Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, растения, УМК «Школа России»


УМК: «Школа России».

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с новыми понятиями, расширить словарный запас;
  • Развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, анализ; умение наблюдать, обобщать;
  • Воспитательные: совершенствовать навыки совместной деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах, делать выводы.

Оборудование: иллюстрации, таблички, энциклопедии.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Пятиминутка

3. Урок окружающего мира начнем с загадок

*Только тронь и отдернешь ладонь.
Обжигает трава, как огонь. (Крапива)

*Куст колючий, словно еж,
С дикой розой сильно схож.
Внутри ягод, как в ларце,
Клад из витамина С … (Шиповник)

*Длинноногие сестрицы
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них ресницы
И, как солнышко, глазок. (Ромашка)

*Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок, и нет цветка. (Одуванчик)

*Ягода приятная,
Очень ароматная.
Ты под кустик загляни-ка,
Там краснеет … (Земляника)

*В домике одноэтажном
Созревает овощ важный
За стеклом сидит синьор
Толстый, красный … (Помидор)

Картинки с отгадками вывешиваются на доску.

4. Актуализация знаний

- Как одним словом можно назвать все то, что изображено на картинках? (Растения) Это правильный ответ.

На доске появляется заголовок «Растения»

- В данном ряду есть лишняя картинка. Какая? Да, это шиповник.

- А почему? Верно, все остальные растения – травы, а шиповник - кустарник.

На доске появляются таблички «Травы», «Кустарники»

- Какой группы не хватает? Верно, деревьев.

На доске появляется табличка «Деревья»

- Итак, все растения делятся на 3 группы: деревья, кустарники, травы.

- Что мы знаем о каждой группе растений?

- У деревьев толстый, твердый стебель, который называется ствол.

- У кустарников несколько стеблей, которые растут из одного корня.

- Травы имеют мягкий, гибкий стебель.

- А на какие две группы делятся кустарники и деревья? (Лиственные и хвойные).

- Давайте дополним каждую группу растениями: яблоня, береза, крыжовник.

- Все, что мы сейчас сказали о растениях, это были новые знания или мы повторили то, что знаем?

- Конечно, это было повторение. Оцените, пожалуйста, свои знания с помощью знаков «+?».

5. Открытие нового знания

- Как вы думаете, мы всё уже знаем о растениях?

- Конечно, далеко не всё. И сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним видом классификации растений. Все деревья, кустарники, травы мы разделим на 2 группы. А на какие нам предстоит узнать.

- Итак, какова будет цель нашего урока? Верно, познакомиться с другим видом классификации растений.

Цель появляется на доске

- Чтобы достичь цели, нам нужно поработать в группах.

  • 1 ряд – 1 группа,
  • 2 ряд – 2 группа,
  • 3 ряд – 3 группа.

Каждая группа будет сравнивать по 2 растения из каждой группы растений. Результаты сравнения будем записывать в таблицу.

В чём сходство

В чём различие

 

 

- 1 группа будет сравнивать яблоню и березу. 2 группа - крыжовник и шиповник. 3 - томат и одуванчик.

Каждая группа на листочке с вопросами отмечает плюсом тот вопрос, ответ на который нашли. Рядом с вопросом можно кратко записать ответ.

 

Сходство

Различие

Яблоня

Дерево
Приносит пользу

Растет в саду
Ухаживает человек

Береза

Дерево
Приносит пользу

Растет в лесу

Крыжовник

Кустарник
Приносит пользу

Растет в саду
Ухаживает человек

Шиповник

Кустарник
Приносит пользу

Растет в лесу

Томат

Травянистое растение

Растет в саду
Ухаживает человек
Собирает урожай

Одуванчик

Травянистое растение

Растет повсюду

- Из каждой группы мне нужны по 2 человека, которые будут заняты другой работой. Они будут мудрецами, которые познакомятся с интересными фактами о сравниваемых растениях. А потом поделятся этими интересными сведениями с нами.

- Группы предоставляют результаты сравнения. Получается, что есть растения, которые высаживает человек, а есть растения, которые растут сами по себе. Какую группу бы вы назвали «Культурные растения», а какую – «Дикорастущие»?

Таблички вывешиваются на доску

- Вывод: в каждой группе растений есть представители, которые живут в природе, за ними никто не ухаживает. Такие растения называются дикорастущими. А есть растений, которые высаживает человек и ухаживает за ними на протяжении всей жизни. Такие растения называются культурными. Теперь сформулируйте тему урока: «Дикорастущие и культурные растения»

6. Выступление «мудрецов»

7. Закрепление

- Оцените как вы усвоили новую тему. Проверяем. Каждый ученик получает листочек с написанными растениями (Сосна, малина, осина, репейник, астры). Дикорастущие подчеркиваем зеленым карандашом, культурные – красным. Взаимопроверка.

8. Рефлексия на листочках

Закончи фразу:

  • Я сегодня на уроке узнал….
  • Мне на уроке было ……
  • Дома я расскажу об уроке….