить ... (на чистую воду), держать ... (в ежовых рукавицах), поразить ... (как гром среди ясного неба), вариться ... (в собственном соку), сидеть ... (сложа руки), знать ... (как свои пять пяльцев).
9. Игра «Угадай профессию»
Ход игры: Учитель называет фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.
Стричь под одну гребенку; на живую нитку; сложить оружие; брать на прицел; закидывать удочку; в час по чайной ложке; играть первую скрипку; петь с чужого голоса; открывать Америку; ждать у моря погоды; попасть в ловушку; закусить удила; сгущать краски; ход конем.
10. Игра «Орфографический марафон»
Ход игры: Используется для закрепления определённых орфографических правил. Участники соревнуются в написании текста на любую тему. Непременным условием является употребление в сочиняемом тексте 8 слов на изучаемое орфографическое правило. Игра может проводиться как соревнование команд.