Цель:
- Формирование умения решать задачи,
- Воспитание доброты, отзывчивости, умения работать в парах,
- Развитие внимания, мышления, памяти, речи посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы,
- Воспитание познавательного интереса у учащихся.
Задачи:
Предметные:
- Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
- Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
- Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
- Уметь правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3.
- Знать состав чисел первого десятка.
- Повторить математические термины: “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
- Формировать представление о значении математики в жизни человека;
- Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- Формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- Овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
- В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение
- Формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- Работать по коллективно составленному плану;
- Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Познавательные УУД:
- Формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- Осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
- Строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
- Давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД:
- Принимать участие в работе парами;
- Понимать задаваемые вопросы;
- Выражать свою точку зрения;
- Адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Оборудование: ПК, диск (электронное приложение к учебнику), карточки с буквами (З, А, Д, А, Ч, А), карточки с названиями составных частей задачи, карточки с текстами.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация к учебной деятельности
Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
3. Работа в тетрадях по математике. Чистописание цифры 6
- Что можно сказать про число 6? (…)
- С этим числом связана интересная научная информация: на земном шаре 6 континентов (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида). 6 планета Солнечной системы по удалённости от Солнца – это Сатурн. Сатурн известен своими кольцами, которые состоят изо льда и космической пыли.
4. Работа в парах (повторение состава чисел от 2 до 10)
- Поблагодарите друг друга за работу в парах (…)
5. Работа над пройденным материалом
Игра «День-ночь». Когда учитель произносит слово «День», дети по наглядному материалу, повторяя состав чисел, называют то число, которое учитель закрывает, когда произносит слово «Ночь», отдыхают, закрывая глаза.
6. Физкультминутка - нейрогимнастика
7. Актуализация знаний
Учитель задаёт детям вопросы. Ученики называют ответы. После правильного ответа на доске появляется карточка с буковой.
- Сколько углов у прямоугольника? (З)
- Как называются числа при сложении? (А)
- Какие знаки сравнения мы знаем? (Д)
- 9 - это 6 и сколько? (А)
- Сколько ушек у двух зайчиков? (Ч)
- Какое число стоит между числами 8 и 10? (А)
8. - Какое слово получилось? (ЗАДАЧА)
- Какая тема урока?
- Какая цель урока?
- Что мы знаем про задачу?
- Назовите составные части задачи?
В задаче всегда есть условие и вопрос. Без вопроса нет задачи. Решая задачу, мы объясняем, какое действие выбираем и почему. Записываем это действие. Это решение задачи. Отвечая на вопрос, получаем ответ задачи.
–У вас в тетрадях за полями находятся волшебные линеечки, оцените свои знания, как вы умеете решать задачи.
9. На столах находятся карточки, на которых записаны 5 текстов. Среди них нам нужно найти задачи и решить их.
Пример карточки:
- В одной вазе 4 груши, а в другой – 3. Сколько яблок в двух вазах?
- В одном букете 5 тюльпанов, а в другом – 3. Сколько тюльпанов в двух букетах?
- Брату 8 лет, а сестра старше брата. Сколько лет сестре?
- На тарелке лежало 10 пирожков, 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?
- На ветке сидело 5 воробьёв и 2 синички. Сколько синичек сидело на ветке?
Нахождение, решение задач на доске и в тетрадях.
10. Физкультминутка для глаз
11. Работа с экраном. Электронное приложение к учебнику
Каждой задаче – свой вопрос.
12. В тетради вернитесь к волшебной линеечке, на которой вы оценивали свои знания и умения по решению задач. Оцените снова свои знания на этой линеечке.
- Встаньте те из вас, у кого самооценка стала выше.
13. Итог урока
Рефлексия учебной деятельности.
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Какую цель ставили?
- Достигли цели?
- Какие математические термины вы сегодня повторяли? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)
- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?
- Какие знания вы использовали и приобрели?
- Для чего в жизни нужно уметь решать задачи?
- Где нам пригодятся эти знания?
Умение решать задачи развивает память, мышление, логику, гибкость ума, помогает находить нестандартные выходы из различных ситуаций.
Литература
- Математика. Учебник для 1 кл. в 2 ч. Ч.1. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. - 15-е изд. – М.: Просвещение, 2023.
- Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы /М.И.Моро, С.И.Волкова. – М.: Просвещение, 2023.