Урок «мастер-класс»
Цели урока:
- Обучающая – изучить и проанализировать особенности исполнения гамм в три октавы;
- Развивающая – развитие исполнительских навыков (смена позиций, мелкая техника);
- Воспитательная – воспитание самостоятельности и продуманности своих действий;
Дидактическое оснащение: два инструмента (гитары); стулья; ноты; подставка для ног.
Методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый.
Технологии: развивающее обучение, творческая лаборатория, художественно-эстетические, здоровье сберегающие.
Ожидаемые результаты: ученики умеют анализировать и систематизировать музыкальный материал; у учащихся сформировано представление о позиционной игре, они свободно и правильно владеют текстом, штрихами, аппликатурой.
На уроке присутствуют учащиеся 4 класса гитары ДПОП и их преподаватели.
Краткий конспект урока
Гаммы в аппликатуре Андреса Сеговии предназначены для развития и укрепления навыка организованной, уверенной игры, координации действий пальцев обеих рук. С помощью гамм также отрабатываются один из сложнейших компонентов техники игры на гитаре - переходы со струны на струну, овладение полным диапазоном гитары, навыком игры в тональностях с разным количеством диезов и бемолей. Знание аппликатуры и свободная ориентация на грифе - необходимая база для развития исполнительской техники, к тому же игра гамм способствует закреплению правильных мышечных ощущений, развитию первичной беглости и согласованности действий обеих рук.
Повторение понятий: хроматизм, хроматическая гамма.
Учащиеся получают задание исполнить хроматическую гамму в одну октаву.
- Исполнение хроматической гаммы в одну октаву от звука «Ми» на первой струне (правая рука – приём «апояндо», аппликатура im; левая рука 1-2);
- Исполнение хроматической гаммы в одну октаву от звука «Си» на второй струне (правая рука – приём «апояндо», аппликатура ma; левая рука 2-3);
- Исполнение хроматической гаммы в одну октаву от звука «Соль» на третьей струне (правая рука – приём «апояндо», аппликатура ia; левая рука 3-4);
- Исполнение хроматической гаммы в одну октаву от звука «Ре» на четвертой струне (правая рука – приём «апояндо», аппликатура pa; левая рука 1-3);
- Исполнение хроматической гаммы в одну октаву от звука «Ля» на пятой струне (правая рука – приём «апояндо», аппликатура pm; левая рука 1-4);
- Исполнение хроматической гаммы в одну октаву от звука «Ми» на шестой струне (правая рука – приём «тирандо», аппликатура pi; левая рука 2-4);
Преподаватель исполняет хроматическую гамму в три октавы.
Задание для учащихся (письменно): описать разбор исполнения хроматической гаммы в три октавы.
Работа с учебным пособием: гамма Ми мажор, повторение понятия «позиция».
Задания (устно):
- Определить тонику;
- Проанализировать знаки альтерации;
- Повторить ноты малой и третьей октавы;
- Разметить смены позиций;
- Определить особенности аппликатуры левой руки.
Гамма 3-х октавная, играется по своей особенной аппликатуре, начинается с открытой струны, имеет 4 смены позиции и разный ход вверх и вниз.
Иллюстрация на инструменте: Учащийся класса исполняет гамму (отдельно каждую октаву), объясняя аппликатуру, смены позиций и технические сложности исполнения.
Работа с учебным пособием: Гамма Соль мажор.
Подготовить ответы на следующие вопросы (устно):
- В какой позиции начинается гамма?
- Сколько раз меняются позиции при исполнении гаммы?
- В какой гамме вы встречали такие же аппликатурные формулы?
Иллюстрация гаммы: Учащийся класса исполняет гамму (отдельно каждую октаву) объясняя аппликатуру, смены позиций и технические сложности исполнения.
Работа с учебным пособием: Гамма Фа мажор.
Задание (устно):
Найти отличительные особенности исполнения гаммы.
- Переход на 5 струну, через открытую струну;
- Ход вверх и вниз исполняется одинаковой аппликатурой.
Иллюстрация гаммы: Учащийся класса исполняет гамму (отдельно каждую октаву) объясняя аппликатуру, смены позиций и технические сложности исполнения.
Гаммы являются основными звеньями большинства технических эпизодов художественных произведений. Учащиеся, ежедневно работающие над гаммами, со временем способны довести их до виртуозного блеска. Играть гаммы следует всеми штрихами, во всех ритмических и артикуляционных вариантах. Такой метод позволяет не только в совершенстве овладеть грифом инструмента, но и выработать яркость и острую характерность штрихов, наиболее распространенных ритмических рисунков и артикуляционных группировок.
Гаммы с типовой (позиционной) аппликатурой методически эффективны на более поздних этапах обучения гитариста, при интенсивном изучении тональностей и развитии подвижности и беглости пальцев.
Список литературы
- Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. - Р-н-Д.: Феникс, 2004. - 152 с.
- Как научиться играть на гитаре. / Сост. В.Кузнецов. - М.: Классика-XXI, 2006. - 200 с.
- Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В.М.Григоренко. - М.: Кифара, 2002. - 148 с.
- Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Советский композитор, 1983. - 189 с.
- Козлов М. Рабочая тетрадь гитариста. Техника исполнения гамм. Изд. «Композитор. Санкт-Петербург», 2014. – 47 с.