Конспект урока по математике "Решение задач"

Разделы: Математика

Класс: 1


Цель:

  • Формирование умения решать задачи,
  • Воспитание доброты, отзывчивости, умения работать в парах,
  • Развитие внимания, мышления, памяти, речи посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы,
  • Воспитание познавательного интереса у учащихся.

Задачи:

Предметные:

  • Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
  • Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
  • Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
  • Уметь правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3.
  • Знать состав чисел первого десятка.
  • Повторить математические термины: “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
  • Формировать представление о значении математики в жизни человека;
  • Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • Формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • Овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
  • В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение
  • Формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • Работать по коллективно составленному плану;
  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Познавательные УУД:

  • Формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
  • Осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
  • Строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
  • Давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

  • Принимать участие в работе парами;
  • Понимать задаваемые вопросы;
  • Выражать свою точку зрения;
  • Адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Оборудование: ПК, диск (электронное приложение к учебнику), карточки с буквами (З, А, Д, А, Ч, А), карточки с названиями составных частей задачи, карточки с текстами.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

3. Работа в тетрадях по математике. Чистописание цифры 6

- Что можно сказать про число 6? (…)

- С этим числом связана интересная научная информация: на земном шаре 6 континентов (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида). 6 планета Солнечной системы по удалённости от Солнца – это Сатурн. Сатурн известен своими кольцами, которые состоят изо льда и космической пыли.

4. Работа в парах (повторение состава чисел от 2 до 10)

- Поблагодарите друг друга за работу в парах (…)

5. Работа над пройденным материалом

Игра «День-ночь». Когда учитель произносит слово «День», дети по наглядному материалу, повторяя состав чисел, называют то число, которое учитель закрывает, когда произносит слово «Ночь», отдыхают, закрывая глаза.

6. Физкультминутка - нейрогимнастика

7. Актуализация знаний

Учитель задаёт детям вопросы. Ученики называют ответы. После правильного ответа на доске появляется карточка с буковой.

- Сколько углов у прямоугольника? (З)

- Как называются числа при сложении? (А)

- Какие знаки сравнения мы знаем? (Д)

- 9 - это 6 и сколько? (А)

- Сколько ушек у двух зайчиков? (Ч)

- Какое число стоит между числами 8 и 10? (А)

8. - Какое слово получилось? (ЗАДАЧА)

- Какая тема урока?

- Какая цель урока?

- Что мы знаем про задачу?

- Назовите составные части задачи?

В задаче всегда есть условие и вопрос. Без вопроса нет задачи. Решая задачу, мы объясняем, какое действие выбираем и почему. Записываем это действие. Это решение задачи. Отвечая на вопрос, получаем ответ задачи.

–У вас в тетрадях за полями находятся волшебные линеечки, оцените свои знания, как вы умеете решать задачи.

9. На столах находятся карточки, на которых записаны 5 текстов. Среди них нам нужно найти задачи и решить их.

Пример карточки:

  1. В одной вазе 4 груши, а в другой – 3. Сколько яблок в двух вазах?
  2. В одном букете 5 тюльпанов, а в другом – 3. Сколько тюльпанов в двух букетах?
  3. Брату 8 лет, а сестра старше брата. Сколько лет сестре?
  4. На тарелке лежало 10 пирожков, 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?
  5. На ветке сидело 5 воробьёв и 2 синички. Сколько синичек сидело на ветке?

Нахождение, решение задач на доске и в тетрадях.

10. Физкультминутка для глаз

11. Работа с экраном. Электронное приложение к учебнику

Каждой задаче – свой вопрос.

12. В тетради вернитесь к волшебной линеечке, на которой вы оценивали свои знания и умения по решению задач. Оцените снова свои знания на этой линеечке.

- Встаньте те из вас, у кого самооценка стала выше.

13. Итог урока

Рефлексия учебной деятельности.

  • Что интересного вы сегодня узнали?
  • Какую цель ставили?
  • Достигли цели?
  • Какие математические термины вы сегодня повторяли? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)
  • Какие умения помогли вам сегодня на уроке?
  • Какие знания вы использовали и приобрели?
  • Для чего в жизни нужно уметь решать задачи?
  • Где нам пригодятся эти знания?

Умение решать задачи развивает память, мышление, логику, гибкость ума, помогает находить нестандартные выходы из различных ситуаций.

Литература

  1. Математика. Учебник для 1 кл. в 2 ч. Ч.1. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. - 15-е изд. – М.: Просвещение, 2023.
  2. Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы /М.И.Моро, С.И.Волкова. – М.: Просвещение, 2023.