Наше время – это время больших перемен. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить. Сейчас трудно представить общество без современных образовательных технологий, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. Основной задачей современной школы является повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом, формирование творческой, всесторонне развитой личности. Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения. Необходимо использовать такие методы, приемы и средства обучения, чтобы ребятам на уроке было интересно. Успех в обучении во многом зависит от мастерства учителя и учета индивидуальных способностей обучающихся. Только в этом случае повышается познавательная активность школьников, мышление начинает работать более продуктивно и творчески. Одним из средств повышения мотивации к учению, интереса к предмету, уровня знаний является применение современных технологий. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.
В своей практике я имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности. Школа, в которой я работаю, обычная, соответственно обучаются в ней все: и дети из малообеспеченных семей, и дети из многодетных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей. Есть дети со слабыми способностями, вялым мышлением, плохой памятью. И я как учитель должна создать условия, при которых ученик становится субъектом обучения. В школе царит глубокая вера в то, что любой слабый обучающийся не безнадежен, он требует только особой чуткости. Именно его надо морально поддержать, поверить в него, сделать так, чтобы он сам поверил в себя. Накопляемость в классах в среднем по 29-30 человек. Чтобы не сдерживать учащихся в развитии, я подбираю дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться и сильным, и слабым детям.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата, в то время как использование инновационных образовательных технологий характеризуется высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизирует потенциал знаний и умений навыков, эффективно развивает навыки коммуникативной компетенции учащихся. Именно поэтому активно использую на практике возможности современных образовательных технологии.
Совершенствование методов обучения и воспитания обеспечивается путем внедрения новых технологий, позволяющих повысить результаты освоения основной образовательной программы, как предметные, так и личностные. С этой целью постоянно повышаю уровень самообразования, знакомлюсь с новыми технологиями, методами и приемами, использую технологии, обеспечивающие активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Свою работу с обучающимися, в том числе с особыми образовательными потребностями, выстраиваю по принципу индивидуализации, с учетом их личностных характеристик и уровня овладения общеучебными умениями. Это позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, снимается эмоциональное и психологическое напряжение, что, в конечном счете, приводит к результативности обучения.
Учебный процесс осуществляю на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействие.
В зависимости от планируемых результатов учебного занятия использую нестандартные формы проведения уроков, необычные формы представления изучаемого материала: исследовательская деятельность, проектная работа.
На стадии формирования новых знаний применяю объяснительно-иллюстративный метод (рассказ, изучение литературы, показ, демонстрация, выполнение заданий по алгоритму, опрос) не более 8-10 минут в течение учебного занятия. На уровне основного общего и среднего общего образования использую графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), видеофильмы, тестирование и ролевые игры.
При организации дифференцированного обучения в работе со слабоуспевающими обучающимися и обучающимися с ОВЗ предпочтение отдаю репродуктивным методам.
Для поддержания устойчивой учебной мотивации, включения каждого ребенка в процесс творческого мышления и совместной творческой деятельности, повышения результативности обучения применяю проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы, которые являются наиболее эффективными средствами активизации мышления учащихся. Метод проблемного обучения ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный̆ и творческий потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода, который усваивается учеником как плод его собственного труда. Частично-поисковый метод предоставляет учащимся возможность принять участие в отдельных этапах поиска, при котором они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.
Исследовательский метод позволяет школьнику постепенно познавать принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты.
Для организации деятельности обучающихся на учебном занятии использую следующие методы:
- «Мозговой штурм», позволяющий в краткие сроки выработать новую идею или принять решение, найти коллективный способ решения проблемы.
- «Метод дискуссии» предусматривает групповое обсуждение проблемы, вопроса или темы, в процессе работы над которыми возникли разные суждения.
- «Решение проблемных задач» основано на создании проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения. Данный метод позволяет учащимся самим сформулировать правила, систематизировать полученную информацию.
Чтобы выявить качество и полноту усвоения учебного материала провожу устный опрос, применяя на практике различные его модификации: фронтальный опрос, уплотненный, а также поурочный «балл». Сущность уплотненного опроса заключается в том, что один обучающийся отвечает устно, а 4-5 учащимся предлагается дать письменные ответы на заранее подготовленные вопросы, это позволяет сэкономить время на проверку знаний. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение урока, дополняя, уточняя ответы других обучающихся, подвергающихся устному ответу. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание обучающихся. Большое внимание уделяю проверке выполнения домашних заданий, которое позволяет выявить качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях. Для того чтобы проверить и оценить одновременно знания всех учащихся класса или группы организую письменную проверку знаний, суть которой заключается в решении заданий (в течение 10-12 минут обучающиеся дают письменные ответы). После прохождения отдельных тем или разделов учебной программы провожу контрольные работы. Для того чтобы задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приема и передачи информации использую рейтинговую систему контроля. При выполнении задания ученик зарабатывает определенное количество баллов в зависимости от типа задания и правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым оценивается рейтинг учащихся. Штрафные баллы могут начисляться за отклонение от графика и несвоевременной сдачи работы.
На учебных занятиях активно применяю следующие формы самоконтроля и взаимоконтроля: учебное комментирование, сопоставление своей работы с готовым образцом, использование плана ответа, взаимная проверка устных ответов, письменных работ. Для самооценки своей деятельности в паре или группе каждому предлагаю заполнить лист самооценивания.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает мне возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться хороших результатов обученности учащихся.
В своей работе на уроках физики я использую следующие педагогические технологии:
Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. Обсуждение темы урока и постановка задач с первых минут урока погружают моих учащихся в условную языковую среду. Ребята учатся высказывать свое мнение, прогнозируют задачи урока.
Для создания условий активной совместной деятельности, учащихся в разных учебных ситуациях использую один из вариантов технологии обучения в сотрудничестве - (обучение в команде), где особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.
Технология проектной деятельности является одной из ведущих при формировании компетенций учащихся. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы, учащиеся включены в активный диалог. Работу над проектами применяю на всех уровнях обучения в школе. Тематика проектов самая разнообразная. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми и представлены в виде открыток, стенгазет, плакатов, мультимедийных презентаций, сообщений. Проектная деятельность вызывает особый интерес у обучающихся старших классов, так как помогает им реализовать свои учебные действия. Использование на уроке физики технологии проектной деятельности способствует развитию и раскрытию творческого потенциала учащегося, его познавательной активности и самостоятельности.
С целью организации активной учебной деятельности, самостоятельности обучающихся; формирования общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций школьников, а также устойчивого познавательного интереса обучающихся к интеллектуально-творческой деятельности; осуществления индивидуализации и дифференциации обучения использую информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной стороны. Использование различных ресурсов, сочетание разнообразных элементов помогает учащемуся получить более полные и глубокие знания, сформировать собственные зрительные и слуховые образы, способствующие лучшему усвоению материала.
Использование информационных технологий в обучении позволяет разнообразить процесс восприятия и отработки информации, учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Различные мультимедийные презентации, видеоролики, мультфильмы способствуют расширению мотивационной основы учебной деятельности.
С целью повышения продуктивности процесса обучения физике и развитию коммуникативных навыков, в зависимости от планируемых результатов использую на уроках игровой метод: деловые, имитационные, ролевые игры. Применение игровых методик на заключительном этапе - по завершению изучения темы, раздела, курса - является наиболее эффективным. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, воспитывается толерантность, ответственность. Игра активизирует стремление обучающихся к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником, способствует появлению непроизвольного интереса к познанию, вызывает формирование положительной мотивации изучения английского языка, стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе.
Рациональное использование современных образовательных технологий повышает учебную мотивацию обучающихся; формирует их познавательную активность и участие в продуктивной и общественно-значимой деятельности; раскрывает индивидуальные особенности; помогает решить проблему отношения обучающихся к учебной деятельности и ее результатам.