Экологический досуг "Что такое ветер?"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ветер


Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

  • Образовательные: Расширить кругозор детей, способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
  • Развивающие: Развивать воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать; активизировать мыслительные процессы, устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес и любовь к природе, умение видеть её красоту.
  • Речевое развитие: Пополнять и активизировать словарный запас детей.
  • Познавательное развитие: Формировать основы естественно - научных и экологических понятий через экспериментальную деятельность.
  • Физическое развитие: Развивать у детей органы дыхания с помощью упражнений дыхательной гимнастики, мелкую и крупную моторику мышц.

Дети входят под музыку И.О.Дунаевского «А ну ка песню нам пропой веселый ветер…»

Дети:

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?

Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает,
Сосны с корнем вырывает –
Так порою он сердит!
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде.
(Ветер)

Ведущий: Ребята, а что ветер умеет делать?

(Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т.д.)

Презентация

Видео «Откуда берется ветер» «Шишкин лес» 6 мин

Ведущий: ветер получается от движения воздуха, а воздух двигается потому, что солнце нагревает землю по-разному. Солнце греет землю и от земли нагревается воздух, но на земле есть растения, дома, вода – они нагреваются неодинаково, а значит воздух над ними разной температуры. Над полями, морями, лесами, жаркими пустынями все время движется воздух. Вокруг всей земли воздух кружится, то сильнее, то слабее дует ветер. Ветер – это движущийся воздух.

Опыт: Теплый воздух поднимается вверх

(Стакан, соль, спица с иголкой на конце, свечка-таблетка, спички. Бумажная спираль.)

Ведущий: Послушайте стихотворение о ветре М.Исаковского.

Дети:

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.

А.Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Ведущий: в первом стихотворении какой ветер? (слабый, спокойный) Во втором ? (сильный, ураган, буря, смерч)

Дидактическая игра «Какой ветер?»

Ведущий показывает картинки на экране. Дети должны определить, какой ветер: хороший или плохой?

- Открытое от ветра окно, разбитая ваза на полу.

- Девочка с помощью пылесоса убирает комнату.

- Дети запускают воздушного змея.

- Девочка успокаивает плачущего ребенка и протягивает ему воздушный шарик.

- Мальчик пускает по воде кораблик.

- Сильный ветер в лесу и поломанные деревья.

- На улице сильный ветер, а дети гуляют во дворе.

Подвижная игра младшей и средней групп «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, да не лопайся»

Звук мотора. Прилетает Карлсон.

Карлсон: Привет, ребята. Меня к вам ветром занесло. Мой мотор тоже ветер делает (демонстрирует вентилятор). А вы поймать ветер можете? (взмахом полиэтиленового пакета ловит воздух, закручивает его). А можно немножко пошалить?

Сказка-шумелка «Ветер»

(Дети берут предметы: свистулька, листы бумаги, большие и маленькие пустые бутылочки, барабан.)

Утром была прекрасная погода, и пели птицы (свистулька - малыши).

Дул легкий ветерок, он был такой слабый, что мог шелестеть только листьями деревьев (шуршат бумажками - средняя).

Днем ветер стал сильней, он зашумел, стал качать деревья (дуют в маленькие бутылочки - старшая).

Ветер шумел и выл весь день (дуют в большие бутылочки).

Он сломал старое дерево, и оно упало (хлопок ладонями по барабану - подготовительная).

Ветер шумел и выл весь день (дуют в бутылки).

А утром, когда проснулись люди, было тихо, за окном пели птицы, и легкий ветерок шелестел листочками деревьев (свистулька, бумага).

- Вот какая замечательная сказка - шумелка у нас получилась. Молодцы!

Под музыку к программе «Здоровье» входит врач.

Врач: Здравствуйте. Я узнала, что сегодня вы хотите все узнать о ветре. А ветер – это движение воздуха. А вы знаете, что мы сами можем двигать воздух. Как это происходит? Когда мы дышим. Чем мы дышим? Носом. А ведь рот тоже может вдыхать воздух и выдыхать. (пробуют).

Почему правильно дышать носом? Дыхание ртом на случай болезни. Ведь человек не дышать может меньше минуты.

(опыт – задержать дыхание)

Когда воздух проходит через нос, то очищается от пыли и микробов, нос внутри как лабиринт, там есть волоски которые задерживают частички пыли и жидкость, которая борется с микробами. Если микробов много, то жидкости становится больше, начинается насморк, лишнюю жидкость с грязью надо удалять, высмаркиваться, каждое утро когда умываешься.

(слайд)

Чтобы меньше болеть надо учиться правильно дышать.

Дыхательная гимнастика «Ветер»

Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Врач: До свиданья. Будьте всегда здоровы.

Дети:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Пушкин А.С.

Подвижная игра старшей и подготовительной групп «Ветер и корабли»

Детей поровну, одна часть корабли, другие ветер. У “кораблей” закрыты глаза, “ветер” по сигналу двигает свой “корабль” в гавань.

Ведущий показывает картинки бытовых приборов, в которых используется воздух.

Ведущий:

Ветер бывает недобрым, колючим.
Ветер бывает холодным, могучим.
Скромным и тихим, прохладным и теплым,
Радостным ветер бывает и добрым.
Всюду по белому свету летает,
Как хорошо, что он разным бывает!
Антонова С.Н. docplayer.ru

Песня «Ветер перемен» Н.Олев, М.Дунаевский

На прощание можно подарить воздушные шарики или конфетки.

Литература

  1. Энциклопедия окружающего мира. Москва «Росмэн» 1997г.
  2. Т.И.Попова Мир вокруг нас. 1998 г.
  3. Н.А.Рыжова Воздух – невидимка. 1998 г.
  4. И.Николаева экологическое воспитание дошкольников. 1997 г.
  5. Видеоматериалы: “Шишкин лес” цикл природоведение “Откуда берется ветер” (в свободном доступе Интернет).