Среди основных задач, стоящих перед школой и перед каждым учителем, является проблема формирования у учащихся устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила детей к систематической работе, а также поддерживала бы её на протяжении всего учебного периода. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо уделять особое внимание работе по формированию мотивации каждого ребенка.
А.К.Маркова дает определение «мотивации учения» так: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».
Выделяют несколько уровней учебной мотивации:
- Высокий уровень: дети легко усваивают материал, проявляют интерес и самостоятельность.
- Средний уровень: ребенок положительно относится к школе, усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля.
- Низкий уровень: дети относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Также важно разделять мотивацию на внешнюю и внутреннюю:
- Внутренняя мотивация – это мотивация, которая исходит от самого ребенка и повышает выносливость, способность к концентрации. Такой вид мотивации превращает обучение в важное событие. Однако часто у слабоуспевающих школьников данный вид мотивации выражен значительно хуже, в большинстве случаев даже отсутствует. Они не способны мотивировать себя, ведь подсознательно понимают, что не будут лучше кого-то. Для таких детей более эффективной будет внешняя мотивация.
- Внешняя мотивация – это мотивация, которая исходит не от самого ребенка и его интересов, а чаще всего от учителей и родителей. Это довольно успешный метод мотивации, однако, когда исчезает внешнее давление или стимул, останавливается и процесс обучения.
Способы формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников:
- «Допущенная ошибка». Используется на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше информации. С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через преднамеренно допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.
- «Загадка». В начале урока учитель сообщает удивительный факт или загадывает загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом. Загадка или удивительный факт сообщается учащимся в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. (Например, при изучении в 1 классе темы по окружающему миру «Растения», учитель задает вопрос: «Почему трава зелёная?»)
- «Форма обучения». Коллективная форма работы также является одним из способов мотивации младших школьников к обучению. По форме проведения коллективная работа может делиться на: работу в парах, групповую работу и фронтальную работу.
- «Рефлексия». К формированию мотивации учения приводят и оценочные наблюдения за чужой деятельностью, привлечение учащихся к деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзывах, учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений
Перечисленные способы формирования мотивации вызывают у младших школьников положительные эмоции, побуждают к осуществлению самостоятельной деятельности, создают на уроках благоприятную атмосферу и активизируют процессы целеполагания, когда дети не боятся ставить цели самостоятельно.