Цель урока: познакомить с понятием «периметр» и научить находить его у прямоугольника разными способами.
Задачи урока:
Образовательные:
- помочь учащимся усвоить представления о периметре прямоугольника и способах его нахождения, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
- обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи;
- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание;
- развивать навык самооценки.
Воспитательные:
- формировать культуру поведения при фронтальной работе и работе в парах;
- прививать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения.
Планируемые результаты:
- Предметные: уметь находить периметр прямоугольника разными способами; уметь использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических неравенств; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравнением.
- Личностные: выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
- Метапредметные
- Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: уметьвыражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор), презентация, учебник М.И.Моро, рабочие листы, смайлики.
Ход урока
1. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания детей).
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
- С каким настроением мы начинаем урок? (Дети показывают смайлики)
- Сегодня, ребята, вам предстоит украсить новую станцию в метро. По дороге до нее на каждой станции вам будут предлагаться задания, которые надо правильно выполнить, чтобы наш поезд двигался, не задерживая движения.
В добрый путь!
II. Актуализация опорных знаний и решение новой задачи
(слайд 2)
В метро спустились мы, и вот
Нас поезд под землей везет.
- Ребята, кто-нибудь из вас знает, что такое метро? (Подземная железная дорога, подземный транспорт, подземная станция)
- В нашей стране 15 мая 2025 года Московскому метрополитену (одному из крупнейших в мире по протяженности сети и количеству станций) исполнилось 90 лет. Именно в этот день в 1935 году торжественно открылась первая линия, Сокольническая, где запустили регулярное движение подземных поездов. И сейчас строятся новые линии и станции.
- Отправляемся в путь! Поехали! (слайд 3) (Станция 1. Повторение) Назовите пропущенные числа.
Сделаем разминку. (Математический диктант. Устный счёт.):
- Найдите сумму чисел 70 и 9. (79)
- Уменьшаемое-24, вычитаемое-8. Найдите разность. (16)
- Сколько будет, если 48 уменьшить на 9. (39)
- 26 увеличить на 8. (34)
- От какого числа нужно отнять 3, чтобы получилось 29? (32)
- Назови число, в котором 2 дес. и 3 ед. (23)
- Назови число, которое следует за числом 39. (40)
- Назови самое маленькое двузначное число. (10)
- Первое слагаемое – 30, второе – 23. Найдите сумму. (53)
- Сколько получится, если по 5 взять 3 раза? (15)
III. Самоопределение к деятельности
- Двигаемся дальше (станция 2. Разгадай) (слайд 4) Чтобы двигаться опять, надо ребус разгадать.
Посмотрите на слайд и назовите, какое слово зашифровано (Периметр).
- Мчимся дальше. Станция 3. Наблюдение. Посмотрите внимательно и ответьте, что общего между этими изображениями? (Они все прямоугольной формы) (слайд 5).
Дети ищут четырехугольники и выбирают из них – прямоугольники. (Показывают смайлики) (слайд 6)
- По каким признакам вы определили, что это прямоугольники? (Дети отвечают, показываю на слайде 7)
- Обратите внимание на следующий слайд, попробуйте сформулировать тему урока. (Периметр прямоугольника) (слайд 8).
Объясняю, что такое периметр прямоугольника. (Показываю на слайде 9)
Прочитайте инструкцию по нахождению периметра прямоугольника и постарайтесь запомнить (слайд 10).
- Молодцы, ребята! Вы много знаете о прямоугольнике, а значит, сможете его начертить, а я вам в этом помогу.
IV. Работа по теме урока
Учебник с.26 (2)
- У вас на столах лежат рабочие листы. Прочитайте внимательно задание (задание 1).
Начертите прямоугольник. Кто первый начертит, выходит к доске. Трое детей находят периметр разными способами. (слайд 11) (Оцените свою работу с помощью смайликов)
- Отправляемся к следующей станции. (Станция 5. Физминутка) (слайд 12)
V. Физкультминутка
- Поиграем в игру «Верно-неверно» и вспомним все, что мы знаем о прямоугольнике. Если высказывание (предложение) верно, вы хлопаете 3 раза, если неверно-руки на пояс и делаете скручивания 3 раза (влево и вправо) (Показываю).
- Прямоугольник – это четырехугольник (хлопают)
- Прямоугольником может быть любой четырехугольник (скручивания)
- У прямоугольника все углы прямые (хлопают)
- У прямоугольника все стороны разные по длине (скручивания)
- У прямоугольника противоположные стороны равны (хлопают)
- Квадрат – разновидность прямоугольника (хлопают)
- А сейчас мы побудем с вами в роли машиниста и попробуем звуком передать движение поезда. (Наш поезд разгоняется «чу-чух-чу-чух» и начинает замедляться «чу-чух-чу-чух»)
VI. Закрепление изученного
- Мы остановились на станции 6. «Сказочная» (слайд 13). Она еще не оформлена, мы украсим ее сами. Откройте конверты. Что вы видите? Ваша задача, подобрать рамку к картине (слайд 14).
- Измерьте периметр картинки и периметр внутренней части рамки. Подберите нужную рамку. Найдите периметр рамки и запишите в рабочем листе (задание 2).
- Проверьте себя, правильно ли вы нашли периметры. (слайд 15)
- Какой вывод можно сделать? У разных прямоугольников могут быть одинаковые периметры. Размеры внутренней стороны рамки должны совпадать с длиной и шириной картинки.
- Вставьте картинки в рамки и прикрепите с помощью наклеек.
- Мы подъезжаем к станции 7. Маршрут (слайд 16)
- Проведите маршрут и выйдете из метро. (Задание 3. Дети работают в рабочих листах)
- Дети, вот и подошло к концу наше путешествие.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Ребята, чему вы научились на уроке? (Ответы детей)
- Что такое периметр прямоугольника?
- Сколько существует способов нахождения периметра прямоугольника?
- Мы научились применять эти способы.
- Ребята, если вам понравился урок, показываете зеленый смайлик, если нет – красный.
- Большое вам спасибо за работу на уроке. Вы все усердно работали, были внимательными и старательными!
VIII. Домашнее задание
Учебник, с. 26 № 8,9.