Высокомотивированные дети
В настоящее время все более актуальной становится проблема одаренности. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
В детстве внешние проявления способностей талантливых детей многообразны – это:
- Быстрое развитие речи, мышления;
- Увлеченность музыкой, рисованием, чтением;
- Любознательность и активность ребенка.
Одаренность нужно понимать как предпосылку творческого развития, а не как проявление и развитие общих и специальных способностей. С ярко одаренными детьми невозможно работать стандартными методами, они требуют индивидуального подхода, и в основной массе школьников необходимо работать с теми детьми, у которых только предполагаются особые способности. А те дети, которые не обладают никакими выдающимися способностями, но имеют желание работать, то есть высокомотивированные школьники, обязательно должны быть задействованы в творческой и исследовательской деятельности.
Необходимо учитывать тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но и имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность.
| Виды деятельности | Формы работы |
1. Литературная |
Составление сказок; написание мини-сочинений; |
2. Ассоциативная |
Сочини по опорным словам; игры «На что похожи углы, |
3. Аналитическая |
Составление ребусов; уроки письма под музыку. |
4. Исследовательская |
Исследование жизни и творчества писателя; составление |
5. Информационная |
Найти информацию в энциклопедиях, интернете и творчески |
6. Игровая |
Придумывание веселых историй; инсценировка сказок |
7. Конструктивная |
Составление схем предложения; изготовление книжки-малышки; иллюстрирование составленной задачи |
8. Практическая |
Изготовление карточек-памяток; макетов гор, озер и пр. |
Отсюда необходимы условия работы с одаренными (высокомотивированными) детьми:
- Сохранение индивидуальности;
- Поддержка собственной познавательной потребности;
- Знание психологических особенностей таких детей.
Работа в школе должна быть реализована в двух направлениях:
- Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей на уроках и внеклассной деятельности).
- Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Организация проблемно-диалогической и продуктивной деятельности.
- Учитель создает проблемную ситуацию.
- Ученики формулируют учебную проблему (основной вопрос урока); актуализируют имеющиеся знания.
- Ученики, выполняя план осуществляют поиск решения проблемы и открывают новое знание.
- Применяют новое знание, делая вывод, какое решение учебной проблемы найдено. Подводят итог в виде схемы, таблицы художественного образа.
Развитие умений и навыков исследовательского поведения младших школьников.
На уроках окружающего мира задания с элементами исследования, наблюдения: «Посмотри на мир чужими глазами»; проведение экспериментов и наблюдений реальных объектов (изучение свойства воды, воздуха, состава почвы), экологические игры.
На уроках математики включаются упражнения на развитие внимания и наблюдательности («Продолжи закономерность», «Найди одинаковые предметы»); на развитие практических умений («Измерь площадь, периметр класса и своей комнаты», «Составь задачу по выражению», «Придумай вопрос к задаче»).
На каждом уроке дети мотивируются на высказывание своей точки зрения, умение делать умозаключения и выводы, самостоятельно ищут недостающую информацию, учатся устанавливать причинно-следственные связи.
Помимо урочной деятельности, можно использовать следующие формы внеурочной деятельности:
- Предметные олимпиады
- Проектные дни
- Предметные недели
- Интеллектуальные игры
- Конкурсы и выставки творческих работ
- Сборники творческих работ обучающихся
- Экскурсии
- Портфолио учащихся
- Создание сайта класса
Дети на стоят на месте. Вся система работы приносит свои плоды, о чем свидетельствуют высокий уровень мотивации, степень заинтересованности, познавательной и творческой активности учащихся. Не надо критиковать, исправлять детские творения, а поощрять за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение стимулирует ребенка к дальнейшему творчеству.