Развитие коммуникативных навыков младших школьников при проведении выездного английского лагеря

Разделы: Как это делаю я: приёмы преподавания сложных тем учебной программы

Класс: 4

Ключевые слова: английский язык


Проведение выездного лагеря с изучением английского языка может стать интересной формой внешкольной работы.

Одна их наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у младших школьников – это интерактивные занятия. Выездной языковой лагерь дает возможность изменить привычную окружающую обстановку, создать атмосферу дружественного неформального общения, отдыха. Для того чтобы освоить живой язык, нужно живое общение и возможность свободного перемещения. Основными задачами интерактивных занятий являются не учебные, а практические, смоделированные учителем задачи, активизирующие навыки аудирования и говорения – «купить что-либо в магазине, сделать заказ в кафе, спросить дорогу» и т.д.

Важным компонентом активных методов обучения является создание комфортных психологических условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Поэтому, подбор материала и разработка заданий построены на следующих принципах:

  • новизна материала – использование интересных незнакомых текстов, песен, стихов и т.д.;
  • посильность выполнения заданий - в основе лежит пройденный лексический и грамматический материал;
  • минимизация заданий для учащихся, предполагающих письменную форму выполнения.

Выездной английский лагерь с организацией интерактивных игр, соревнований личного и командного зачета в различных видах деятельности может проводиться по программе, которая частично корректируется и обновляется в зависимости от уровня подготовленности и психологических особенностей учащихся.

Цель Активизация потенциала знаний и умений, навыков говорения и аудирования у учащихся начальных классов.

Задачи:

  • расширение лексического запаса;
  • работа над фонетической составляющей произносительной речи;
  • расширение лингво-страноведческого компонента знаний учащихся;
  • знакомство учащихся с речевыми клише реальных жизненных ситуаций.

Пути реализации поставленных задач:

  • организация процесса обучения для реализации практических целей;
  • создание атмосферы неформального общения;
  • использование метода проекта, ролевых игр и драматизации;
  • изменение роли учителя – статус «консультанта» и «помощника».

Задания командного зачета

Задания личного зачета

Защита проекта“Café”, “Corner Shop”

Владение речевыми клише
“CornerShop”, “Café”

Съемка фильмов по подготовленным сценариям
“The English Teacher”, “Cheese”

Аудирование
“The Kitten Whose Name Was Bow-Wow”

Стихотворение “My Favorite Things”

Чтение текста с выполнением задания

Исполнение песен:
«Shorter, Taller”, “Twenty Tired Teachers”

Тест

 

Конкурс пословиц и поговорок

 

Конкурс открыток из англоговорящих стран

Название нашего лагеря – «We are going to London».

Дети получают уникальную возможность, не выезжая из страны, побывать в Лондоне в окружении своих учителей и друзей. Включение английского языка в повседневную жизнедеятельность ребенка помогает учащимся осознать то, что для настоящего знакомства со странами изучаемого языка, их обычаями и традициями, им нужно хорошо говорить, читать и понимать на иностранном языке.

Несколько слов о заданиях, формирующих у учащихся навыки и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме. По прибытии в лагерь каждый ребенок получает папки, содержавшие как личные задания, так и задания для командного зачета.

Личные задания могут быть следующими:

  1. Read the text. Place the pictures in the right order. Match the sentences.
  2. Listen and write. Просмотреть отрывки из мультфильма и вставить пропущенные слова в диалоги.
  3. Cross the odd one out. Зачеркнуть лишнее слово в строчке.
  4. Составить сложные слова из данных простых (например, arm, week, chair, end)
  5. Подобрать рифмующиеся слова.
  6. Вычеркнуть лишние буквы из стихотворения и записать его правильно.
  7. 20 английских пословиц и поговорок соотнести с их русскими эквивалентами.
  8. Конкурс открыток с достопримечательностями англоговорящих стран.

Открытки нужно заполнить и адресовать своему другу. Можно добавить иллюстрацию или раскрасить изображение достопримечательности.

Результаты выполнения этих заданий подсчитываются учителями индивидуально для каждого ребёнка.

По результатам личного зачёта дети награждаются грамотами и сувенирами.

В командный зачёт входят проекты «Café» и «Corner Shop», драматизации, разучивание стихотворения и песен.

Технология выполнения заданий

1. Метод проектов

Проект – это самостоятельная работа учащегося, в которой речевое общение тесно связано с другой его деятельностью. Овладевая методом проектирования, младший школьник учится мыслить творчески, планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

При подаче материала готового проекта реализуется принцип наглядности обучения. Учащимся предлагается оформить макет витрины магазина (кафе, аптеки), используя заранее подготовленный ими материал. Работа организована в группах.

По завершении подготовительной работы группа должна составить текст-описание своего проекта в форме рекламы. Учащиеся могут пользоваться словарями и помощью преподавателя-«консультанта».

Если групп несколько, презентация проекта может проходить в форме соревнования. Команда сама выбирает форму выступления – индивидуальная, парная или групповая.

Готовые макеты учащиеся используют в качестве декораций для своих ролевых игр.

2. Ролевые игры

В методике проведения ролевых игр воплощается принцип функциональности обучения иностранному языку. Процесс иноязычного общения представляет собой модель реального общения. Ученик понимает, что может дать ему практическое овладение иностранным языком.

В настоящее время основная цель обучения английскому языку в школе состоит в том, чтобы научить учащихся общению на английском языке. Главной положительной чертой ролевой игры является возможность свободного общения на иностранном языке.

Для реализации ролевой игры необходимы декорации и расходный материал. Преподаватель-«консультант» знакомит учащихся с английскими речевыми клише для моделирования различных ситуаций общения в реальной жизни.

Ролевая игра “Corner Shop” (“Café”)

Каждый ученик должен побывать в роли покупателя (посетителя) и продавца (официанта). Таким образом, неоднократное говорение и прослушивание фраз речевого этикета в сочетании с необходимостью адекватного реагирования на ситуацию создает условия для появления спонтанной речи. Использование настоящей еды, игрушечных денег, декораций очень оживляет и заинтересовывает детей.

Shop

Assistant

Good morning! (afternoon, evening) Can I help you?

Customer

Good morning! (afternoon, evening) Yes, please. I’d like biscuits and apple (orange, peach…) juice, please. Do you have any?

Assistant

Of course, I do. Here you are. Anything else?

Customer

No. thanks. How much is it?

Assistant

It’s …. How do you like to pay: cash or by credit card?

Customer

Cash ( by credit card). Here you are.

Assistant

Thank you, sir (madam). That’s your change. Good bye!

Customer

Good bye!

Cafe

Waiter

Good morning! (afternoon, evening)

Customer

Good morning! (afternoon, evening)

Waiter

This way, please. Here’s the menu. Are you ready to order?

Customer

Yes, I am. I’d like orange (apple, peach, …) juice and a cake, please.

Waiter

Yes, certainly.

Customer

The bill, please.

Waiter

Here it is, sir (madam).

Customer

Thank you. Good bye!

Waiter

Good bye! Please come again!

Другая ролевая игра «Путешествие по Лондону» развивает навыки говорения и аудирования у учащихся и расширяет их кругозор в области лингво-страноведческого компонента.

Рабочие материалы для проведения игры:

  • макет фрагмента карты Лондона с названиями улиц, выполненный так, чтобы дети могли «ходить по улицам»: размеры макета – 3х4 м, ширина улиц – 20-25 см;
  • фотографии достопримечательностей Лондона формата А4 по 1 экз. и фотографии этих же достопримечательностей размером 10х8 см по 3-4 шт.
  • уменьшенная копия фрагмента карты (А4) с обозначением мест всех достопримечательностей без подписей и с индивидуальным заданием, на котором отмечено место, где находится «ученик – турист» и названа историко-архитектурная достопримечательность, которую он должен найти;
  • уменьшенная копия фрагмента карты Лондона (А4) с обозначением мест всех достопримечательностей и их названиями, в качестве справочного материала «местного жителя» - 5 шт.

Технология проведения игры «Путешествие по Лондону»

  • Пользуясь речевыми клише, объединенными в группу “Asking the way”, спросить у «местного жителя», как пройти к заданной достопримечательности.
  • Слушая объяснения «местного жителя», нарисовать свой путь на карте.
  • Пройти по макету карты центра Лондона до нужного объекта.
  • Подтверждением правильности выполнения задания является фотография искомой достопримечательности с надписью.

После разбора новых речевых клише с преподавателем – «консультантом» пара «Турист» - «Местный житель» начинают диалог. У «местного жителя» есть оригинал карты с пронумерованными достопримечательностями.

Одновременно могут работать 3-4 пары. Каждый учащийся должен выступить в обеих ролях.

Asking the way

Tourist

Excuse me. Could you help me?

Londoner

Yes?

Tourist

How can I get to…?

Londoner

Go straight ahead.
Walk to the corner.
Walk along the… street.
Turn to the right/left into … street
… ishere.

Tourist

Thank you very much!

Londoner

You are welcome!

3. Драматизация

Драматизация - это один из эффективных методов интерактивной методики обучения. Он обеспечивает усвоение нового лексического материала и создает эмоционально-положительный настрой в обучении. По сути, драматизация может рассматриваться как одна из форм ролевой игры, в которой у каждого участника есть возможность проявить себя.

При отборе лексического материала мы руководствовались следующими принципами:

  • доступности;
  • вовлечение максимального числа учащихся в группы;
  • заинтересованности учащихся в драматизации (юмористические рассказы).

Дети получают сценарии, распределяют роли, учат их и с помощью учителей снимают видеоролики “English Teacher” и “Cheese”. В тот же день у ребят есть возможность посмотреть свои ролики.

По результатам опроса учащихся, это задание обычно выбирают как самое интересное.

4. Песни и стихи

Разучивание песен и стихов помогает детям почувствовать особый фонетический строй английского языка, его мелодику и ритм. Учащиеся обогащают свой словарный запас и отрабатывают произношение без утомительного заучивания, что повышает их мотивацию к изучению английского языка.

Основной целью обучения иностранным языкам в начальной школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:

  • понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
  • осуществлять своё речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;
  • пользоваться рациональными приёмами овладения английским языком, самостоятельно совершенствоваться в нём.

Выездной английский лагерь, по нашему мнению, способствует формированию всех этих умений и является эффективным средством для достижения поставленной цели. Интерактивные занятия, проводимые во время работы выездного английского лагеря, способствуют успешному развитию навыков говорения и аудирования учащихся. В программу работы лагеря может быть включен лексический и лингво-страноведческий материал для мотивированных учащихся, который не удается использовать в рамках учебной программы, в связи с ограниченным количеством учебных часов. Неформальная обстановка работы создает психологически комфортную атмосферу, повышающую мотивацию учащихся к изучению английского языка.

Приложения