Технологическая карта урока «Класс Земноводные, или Амфибии»

Разделы: Биология

Ключевые слова: Земноводные


Предмет: Биология.

Класс: 7.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица, медиапроектор, учебник, презентация.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Знать особенности строения земноводных в связи со средой обитания, их значение, многообразие с учетом национально-регионального компонента знать особенности строения в связи со средой обитания, представителей УР, значение выделяют характерные особенности отрядов,

 

Регулятивные

Определять цель и алгоритм работы, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять коррекцию знаний

формулировать цель по теме, определять план действий

Познавательные

Понимать учебную задачу урока. Работать с учебников, составлять схемы, работать с информационными источниками

выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы;

Коммуникативные

Сотрудничать с одноклассниками и учителем, умение находить конструктивное решение. Работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах работы в паре

эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Личностные

Проявлять мотивацию к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности. Готовность к саморазвитию

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму.

 

Методы, приемы
обучения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Этап урока: Мотивационно-целевой
Задачи: создать благоприятную атмосферу, вызвать познавательный интерес к теме, организовать  самостоятельное  формулирование проблемы и постановку цели

Частично-поисковый, беседа

Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку.
Создает комфортную ситуацию на уроке, предлагает проблемную ситуацию (историческая справка, слайд презентации) для постановки цели, определения темы урока

Приветствуют учителя.
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Смотрят слайд презентации.
Определяют тему и цель урока (Земноводные или Амфибии; изучить особенности земноводных в связи со средой обитания, многообразие, значение)

Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Познавательные: анализируют объекты с целью выделения существенных признаков

Этап урока: Ориентировочный
Задачи: организовать  самостоятельное планирование, актуализация ранее изученных знаний, соотнесение с новой темой

Вопросно-ответная беседа

Предлагает составить план изучения темы.
Формулирует проблемное задание (связь между рыбами и земноводными:
В чем сходство головастика и рыб? Каковы особенности размножения земноводных?
От каких рыб произошли земноводные?)
Предлагает просмотр видеофрагмента

Формулируют этапы изучения новой темы.
Смотрят презентацию, видеофрагмент.
Высказывают предположения по проблемным вопросам (сходство в размножении рыб и земноводных, происхождение от древних пресноводных кистеперых рыб)

Предметные: актуализация имеющихся знания о рыбах, их связь с земноводными
Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия.
Познавательные:
умение анализировать, выделять главное, устанавливать связи с ранее изученным материалом; умение осознанно строить речевое высказывание

Этап урока: Поисково-исследовательский
Задачи: организовать осмысленное восприятие новой информации. Обучение сотрудничеству

Частично-поисковый, прием «Верите ли Вы» (физкультминутка)

Организует работу с учебником (параграф 24, выписывают особенности строения в связи со средой обитания),
Предлагает ответить на познавательные и увлекательные вопросы для активизации мыслительной деятельности («верю-неверю).
Организует физкультминутку.
Предлагает прослушать доклады, дает инструкцию по заполнению схемы.
Проводит промежуточную рефлексию, возвращаясь к слайду с вопросами).

Выделяют черты приспособленности к разным средам обитания по учебнику, высказывают свои предположения в паре, корректируют друг друга, ответы одноклассников.
Высказывают предположения, используя двигательные действия (физкультминутка).
Слушают одноклассников (доклады по 3 отрядам земноводных), заполняя схему, выделяют характеристики, особенности отрядов, значение.
Анализируют полученную информацию, корректируют ответы на ранее поставленные вопросы.

Предметные: выделяют черты приспособления в строении в связи с жизнью в 2 средах, особенности отрядов, значение.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные:
умение выделять главное, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение рационально использовать информацию; ориентироваться в многообразии земноводных; умение выделять главное в рассказе.
Коммуникативные: умение слушать одноклассников, работать в паре, договариваться о правилах работы в паре

Этап урока: Практический
Задачи: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление полученных знаний

Частично-поисковый

Организует работу, дает инструкцию, задания (на слайде) и корректирует действия учеников.

Выполняют задания, записывая верные утверждения в тетради, осуществляют взаимоконтроль.

Личностные: формирование основ экологической культуры, целостного мировоззрения.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Регулятивные:
определение правильности системы учебных действий, внесение необходимых корректив в ответы, осуществление контроля по результату
Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в полученных знаниях

Этап урока: Рефлексивно-оценочный.
Задачи: осмысление процесса и результата деятельности на уроке.

Беседа

Комментирует оценки за урок.
Предлагает ответить на вопросы:
Что нового узнали сегодня, изменилось ли их отношение к земноводным.
Предлагает закончить предложения:
А я и не знал….
Мне показалось трудным ….

Предлагает на выбор домашнее задание (параграф 24, читать ответить устно на вопросы;
Творческое задание).

Оценивают свою работу, отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод о значимости земноводных. Проговаривают, что показалось сложным, что нового узнали.

 

 

Определяются с выбором домашнего задания

Личностные: умение организовать взаимооценку
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений, оценка эмоционального состояния.
Познавательные: умение вырабатывать собственное отношение к изученному материалу, анализировать причины затруднений.

Список используемой литературы

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. - М.: Мысль, 1989.
  2. Жизнь животных. Т. 5. Земноводные и пресмыкающиеся. М.: Просвещение, 1985. - 399 с.