Создание условий для поддержки и развития высокомотивированных детей

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: одаренные дети, работа с одарёнными детьми


Высокомотивированные дети

В настоящее время все более актуальной становится проблема одаренности. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

В детстве внешние проявления способностей талантливых детей многообразны – это:

  • Быстрое развитие речи, мышления;
  • Увлеченность музыкой, рисованием, чтением;
  • Любознательность и активность ребенка.

Одаренность нужно понимать как предпосылку творческого развития, а не как проявление и развитие общих и специальных способностей. С ярко одаренными детьми невозможно работать стандартными методами, они требуют индивидуального подхода, и в основной массе школьников необходимо работать с теми детьми, у которых только предполагаются особые способности. А те дети, которые не обладают никакими выдающимися способностями, но имеют желание работать, то есть высокомотивированные школьники, обязательно должны быть задействованы в творческой и исследовательской деятельности.

Необходимо учитывать тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но и имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность.

Виды деятельности

Формы работы

1. Литературная

Составление сказок; написание мини-сочинений;
составление сказок о частях речи; задач простых и сложных;
создание рукописных книг.

2. Ассоциативная

Сочини по опорным словам; игры «На что похожи углы,
цифры, геометрические предметы?»

3. Аналитическая

Составление ребусов; уроки письма под музыку.

4. Исследовательская

Исследование жизни и творчества писателя; составление
числовых кроссвордов; Измени условие задачи;
сообщения на различные темы.

5. Информационная

Найти информацию в энциклопедиях, интернете и творчески
оформить; работа с орфографическим и толковым словарем.

6. Игровая

Придумывание веселых историй; инсценировка сказок
и текстов, дидактические игры.

7. Конструктивная

Составление схем предложения; изготовление книжки-малышки; иллюстрирование составленной задачи
(в рисунке, схеме, краткой записи.

8. Практическая

Изготовление карточек-памяток; макетов гор, озер и пр.

Отсюда необходимы условия работы с одаренными (высокомотивированными) детьми:

  • Сохранение индивидуальности;
  • Поддержка собственной познавательной потребности;
  • Знание психологических особенностей таких детей.

Работа в школе должна быть реализована в двух направлениях:

  1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей на уроках и внеклассной деятельности).
  2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.

Организация проблемно-диалогической и продуктивной деятельности.

  1. Учитель создает проблемную ситуацию.
  2. Ученики формулируют учебную проблему (основной вопрос урока); актуализируют имеющиеся знания.
  3. Ученики, выполняя план осуществляют поиск решения проблемы и открывают новое знание.
  4. Применяют новое знание, делая вывод, какое решение учебной проблемы найдено. Подводят итог в виде схемы, таблицы художественного образа.

Развитие умений и навыков исследовательского поведения младших школьников.

На уроках окружающего мира задания с элементами исследования, наблюдения: «Посмотри на мир чужими глазами»; проведение экспериментов и наблюдений реальных объектов (изучение свойства воды, воздуха, состава почвы), экологические игры.

На уроках математики включаются упражнения на развитие внимания и наблюдательности («Продолжи закономерность», «Найди одинаковые предметы»); на развитие практических умений («Измерь площадь, периметр класса и своей комнаты», «Составь задачу по выражению», «Придумай вопрос к задаче»).

На каждом уроке дети мотивируются на высказывание своей точки зрения, умение делать умозаключения и выводы, самостоятельно ищут недостающую информацию, учатся устанавливать причинно-следственные связи.

Помимо урочной деятельности, можно использовать следующие формы внеурочной деятельности:

  • Предметные олимпиады
  • Проектные дни
  • Предметные недели
  • Интеллектуальные игры
  • Конкурсы и выставки творческих работ
  • Сборники творческих работ обучающихся
  • Экскурсии
  • Портфолио учащихся
  • Создание сайта класса

Дети на стоят на месте. Вся система работы приносит свои плоды, о чем свидетельствуют высокий уровень мотивации, степень заинтересованности, познавательной и творческой активности учащихся. Не надо критиковать, исправлять детские творения, а поощрять за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение стимулирует ребенка к дальнейшему творчеству.